Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Музыкальная педагогика как наука и искусство. Виды музыкальной деятельности




Муз. пед-ка (как и общая пед-ка) включает в себя: воспитание, образование, обучение, развитие. В ракурсе муз. пед-ки воспитание – социально направляемый, регулируемый процесс формирования и музыкально-эстетического развития личности. Слово «Образование» имеет 2 значения: организационная структура (система), включающая учреждения (школы, училища, колледжи, вузы и др.); и музыкально-образовательный процесс овладения музыкальной культурой. Обучение – передача учащимся необходимых знаний, умений и навыков. Развитие – процесс движения учащихся к овладению содержанием музыкальной культуры, совершенствование музыкальных способностей.(Далее: конспект на листе).

Музыкальное образование -процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения. Под М. о. нередко понимают и самую систему организации муз. обучения. Основной путь получения М. о. - подготовка под руководством педагога, чаще всего в уч. заведении. Важную роль может играть и самообразование, а также усвоение знаний и умений в процессе проф. муз. практики или участия в самодеят. музицировании. Различают М. о. общее, дающее знания, умения и навыки в том объёме, какой нужен для любительской деятельности или только для восприятия музыки, и М. о. спец., подготовляющее к проф. работе (композиторской, исполнительской, научной, педагогической). М. о. может быть начальным (низшим), средним и высшим, к-рое почти во всех странах носит спец. характер. Общедидактич. принцип воспитывающего обучения имеет прямое отношение и к М. о. и находит отражение в его содержании, методах и организационных формах. Общее и спец. М. о. предполагает органич. единство музыкального воспитания и муз. обучения: не только учитель музыки общеобразоват. школы, обучая детей и давая им общее М. о., воспитывает их средствами музыки и ведёт к её пониманию, но и педагог проф. муз. школы любого уровня, приобщая будущего муз. деятеля к спец. знаниям и умениям, в то же время формирует его личность - мировоззрение, эстетические и этические идеалы, волю и характер.
М. о. - категория историч., а в классовом обществе - классово-историч. Цели, содержание, уровень, методы и организац. формы М. о. определяются изменяющимися на протяжении истории муз. культуры социальными отношениями, нац. спецификой, ролью муз. иск-ва в жизни данного общества, муз.-эстетич. взглядами, стилистикой муз. творчества, бытующими формами муз. деятельности, функциями, выполняемыми музыкантами, господствующими общепедагогич. идеями и уровнем развития муз. педагогики. Характер М. о. обусловлен также возрастом учащегося, его способностями, тем видом муз. деятельности, к к-рой его готовят, и мн. др. Муз. обучение ребёнка строится иначе, чем взрослого, а игре, скажем, на скрипке по-иному, чем на фп. Вместе с тем общепризнанным в совр. передовой муз. педагогике (при всех неисчислимых различиях её форм и методов) являются два принципа: общее М. о. не может и не должно быть подменено специальным (в к-ром нередко делается акцент на обучении технич. навыкам, усвоении муз.-теоретич. сведений и др.); общее муз. воспитание и обучение является той обязательной основой, на к-рой следует строить спец. М. о.

Музыкальное воспитание – целенаправленное и систематическое развитие муз культуры, муз способностей человека. Муз. воспит. есть процесс передачи общественно-исторического опыиа муз деят-ти новому поколению, оно включ эл-ты муз обучения и музыкального образования.

Муз воспитание, осуществляемое в общеобразоват школе, детском саду и др внешкольных учреждениях через хор пение, игру на инструментах, слушание музыки и муз грамоту, способствует формированию мировоззрения, худ взглядов и вкусов, воспитанию чувств. Исследования совет психологов (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, В.Н.Мясищев) показали, что становление интереса к музыке зависит от многих факторов, взаимодействующих между собой. Среди них: возрастные особенности, индив типологические данные. Муз воспит тесно связ с процессами, происход в ис-ве, муз практике.

Виды муз. деятельности:

Музыкально-практическая – слушание музыки; репродуктивная (музыкально-исполнительская) и продуктивная (творческая).

Музыкально-образовательная деятельность - музыкально-теоретическая и музыкально-историческая, музыкально-дидактические игры).

Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность (объединение 2-х или более видов худ. деятельности в одно целое,

Виды репродуктивной (музыкально-исполнительской) деятельности.

Сольное, ансамблевое и хоровое пение, игра на муз. инструментах (сольная, в ансамблях, оркестрах), движения под музыку - танцевальные (ритмика) и пластические (пластическое интонирование). Хоровое пение (Ильина С.109). Ритмика (Ильина С.117-120).

Продуктивная (муз.-творческая): сочинение и аранжировка музыки, импровизация (вокальная, инструментальная, танцевальная, пластическая). (Ильина С.130-132+134). Обоснование Б.Асафьева, Б.Яворского, Г.Шатковского.

