Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, типы и виды организационных структур

Организационные структуры управления

 

 

Организационная структура управления – это совокупность управленческих органов и подразделений с соответствующей системой связей (линейных, функциональных, горизонтальных, вертикальных, формальных и неформальных), обеспечивающих реализацию целей организации. Построение рациональной структуры управления является наиболее важным этапом в формировании эффективной системы менеджмента, обеспечении своевременной адаптации предприятия и его продукции (услуг) к требованиям покупателей. На выбор того или иного типа и вида структуры влияет множество внешних и внутренних факторов: миссия и стратегия организации, масштабы ее деятельности, профессионализм менеджеров, уровень квалификации и ответственности работников, скорости внешних изменений и т. п. Процесс проектирования организационной структуры управления называется департаментацией (department – отдел, подразделение).

Процесс департаментации включает следующие этапы:

ü формирование производственных, непроизводственных и функциональных подразделений организации в зависимости от типа производства, видов работ и реализуемых функций менеджмента;

ü построение оптимального количества уровней управления в соответствии с нормой управляемости руководителя;

ü проектирование организационных связей, обеспечивающих эффективные коммуникации и передачу информации в организации.

Вид департаментации определяет вид структуры управления.

По своей форме и содержанию выделяют два типа организационных структур управления: механистические и органические [22].

Механистические структуры управления используются в сферах с медленно развивающимися технологиями и в условиях низкой динамики внешнего окружения. Они характеризуются наличием жесткой иерархической структуры управления, централизации власти, высокой степени развития вертикальных и формальных связей, строго регламентируемых должностными инструкциями обязанностей подчиненных, административно-командных методов управления. В условиях медленного развития рынка такие структуры обеспечивают приемлемую эффективность. К механистическим организациям относят следующие виды структур управления: линейные, функциональные, линейно-функциональные и дивизиональные структуры управления.

Принципиальная схема традиционной механистической структуры управления представлена на рис. 20. Смысл такой структуры заключается в том, что она дает возможность организации функционировать как слаженный механизм, все элементы которого тесно взаимосвязаны друг с другом, а это обеспечивает эффективную координацию и контроль деятельности нижестоящих подразделений.

 

 

 


Рис. 20. Принципиальная схема механистической организации

 

В своей основе механистические, или как их еще называют бюрократические, организации опираются на классические принципы управления, обоснованные в модели функциональной организация Ф. Тейлора, теории административного управления А. Файоля и теории рациональной бюрократии М. Вебера.

Как показывает практика управления, бюрократические организации являются до сих пор наиболее распространенными. Однако современные условия и конкуренция требуют от организации большей гибкости, инноваций, постоянных внутренних преобразований, что в механистической структуре управления происходит очень медленно из-за излишней бюрократии, консервативности руководства, необходимости соблюдения различного рода инструкций, правил и процедур, жесткой иерархии, препятствующих изменениям. Решение этих недостатков привело к формированию нового типа структур – органических, или адаптивных, структур управления [8, 20].

Органические, или адаптивные, структуры управления характерны для предприятий с высокими быстроразвивающимися технологиями, работающими в условиях динамичного внешнего окружения. Данные структуры отличаются гибкостью и адаптивностью к внешним изменениям, широко развитой информационной сетью, низкой степенью вертикальной дифференциации, сотрудничеством и адаптивными обязанностями подчиненных, ориентированы на неформальные коммуникации и децентрализацию принятия управленческих решений. Руководство в органических структурах организовано по принципу «одна команда». К органическим (адаптивным) структурам управления относят следующие виды организаций: проектные, матричные, эдхократические, многомерные (бригадные), рыночные (предпринимательские) и венчурные (инновационные) структуры управления. Принципиальная схема адаптивной организации приведена на рис. 21.

