КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Точки роста» теории организации
В теории организации, на наш взгляд, в настоящее время возможно и необходимо развитие в трех горизонтах. Во-первых, это собственно теоретические проблемы, связанные со статусом, предметом и методами теории организации. Здесь нуждаются в дальнейшем осмыслении такие вопросы, как соотношение формального и неформального компонентов организации, границы «немыслимого» в организации, специфика организационной рациональности, гносеологические возможности моделирования и идеально-типического конструирования, методологические подходы к построению классификаций организаций в связи с появлением их новых видов и типов, исследование законов организаций. Во-вторых, это дифференциация и технологизация организационного знания. Нужна постоянная работа по описанию и объяснению различных сторон организаций, разработка соответствующих методик диагностики состояния организаций и изменения этого состояния в желаемом направлении. Здесь должна в полной мере проявить себя праксическая природа организационного знания, что невозможно без укрепления партнерских отношений со всеми областями знания, связанными с организациями. В-третьих, следует позаботиться об изменении общественного статуса теории организации. Необходимо доказать, что одной из важнейших забот человечества в ближайшее время станет забота об эффективности организаций, их «благоустройстве» в соответствии с принятыми и постоянно совершенствующимися образцами. Следовательно, организационные знания должны стать достоянием каждого образованного человека, не говоря уже о тех, кто волею судьбы стоит во главе организаций. Технологии организационного анализа, аудита, организационного развития должны быть в арсенале умений всех, независимо от профессии и специальности. Организационные знания, умения и навыки должны стать транспрофессиональными.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Стандарт дисциплины «Теория организации» Выдержки из ГОС специальности 061100.
Теория организации. Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности – упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности.
Приложение 2 MC ISO 9000. СМК. Основные положения и словарь 1. Организация – группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. 2. Организационная структура – распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками. Область применения организационной структуры может включать соответствующие взаимодействия с внешними организациями. 3. Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы и выходы. 4. Проект – уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничение по срокам, стоимости и ресурсам. 5. Аудит (проверка) – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. Аудиты бывают внутренние, внешние (второй или третьей стороной) и совместные. 6. Система менеджмента качества связана с моделями совершенства. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, что применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций. Источник: МС ISO 9000. СМК. Основные положения и словарь.
Приложение 3 Методические советы по выполнению курсовой работы (проекта)
Особый характер и статус дисциплины “Теория организации” обусловливает не только освоение и затем демонстрацию на зачете (либо экзамене) приобретенных знаний, но и практическую реализацию полученной информации в проектной работе: в ее процессе – через взаимодействие членов проектной группы по сбору анализу, упорядочению, оформлению данных и защите проектной работы, и в ее результате – содержании проекта. Таким образом, теория организации осваивается в четырех взаимосвязанных формах: 1) освоение законов и принципов по литературным источникам и лекционным материалам; 2) в процессе организационного аудита и диагностики; 3) в процессе проектирования, т.е. создания организационного проекта какой-либо организации; 4) в процессе организационного взаимодействия членов проектной группы. Даже если проект пишет один человек, ему приходится взаимодействовать с различными субъектами – источниками информации и владельцами необходимых для создания проекта ресурсов, в ходе которого проявляются те или иные принципы и закономерности теории организации, с большей или меньшей степенью эффективности используемые для получения результата. Проект выступает как средство построения действия максимально точным и полным удержанием целевых ориентиров. Организационное проектирование – это проектирование организации как социотехнической системы в разных формах: проектирование новой организации, проектирование изменений (модернизации) в уже существующей организации, проектирование каких-либо мероприятий с использованием ресурсов нескольких организаций. Источником проекта является неудовлетворенность существующими обстоятельствами и готовность действовать, чтобы изменить положение дел. Осознание того, что не удовлетворяет и что необходимо делать, связано с формированием субъекта действия, т.е. того, кто хочет и может действовать. Запрос на проектирование появляется там, где ответ на вопрос, что необходимо делать, – не очевиден. Поэтому центральной в проектировании является работа по формированию инновационных идей, которые в состоянии ответить на исходную потребность, связанную с преодолением неудовлетворительного положения дел, и превращения этих идей в замыслы. Внимание к этой фазе работы определяет объемы и эффективность усилий, затраченных при реализации проекта. Проект экономит ресурсы. Основные блоки, этапы и фазы проектной работы.