Музыкально-образовательная деятельность: Изучение истории и теории музыки, разгадывание муз. кроссвордов и ребусов ведение дневников муз. впечатлений, участие в муз. диспутах, викторинах, работа с книгами и интернет-рессурсами, написание рефератов и докладов по музыке, музыкально-дидактические игры (Ильина С. 140-141).

Полихудожественная деятельность: инсценирование и драматизация песен и программных пьес, постановка муз. спектаклей и создание для них декораций, выражение впечатлений от муз. образов в рисовании, оформление программ муз. концертов., участие в создании муз. проектов.

(Подробнее – Овсянкина С.197-204).

 

Вопрос 2. Принципы музыкального обучения и воспитания. (Начало Лекц. на листах).

Можно следующим образом сформулировать эти музыкально-педагогические принципы, присущие отечественно муз. педагогике.

1. Единство художественного и технического развития учеников. Принцип основывается на том, что выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений, овладение которыми является средством для достижения цели – художественного исполнения произведений. Большинство выдающихся педагогов-музыкантов трактовали этот принцип как приоритет содержания музыки над техническими средствами.

2. Единство эмоционального и сознательного. Этот принцип обусловлен спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия и исполнения, которые, с одной стороны, требуют определенного уровня эмоциональности, с другой стороны, - осознания эмоциональных впечатлений и средств выразительности.

3. Интеллектуализация процесса обучения. Необходимость всестороннего общемузыкального и общеинтеллектуального развития исполнителей признается всеми музыкантами-педагогами. Этот принцип, тесно связанный с предыдущими, предполагает осознанность процесса освоения и исполнения музыкальных произведений, он основан на всестороннем анализе произведений, включении их в широкий музыкальный и культурно-стилевой контекст. Интеллектуальное развитие выдающимися мастерами ставится выше, чем чисто техническое (фортепианное, скрипичное, вокальное и т.д.).

4. Индивидуализация процесса обучения и воспитания музыканта, бережное отношение к творческой индивидуальности ученика (он не должен слепо копировать учителя!). Творческая личность ученика (не предмет обучения, и не забота педагога о своем авторитете, и даже не само произведение) была главной точкой отсчета в педагогическом процессе выдающихся отечественных музыкантов. Педагоги воспитывали личностное отношение ученика к музыкальному произведению, всякий раз стимулировали поиск учеником собственной эмоционально-эстетической программы. Отсюда великие достижения нашего исполнительского искусства.

5. Нравственно-этическая направленность обучения исполнительскому искусству, выражающаяся в бережном отношении к авторскому тексту и воспитании исполнительской и человеческой скромности молодых музыкантов, наличии высоких критериев оценки своей деятельности. Будучи сами образцами бескорыстного служения искусству и ученикам, выдающиеся педагоги-музыканты требовали от учеников нравственного соответствия содержанию исполняемой музыки как условия его постижения. Межличностные отношения педагога и ученика в советских исполнительских школах, как правило, характеризовались высокоинтеллигентной атмосферой, доброжелательностью. Внимание педагога к воспитанию положительных качеств личности молодого музыканта – отличительная черта советской музыкальной педагогики, заложенная еще в предыдущую эпоху. Педагог по специальности не только учит исполнительскому ремеслу. Он участвует в формировании мировоззрения, интересов, характера, нравственных ценностей своего воспитанника, знает его образ жизни, выступает его советником и психологом, авторитетом и лучшим (старшим) другом; между учителем и учеником музыкального класса часто устанавливаются почти родственные отношения.

6. Принцип единства интонационно-ладового слуха, ритмического чувства и чувства формы. (Комплексное и последовательное развитие всех муз. способностей – в любой муз. деятельности, любой муз. дисциплине).

Принципы начального музыкального обучения – см. лист.

 

Вопрос 3. Методы и формы обучения и воспитания в музыкальной сфере. (Овсянкина. С.194-197, 205-207 + Ильина С.143-148 + Псих. муз деят. С. 123-127).

Действуют общепедагогические методы (по источнику знаний и характеру деятельности): словесные, наглядные, практические.

Словесные имеют универсальный характер: беседа, рассказ, пояснение, комментарий, лекция, семинар.

Наглядные в муз воспитании и обучении преломляются как наглядно-слуховой (муз. иллюстрации в исполнении педагога или в фонозаписи) и наглядно-зрительный (иллюстрация рисунками, репродукциями, схемами, видеозаписями).

Практические: музыкальные (показ педагогом исполнительских приемов, возможных трактовок исполнения) и общехудожественные (работа с нотами и книгами по предмету и смежным искусствам).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.