Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства эффективных управленческих структур

Основные задачи организационного проектирования

Факторы проектирования организации

Проектирование организации

Под организационной структурой, сформированной в результате проектирования, понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных подразделений, обособившихся в процессе разделения труда. Подразделения представляют собой официальные группы работников, ответственных за выполнение определенного набора производственных, финансовых, управленческих и иных функций.

Управленческая структура – это упорядоченная совокупность самостоятельных органов управления (должностей, подразделений и служб), находящихся в определенной взаимной связи и соподчинении, и объединенных коммуникационными каналами.

С точки зрения рассмотрения организации как системы, организационная структура представляет собой упорядоченный набор подразделений как элементов системы. А управленческая структура появляется в результате добавления в организационную структуру горизонтальных и вертикальных связей между подразделениями, системы распределения полномочий и ответственности, а также правил осуществления всех связей и полномочий.

1. Выделение набора функционально обособленных элементов организации и связей между ними

2. Определение форм и методов реализации этих связей, необходимых полномочий

3. Закрепление их в нормативных документах

· системность, единство составляющих звеньев при четком разграничении выполняемых ими функций;

· динамичность;

· адаптивность к новым внешним и внутренним условиям, способность изменяться; для этого управленческая структура должна быть в минимальной степени инерционной, содержать в себе элемент, отвечающий за ее упорядочивание и улучшение (например, подразделение по совершенствованию управления);

· стабильность, т.е. способность сохранять равновесие при возмущающих действиях внутренних и внешних факторов;

· простота, минимальное число должностей и уровней управления;

· оптимизация нормы управляемости;

· высокая реактивность;

· рациональное сочетание централизации и децентрализации принятия решений, расширение зон самоконтроля;

· обеспечение ориентации работы не на собственные нужды, а на интересы потребителя;

· деятельность в рамках законов.

Факторы, влияющие на тип, количество уровней, масштаб и сложность
управленческой структуры

Существует множество факторов, влияющих на процесс проектирования структуры управления.

1) Внешняя среда, т.е. все то, что окружает организацию. Не существует одной, оптимальной для всех ситуаций структуры организации. Как и во всех процессах управления, в проектировании организаций существует только наиболее подходящий для данной ситуации способ. Организации, внешняя среда которых отличается по сложности, скорости изменений, неопределенности и т.д., должны иметь различную управленческую структуру, учитывающую эти особенности.

2) Стратегический выбор руководства организации. Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации. Альфред Чандлер проанализировал, как на протяжении ряда лет изменялись организационные структуры таких фирм, как «Дюпон», «Дженерал Моторс», «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси» и «Сирс». Наблюдая за тем, как эти изменения соотносились с изменениями стратегий и целей организации, Чандлер сформулировал свой ставший знаменитым принцип: «Стратегия определяет структуру».

3) Технология работы в организации. В условиях всеобщей автоматизации производственных процессов, преобладания их аппаратной формы, когда не требуется постоянное присутствие человека, управленческая структура бывает более простой, чем там, где производственный персонал велик и занят выполнением сложных ручных операций. Например, появление технологий электронной передачи данных и создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) позволило ряду сотрудников работать off-line или on-line в разных географических регионах и даже дома, к созданию виртуальных организаций. Технология работы с использованием возможностей Интернет привела к появлению предприятий электронной коммерции, электронных закупок и сбыта, привела к появлению новых и сокращению прежних должностей и т.д.

4) Поведение работников: Для успешной реализации намеченных изменений в стратегии, видах деятельности, организационной структуре управления и т.п. необходимы мотивированные на эти изменения сотрудники, которые могут подчинить собственные интересы целям фирмы и активно участвовать в преобразованиях, нововведениях. Чтобы сотрудники мыслили и действовали в конструктивном для фирмы плане необходима соответствующая организационная культура.

5) Размеры организации и разнообразие видов деятельности. Чем они значительнее, тем, при прочих равных условиях, в ней больше подразделений, многочисленнее и разнообразнее связи между ними, а поэтому сложнее управленческая структура.

6) Норма управляемости, определяемая числом подчиненных, которыми можно эффективно руководить.

7) На структуру управления немалое влияние оказывают экономические факторы. При недостатке средств, например, в условиях финансового кризиса ее максимально упрощают, чтобы снизить непроизводительные расходы.

8) Структура управления не может не находиться под влиянием человеческого фактора — социальной структуры, психологических отношений между людьми. Так, если в организации недостает лиц с необходимым уровнем образования и квалификации, попытка создать то или иное подразделение или должность вряд увенчается успехом, даже если потребность в них несомненна. И наоборот, они могут быть и ненужными, но тем не менее создаются, поскольку кого-то нужно пристроить на хорошее место.

9) Структура управления может определяться естественными факторами – географическими или природно-климатическими (территориальная разбросанность подразделений, оторванность от центрального руководства, экстремальные условия их деятельности).

 

Любой тип или вид организационной структуры – условность. Большинство конкретных организаций сочетает в себе элементы всех видов организационных структур. Речь может идти только о преобладании основных элементов какого-либо вида. В России в настоящее время широко распространенной является линейно-функциональная структура.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели проектирования работы | Факторы, влияющие на выбор между централизацией и децентрализацией
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.