1. Определение целей проекта: 1.1) обоснование актуальности решаемых проектом проблем (т.е. перечисление причин, которые делают реализацию проекта необходимой, злободневной и социально-значимой задачей); 1.2) целевая картина, которая показывает, что должно измениться в организации после реализации проекта; 1.3) задачи, которые показывают, какие конкретные шаги должны быть сделаны по достижению целей проекта. 2. Организационная структура проекта: 2.1) кто и в каких организационных формах будет осуществлять цели проекта; 2.2) как, в каких формах деятельности; 2.3) с кем (окружающая макро – и микросреда. 3. Ресурсное обеспечение проекта: 3.1) кто – должностные обязанности, компетенции и ответственность участников проекта; 3.2) как – происходит обмен информацией; формальное и неформальное руководство; 3.3) что – каковы финансовые ресурсы, материальное обеспечение, бюджет проекта. 4. Управление проектом и его продвижение: 4.1) план-график работ по проекту (операции, финансовое продвижение и привлекаемые ресурсы на каждый этап; 4.2) жизненный цикл проекта, стратегии и риски; 4.3) оценка жизнеспособности проекта после его завершения (имидж проекта, долгосрочная стратегия развития). Объект проектирования (организацию) необходимо выбрать самостоятельно, но с обязательным согласованием с преподавателем. Следует обратить внимание на то, что не все организации являются “прозрачными” и “открываются” для проектантов. Желательно найти такую организацию, руководитель которой дает согласие на оргпроектирование, предоставление необходимых материалов, возможностей для аудита и диагностики. Для соблюдения конфиденциальности могут быть использованы условные названия или изменены некоторые параметры. При разработке проекта группой необходимо провести ряд организационных мероприятий: выбрать руководителя проекта, распределить функции, составить план-график выполнения работ. Этот график включает рекомендованные выше этапы и фазы работы по проекту. Для осуществления эффективного и обоснованного целеопределения как фазы проектной работы необходимо в выбранной для проектирования организации провести организационный аудит. Чтобы аудит оказался достаточно полным, можно воспользоваться методикой «22 шага» и получить ответы на следующие вопросы: 1. Организационно-правовая форма данной организации и краткая история. 2. Проблема, для решения которой создана организация. 3. Миссия и кредо организации. 4. Целевая картина организации и методы обеспечения единства целей подразделений и отдельных сотрудников. 5. Основные функции организации, ее технологическое ядро. 6. Связи организации с внешней средой, их важность, устойчивость, надёжность и другие критерии.. 7. Тип департаментализации в организации (линейный, линейно-функциональный, штабной, матричный, дивизиональный и т.д.) 8. Распределение полномочий и ответственности различных подразделений. 9. Органиграмма (схема основных подразделений и их связи) организации. 10. Система управления в организации, ход властных и информационных потоков. 11. Принятие решений в организации, степень приобщения сотрудников. 12. Наличие информационно-аналитических групп или функций. 13. Соотношение формального и неформального руководства, группы в организации. 14. Кадровая политика, правила найма, увольнения, карьера сотрудников, должностные инструкции. 15. Коммуникации в организации, прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные связи. 16. Профиль организационной культуры (например, конфигурация кланового, адхократического, рыночного и бюрократического типов организационной культуры). 17. Стратегии, к которым прибегает организация в случае опасности. 18. Имидж организации, механизмы его поддержания и изменения. 19. Тип инноваций, к которым готова организация. 20. Методы и показатели оценки эффективности деятельности. 21. Наличие сертификатов на продукцию или систему управления. 22. Основные недостатки организации, организационные патологии.