 

 
 

 

 


Рис. 21. Схема адаптивной структуры управления организацией

 

Как показано на рисунке, адаптивная организация представляет собой совокупность нескольких управленческих команд, которые связаны между собой системой горизонтальных и, как правило, неформальных связей. По своей сути в такой структуре отсутствует иерархия и происходит ролевое распределение задач между сотрудниками, которые могут взаимодействовать для решения проблемы как с участниками своей группы, так и специалистами других управленческих команд, что значительно повышает оперативность принятия новых управленческих решений по разработке и реализации программ развития субъекта хозяйствования. Это структуры нового поколения, опирающиеся на высокую квалификацию и ответственность сотрудников, их участие в собственности и материальную заинтересованность в конечных результатах деятельности организации.

 

5.2. Норма управляемости: сущность, факторы, структуры

 

Руководитель может управлять эффективно ограниченным числом подчиненных, так как для планирования, организации их деятельности, мотивирования и контроля необходимо время. Кроме того, руководителю необходимо заниматься документами, осуществлять переговоры с клиентами, вышестоящим руководством и решать многие другие вопросы. При ограниченном рабочем времени для повышения эффективности работы менеджера требуется нормирование его управленческой нагрузки, т. е. определение оптимального числа подчиненных. С учетом различий индивидуальных характеристик самого руководителя и его подчиненных каждая организация должна выработать свой оптимальный норматив численности персонала, находящегося в подчинении того или иного менеджера.

Норма управляемости (масштаб управляемости или контроля) представляет собой количество подразделений или подчиненных, которые могут быть эффективно объединены под единым руководством одного менеджера. Другими словами, норма управляемости определяет оптимальное количество подчиненных, которыми может эффективно управлять руководитель. Норма управляемости является одним из основных элементов (нормативов), используемых при проектировании структуры управления организацией, так как от ее величины зависит численный состав подразделений, количество уровней управления и в конечном итоге эффективность работы менеджмента.

Норма управляемости, или масштаб, зависит от множества ситуационных факторов, которые можно разделить на две группы:

1. Факторы качества работы:

ü схожесть работы;

ü территориальная удаленность рабочего места;

ü сложность работы.

2. Факторы качества персонала и целей организации:

ü уровень подготовки подчиненных;

ü уровень профессионализма руководителя;

ü степень ясности в делегировании прав и ответственности;

ü степень четкости в постановке целей;

ü степень объективности оценки результатов;

ü техника коммуникаций;

ü уровень управления;

ü фактор стабильности в организации;

ü уровень потребности руководства в личных контактах.

В зависимости от состояния указанных переменных в процессе индивидуальных исследований обосновывается оптимальный для конкретной ситуации (организация, уровень управления) масштаб управляемости или контроля. Данный масштаб контроля определяет оптимальную численность персонала структурных подразделений различных уровней управления организацией.

Средние нормативы масштаба управляемости в зависимости от типа производства и уровня управления представлены в табл. 2.

Таблица 2

Средние нормы управления (по исследованиям Д. Вудворд)

Уровень Штучное производство Массовое производство Опытное производство
Высшее звено      
Низовое звено      

 

Норма управляемости является ограничением, которое в ходе расширения организации вынуждает руководство постоянно увеличивать количество уровней управления. Необоснованный вертикальный рост структуры является отрицательным фактором, приводящим к снижению эффективности организации за счет ухудшения процесса коммуникаций и увеличения расходов на содержание штата управленческих работников. В практике современного менеджмента решение этой проблемы привело к формированию двух типов масштаба управляемости – узкого и широкого [8, 20].

Узкий масштаб управляемости характеризуется минимальным количеством подчиненных у одного руководителя, что способствует формированию «высоких структур» с повышенным числом уровней управления (рис. 22). Преимуществом таких структур является уменьшение управленческой нагрузки, что предоставляет менеджерам дополнительное время на решение важных стратегических задач. Недостаток – рост уровней управления и управленческих расходов.

 

       
 
   
 

 


 

 

Рис. 22. Высокая и плоская структуры управления

 

Широкий масштаб управляемости предполагает максимально возможное оптимальное количество подчиненных у одного руководителя, что позволяет сформировать более «плоскую» структуру управления с меньшим числом звеньев. Это упрощает процесс коммуникаций и снижает управленческие расходы. В целях уменьшения управленческой нагрузки на руководителя осуществляется процесс децентрализации системы менеджмента.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-психологические методы управления | Виды традиционных структур управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.