Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Точки роста» теории организации




 

В теории организации, на наш взгляд, в настоящее время возможно и необходимо развитие в трех горизонтах. Во-первых, это собственно теоретические проблемы, связанные со статусом, предметом и методами теории организации. Здесь нуждаются в дальнейшем осмыслении такие вопросы, как соотношение формального и неформального компонентов организации, границы «немыслимого» в организации, специфика организационной рациональности, гносеологические возможности моделирования и идеально-типического конструирования, методологические подходы к построению классификаций организаций в связи с появлением их новых видов и типов, исследование законов организаций.

Во-вторых, это дифференциация и технологизация организационного знания. Нужна постоянная работа по описанию и объяснению различных сторон организаций, разработка соответствующих методик диагностики состояния организаций и изменения этого состояния в желаемом направлении. Здесь должна в полной мере проявить себя праксическая природа организационного знания, что невозможно без укрепления партнерских отношений со всеми областями знания, связанными с организациями.

В-третьих, следует позаботиться об изменении общественного статуса теории организации. Необходимо доказать, что одной из важнейших забот человечества в ближайшее время станет забота об эффективности организаций, их «благоустройстве» в соответствии с принятыми и постоянно совершенствующимися образцами. Следовательно, организационные знания должны стать достоянием каждого образованного человека, не говоря уже о тех, кто волею судьбы стоит во главе организаций. Технологии организационного анализа, аудита, организационного развития должны быть в арсенале умений всех, независимо от профессии и специальности. Организационные знания, умения и навыки должны стать транспрофессиональными.

 

 

 
 
 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Стандарт дисциплины «Теория организации»

Выдержки из ГОС специальности 061100.

 

Теория организации.

Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности – упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности.

 

Приложение 2

MC ISO 9000. СМК. Основные положения и словарь

1. Организация – группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

2. Организационная структура – распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками. Область применения организационной структуры может включать соответствующие взаимодействия с внешними организациями.

3. Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы и выходы.

4. Проект – уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничение по срокам, стоимости и ресурсам.

5. Аудит (проверка) – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. Аудиты бывают внутренние, внешние (второй или третьей стороной) и совместные.

6. Система менеджмента качества связана с моделями совершенства. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, что применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций.

Источник: МС ISO 9000. СМК. Основные положения и словарь.

 

Приложение 3

Методические советы по выполнению курсовой работы (проекта)

 

Особый характер и статус дисциплины “Теория организации” обусловливает не только освоение и затем демонстрацию на зачете (либо экзамене) приобретенных знаний, но и практическую реализацию полученной информации в проектной работе: в ее процессе – через взаимодействие членов проектной группы по сбору анализу, упорядочению, оформлению данных и защите проектной работы, и в ее результате – содержании проекта.

Таким образом, теория организации осваивается в четырех взаимосвязанных формах: 1) освоение законов и принципов по литературным источникам и лекционным материалам; 2) в процессе организационного аудита и диагностики; 3) в процессе проектирования, т.е. создания организационного проекта какой-либо организации; 4) в процессе организационного взаимодействия членов проектной группы. Даже если проект пишет один человек, ему приходится взаимодействовать с различными субъектами – источниками информации и владельцами необходимых для создания проекта ресурсов, в ходе которого проявляются те или иные принципы и закономерности теории организации, с большей или меньшей степенью эффективности используемые для получения результата.

Проект выступает как средство построения действия максимально точным и полным удержанием целевых ориентиров. Организационное проектирование – это проектирование организации как социотехнической системы в разных формах: проектирование новой организации, проектирование изменений (модернизации) в уже существующей организации, проектирование каких-либо мероприятий с использованием ресурсов нескольких организаций.

Источником проекта является неудовлетворенность существующими обстоятельствами и готовность действовать, чтобы изменить положение дел. Осознание того, что не удовлетворяет и что необходимо делать, связано с формированием субъекта действия, т.е. того, кто хочет и может действовать.

Запрос на проектирование появляется там, где ответ на вопрос, что необходимо делать, – не очевиден. Поэтому центральной в проектировании является работа по формированию инновационных идей, которые в состоянии ответить на исходную потребность, связанную с преодолением неудовлетворительного положения дел, и превращения этих идей в замыслы. Внимание к этой фазе работы определяет объемы и эффективность усилий, затраченных при реализации проекта. Проект экономит ресурсы.

Основные блоки, этапы и фазы проектной работы.

 

1. Определение целей проекта:

1.1) обоснование актуальности решаемых проектом проблем (т.е. перечисление причин, которые делают реализацию проекта необходимой, злободневной и социально-значимой задачей);

1.2) целевая картина, которая показывает, что должно измениться в организации после реализации проекта;

1.3) задачи, которые показывают, какие конкретные шаги должны быть сделаны по достижению целей проекта.

2. Организационная структура проекта:

2.1) кто и в каких организационных формах будет осуществлять цели проекта;

2.2) как, в каких формах деятельности;

2.3) с кем (окружающая макро – и микросреда.

3. Ресурсное обеспечение проекта:

3.1) кто – должностные обязанности, компетенции и ответственность участников проекта;

3.2) как – происходит обмен информацией; формальное и неформальное руководство;

3.3) что – каковы финансовые ресурсы, материальное обеспечение, бюджет проекта.

4. Управление проектом и его продвижение:

4.1) план-график работ по проекту (операции, финансовое продвижение и привлекаемые ресурсы на каждый этап;

4.2) жизненный цикл проекта, стратегии и риски;

4.3) оценка жизнеспособности проекта после его завершения (имидж проекта, долгосрочная стратегия развития).

Объект проектирования (организацию) необходимо выбрать самостоятельно, но с обязательным согласованием с преподавателем. Следует обратить внимание на то, что не все организации являются “прозрачными” и “открываются” для проектантов. Желательно найти такую организацию, руководитель которой дает согласие на оргпроектирование, предоставление необходимых материалов, возможностей для аудита и диагностики. Для соблюдения конфиденциальности могут быть использованы условные названия или изменены некоторые параметры.

При разработке проекта группой необходимо провести ряд организационных мероприятий: выбрать руководителя проекта, распределить функции, составить план-график выполнения работ. Этот график включает рекомендованные выше этапы и фазы работы по проекту.

Для осуществления эффективного и обоснованного целеопределения как фазы проектной работы необходимо в выбранной для проектирования организации провести организационный аудит.

Чтобы аудит оказался достаточно полным, можно воспользоваться методикой «22 шага» и получить ответы на следующие вопросы:

1. Организационно-правовая форма данной организации и краткая история.

2. Проблема, для решения которой создана организация.

3. Миссия и кредо организации.

4. Целевая картина организации и методы обеспечения единства целей подразделений и отдельных сотрудников.

5. Основные функции организации, ее технологическое ядро.

6. Связи организации с внешней средой, их важность, устойчивость, надёжность и другие критерии..

7. Тип департаментализации в организации (линейный, линейно-функциональный, штабной, матричный, дивизиональный и т.д.)

8. Распределение полномочий и ответственности различных подразделений.

9. Органиграмма (схема основных подразделений и их связи) организации.

10. Система управления в организации, ход властных и информационных потоков.

11. Принятие решений в организации, степень приобщения сотрудников.

12. Наличие информационно-аналитических групп или функций.

13. Соотношение формального и неформального руководства, группы в организации.

14. Кадровая политика, правила найма, увольнения, карьера сотрудников, должностные инструкции.

15. Коммуникации в организации, прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные связи.

16. Профиль организационной культуры (например, конфигурация кланового, адхократического, рыночного и бюрократического типов организационной культуры).

17. Стратегии, к которым прибегает организация в случае опасности.

18. Имидж организации, механизмы его поддержания и изменения.

19. Тип инноваций, к которым готова организация.

20. Методы и показатели оценки эффективности деятельности.

21. Наличие сертификатов на продукцию или систему управления.

22. Основные недостатки организации, организационные патологии.

 

Организационный аудит оформляется в виде аналитического отчета и составляет первый раздел курсовой работы (проекта). В нем должны быть представлены три графических материала: органиграмма, схема связей с внешней средой и таблица SWOT-анализа.

Для выполнения аудита необходимо актуализировать свои знания из различных разделов менеджмента, теории организации и организационного поведения, воспользоваться документами организации, провести углубленные интервью, в необходимых случаях провести специальные исследования по определенным методикам. Они представлены в рекомендуемой литературе.

Далее необходимо действовать в соответствии с «Основными фазами, этапами и блоками проектной работы»:

1. обосновать необходимости и цели изменений

2. выбрать стратегию проекта, охарактеризовать его ресурсы и риски

3. задачи, которые нужно решить и соответствующие им мероприятия

4. график исполнения с начальной и конечной датой

5. сотрудников проекта и его бюджет

6. показатели эффективности, по которым можно судить о достижении целей проекта.

Эти разделы организационного проекта требуют пристального внимания студентов-проектировщиков, так как им необходимо показать, как могут быть использованы выявленные в ходе организационного аудита ресурсы и возможности формальной и неформальной организации (материальные, финансовые, информационные, кадровые) для реализации предложенной идеи. При этом важно отследить, как будет осуществляться мониторинг происходящих организационных изменений (управление проектом) и производиться оценка эффективности.

Проектируемые организационные изменения могут касаться любой характеристики организации. Однако важно, чтобы они были направлены на ликвидацию организационных болезней и активизацию тех ресурсов, которые еще недостаточно используются.

На практических занятиях проектные группы получат возможность обсуждать и оформлять собранный материал, консультироваться у преподавателя и у своих коллег из других проектных групп. Работа по проекту проходит в течение всего обучения и включает как защиту отдельного этапа (блока), так и проекта в целом.

Приложение 4.

Методические рекомендации

по оформлению курсовой работы (проекта)

Название: Аудит и проект организационных изменений в (название организации)

I. Введение

1.1Актуальность проблемы (краткое описание организации и ее состояния, гипотеза о потребности в изменениях)

1.2.Объект работы:

1.3.Предмет работы:

1.4. Цели работы:

1.5. Задачи работы:

1. 6. Методологические основания работы:

какие разделы теории организации оказались актуальными для выполнения данной работы (например, концепция организационных структур, организационной культуры и т.д.)

1.7. Методы исследования: наблюдение и т.д.

1.8. Структура работы: работа содержит введение, главы (сколько), разделы, заключение, библиография (количество источников), приложений, (число) … Изложена на (количество страниц).

 

II.Организационный аудит (по методикам аудита, например 22 шага)

III. Диагностика достоинств организации и ее недостатков. SWOT- анализ.

IV. Инновационные предложения.

V. Название: Проект изменений ….(чего)

1. масштаб проекта, необходимость и цели изменений

2. стратегия проекта,

3. задачи, которые нужно решить и соответствующие им мероприятия

4. график исполнения с начальной и конечной датой

5. ресурсы и риски проекта

6. сотрудники

7. бюджет проекта

8. показатели эффективности, по которым можно судить о достижении целей проекта.

 

VI. Заключение (достигнуты ли поставленные цели, каковы перспективы исполнения вашего проекта)

 

VII. Библиография (оформить с учетом современных стандартов)

Приложение 5

Модели совершенства (идеально–типические конструкты) организаций

 

Кибернетическая модель 1. Жизнеспособная система 2. Связная и цельная (целокупная) 3. Гомеостатичная (внутренне и внешне сбалансированная) 4. Адекватно отвечающая на внешние воздействия (сверхстабильная) 5. Обучающаяся 6. Имеющая прямые и обратные связи (положительные и отрицательные) 7. Обладает идентичностью Кибернетика 1-го порядка осваивает отрицательные обратные связи стабилизирующие организацию. Кибернетика 2-го порядка – положительные обратные связи дестабилизирующие и / или развивающие организацию.   Автопоэтическая модель 1. Самоорганизующаяся система 2. Самореферентная (развивающаяся по внутренним побуждениям) 3. Целостная, обеспечиваемая множеством вероятностных связей 4. Открытая, но операционально-замкнутая 5. Постоянно порождающая собственные регулярности (структуры) 6. Имеющая собственный динамический ландшафт изменений 7. Обладающая рекурсивностью 8. Быстро обучающаяся 9. Полицентричная 10. Самоинтерпретирующаяся  
Нейрокибернетическая (системная) модель 1. Целостность системы управления и объекта управления 2. Наличие обратной связи входов и выходов 3. Жизнеспособность 4. Подчинение принципу разнообразия 5. Немыслимая система 6. Действие по эвристикам, парадигмам и алгоритмам (технологиям, традициям, творческим паттернам) 7. Наличие иерархии рефлексивного типа, консультирования и обратной связи 8. Подчинение принципу метаязыка 9. Рассмотрение ошибок как ресурса организации 10. Наличие сложных подсистем, связанных по принципу сети 11. Перемещение центров принятия решений 12. Осуществление непрерывного планирования с отказом от неэффективных или рискованных действий 13. Рекурсивность, когерентность 14. Катастрофичность развития 15. Наличие алгедонических (боль, удовольствие) цепей неаналитического регулирования в управленческих сетях   Социологическая модель 1. Система с целевой природой 2. Разделение деятельности (горизонтальной, функциональной структурой) 3. Распределение участников по ролям и статусам, составляющим устойчивый паттерн 4. Имеющая иерархическое строение с выделением уровней управления и координацией деятельности 5. Имеющая специфические институциональные нормы и систему санкций (легитимное оправдание власти) 6. Меняющая персонал и его положение в организации 7. Получающая и использующая кооперативный и/или синергетический эффект от совместной деятельности 8. Обладающая всеми признаками социального института
Синергетическая модель 1. Открытая система 2. Сложная и нелинейная система 3. Содержащая состояния динамического хаоса (возможность структурогенеза) 4. Кризисная, нестабильная система 5. Движущаяся от хаоса к порядку и обратно 6. Флуктуирующая система 7. Переживающая бифуркации 8. Выбирающая путь развития 9. Имеющая стратегии развития и преодоления риска 10. Система с историей и жизненным циклом Современная модель ISO 9000:2000 1. Ориентация на потребителя 2. Лидерство руководителя в совершенствовании организации 3. Вовлечённость персонала 4. Процессный подход к работам 5. Системный подход 6. Постоянное улучшение всего 7. Принятие решений, основанное на фактах 8. Взаимовыгодные отношения с партнёрами

Приложение 6

Виды организаций

По правовому статусу различают:

правительственные и неправительственные; коммерческие и некоммерческие; бюджетные и небюджетные организации; общественные организации; формальные и неформальные организации; хозяйственные организации.

Классификация хозяйственных организаций:

1. Коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

2. Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения.

Коммерческие организации в свою очередь делятся следующим образом: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество; дочерние и зависимые общества.

Особую группу составляют объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), в которые могут входить как коммерческие, так и некоммерческие организации.

 

По организационным формам различают: единичные и групповые организационные формы. Единичные организационные формы представляют одно юридическое лицо. К ним относятся следующие хозяйственные общества: академия, ателье, аудиторская компания, банк, биржа, венчур, джоббер, завод, информационное агентство, институт, колледж, магазин, мастерская, комбинат, компания, научно-производственная компания, телевизионная и радиокомпания, техникум, траст, университет, фактор-фирма, фабрика, школа.

К групповым организационным формам относятся: ассоциация, комбинат, картель, конгломерат, консорциум, концерн, корнер, объединение, пул, синдикат, тендер, транс-национальная корпорация, трест, финансово-промышленная группа, франчайз, холдинг.

 

Источник: Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. М.: ИНФРА М, 2000. 248 с.

 

Приложение 7

Кривые жизненного цикла организаций

Фаза I Фаза II Фаза III Фаза IV Фаза V

Большая Кризис от ......?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.