Организационный аудит оформляется в виде аналитического отчета и составляет первый раздел курсовой работы (проекта). В нем должны быть представлены три графических материала: органиграмма, схема связей с внешней средой и таблица SWOT-анализа. Для выполнения аудита необходимо актуализировать свои знания из различных разделов менеджмента, теории организации и организационного поведения, воспользоваться документами организации, провести углубленные интервью, в необходимых случаях провести специальные исследования по определенным методикам. Они представлены в рекомендуемой литературе. Далее необходимо действовать в соответствии с «Основными фазами, этапами и блоками проектной работы»: 1. обосновать необходимости и цели изменений 2. выбрать стратегию проекта, охарактеризовать его ресурсы и риски 3. задачи, которые нужно решить и соответствующие им мероприятия 4. график исполнения с начальной и конечной датой 5. сотрудников проекта и его бюджет 6. показатели эффективности, по которым можно судить о достижении целей проекта. Эти разделы организационного проекта требуют пристального внимания студентов-проектировщиков, так как им необходимо показать, как могут быть использованы выявленные в ходе организационного аудита ресурсы и возможности формальной и неформальной организации (материальные, финансовые, информационные, кадровые) для реализации предложенной идеи. При этом важно отследить, как будет осуществляться мониторинг происходящих организационных изменений (управление проектом) и производиться оценка эффективности. Проектируемые организационные изменения могут касаться любой характеристики организации. Однако важно, чтобы они были направлены на ликвидацию организационных болезней и активизацию тех ресурсов, которые еще недостаточно используются. На практических занятиях проектные группы получат возможность обсуждать и оформлять собранный материал, консультироваться у преподавателя и у своих коллег из других проектных групп. Работа по проекту проходит в течение всего обучения и включает как защиту отдельного этапа (блока), так и проекта в целом. Приложение 4. Методические рекомендации по оформлению курсовой работы (проекта) Название: Аудит и проект организационных изменений в (название организации) I. Введение 1.1Актуальность проблемы (краткое описание организации и ее состояния, гипотеза о потребности в изменениях) 1.2.Объект работы: 1.3.Предмет работы: 1.4. Цели работы: 1.5. Задачи работы: 1. 6. Методологические основания работы: какие разделы теории организации оказались актуальными для выполнения данной работы (например, концепция организационных структур, организационной культуры и т.д.) 1.7. Методы исследования: наблюдение и т.д. 1.8. Структура работы: работа содержит введение, главы (сколько), разделы, заключение, библиография (количество источников), приложений, (число) … Изложена на (количество страниц).
II.Организационный аудит (по методикам аудита, например 22 шага) III. Диагностика достоинств организации и ее недостатков. SWOT- анализ. IV. Инновационные предложения. V. Название: Проект изменений ….(чего) 1. масштаб проекта, необходимость и цели изменений 2. стратегия проекта, 3. задачи, которые нужно решить и соответствующие им мероприятия 4. график исполнения с начальной и конечной датой 5. ресурсы и риски проекта 6. сотрудники 7. бюджет проекта 8. показатели эффективности, по которым можно судить о достижении целей проекта.
VI. Заключение (достигнуты ли поставленные цели, каковы перспективы исполнения вашего проекта)
VII. Библиография (оформить с учетом современных стандартов) Приложение 5 Модели совершенства (идеально–типические конструкты) организаций
Приложение 6 Виды организаций По правовому статусу различают: правительственные и неправительственные; коммерческие и некоммерческие; бюджетные и небюджетные организации; общественные организации; формальные и неформальные организации; хозяйственные организации. Классификация хозяйственных организаций: 1. Коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. 2. Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения. Коммерческие организации в свою очередь делятся следующим образом: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество; дочерние и зависимые общества. Особую группу составляют объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), в которые могут входить как коммерческие, так и некоммерческие организации.
По организационным формам различают: единичные и групповые организационные формы. Единичные организационные формы представляют одно юридическое лицо. К ним относятся следующие хозяйственные общества: академия, ателье, аудиторская компания, банк, биржа, венчур, джоббер, завод, информационное агентство, институт, колледж, магазин, мастерская, комбинат, компания, научно-производственная компания, телевизионная и радиокомпания, техникум, траст, университет, фактор-фирма, фабрика, школа. К групповым организационным формам относятся: ассоциация, комбинат, картель, конгломерат, консорциум, концерн, корнер, объединение, пул, синдикат, тендер, транс-национальная корпорация, трест, финансово-промышленная группа, франчайз, холдинг.
Источник: Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. М.: ИНФРА М, 2000. 248 с.
Приложение 7 Кривые жизненного цикла организаций Фаза I Фаза II Фаза III Фаза IV Фаза V Большая Кризис от ......?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |