КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная организация, виды социальных систем
Общие понятия систем, классификация систем. ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
Основой теории организации является теория систем.
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем является внутреннее соотношение между частями. Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. Система делится на подсистемы. Подсистема - это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (например, экономическая, организационная, техническая подсистемы).
Свойства систем: Ø система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации- законе самосохранения); Ø система имеет потребность в управлении; Ø в системе формируется сложная зависимость от свойств, входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов).
Существуют закрытые и открытые системы.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система признает динамичное взаимодействие с окружающей средой, т.к. они зависимы от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Организация должна реагировать на изменения внешней среды. Нельзя представить организацию без границ, т.к. они показывают, где начинаются и заканчиваются системы, и подсистемы постоянно получают информацию от внешнего окружения через обратную связь. Это позволяет им корректировать свои действия, принимать решения. Границы могут быть физическими и психологическими. Поскольку закрытая система не получает энергию и ресурсы из внешнего окружения, она может со временем сокращаться. В отличии от нее открытая система может реконструировать сама себя, поддерживать структуру, избегать ликвидации и даже вырасти, т.к. получает энергию из вне.
Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако, основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной. Техническая подсистема включае т станки, оборудование, компьютеры и т.д., имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен, и последствия решений обычно предопределены. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера.
Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы (например, муравейник, человеческий организм и др.). Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен. Последствия решений в биологических системах часто оказываются непредсказуемыми (например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов и т.п.). Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из решений. Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов (например, семья, производственный коллектив, неформальная организация и т.п.). Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Перечисленные виды подсистем обладают различным уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений. Не случайно в мировой практике легче получить статус профессионала в технической подсистеме, значительно труднее – в биологической и чрезвычайно трудно – в социальной. Кроме основной, системы имеют следующую классификацию: искусственные и естественные. Искусственные создаются человеком для реализации заданных программ или целей. Естественные создаются природой, человеком для реализации мирового существования. детерминированные и стохастические. Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом (например, обучение студентов, производство типовой продукции). Стохастические (вероятные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней или внутренней среды и выходными результатами (например, предпринимательские фирмы, исследовательские подразделения). мягкие и жесткие. Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого - слабой устойчивостью (например, система котировок ценных бумаг, новые организации). Жесткие системы - это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей организации. Они обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными. Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации - это необходимое условие ее деятельности.
В курсе теории организации рассматриваются преимущественно социальные системы, основным элементом которых является человек. К социальным системам относятся: Ø образовательные; Ø политические; Ø экономические; Ø медицинские; Ø правовые. Наиболее распространены социально-экономические системы. Каждой из этих видов систем имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли – вторичная цель. Особенности социальных систем: Ø реализация потенциальных возможностей и способностей человека; Ø формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных); Ø сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности. В организации проходят объективные и субъективные процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации; процессы, связанные с действиями законов организации, например, синергии, композиции, пропорциональности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений. В организациях имеются формальные и неформальные лидеры. Формальный лидер назначается вышестоящим руководством и наделяется для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер - это член организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера. Основу организации составляет малая группа людей, которые выполняют однотипные или связанные между собой функции и расположены в территориальной близости.
Классификация организаций: Ø правительственные и неправительственные; Ø коммерческие и некоммерческие; Ø бюджетные и небюджетные; Ø общественные и хозяйственные; Ø формальные и неформальные. Кроме того, различают организации по: Ø отраслевые принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и т.д.); Ø самостоятельности принятия решений (головные/материнские, дочерние и зависимые). Статус правительственной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. Неправительственны е – это все другие организации, не имеющие такого статуса. Коммерчески е организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель – удовлетворение общественных потребностей, при этом вся прибыль идет на развитие организации. Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования. Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней среде. Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица. Неформальные организации – это незарегистрированные в государственном органе организации. К ним относятся объединения людей, связанных личными интересами, общностью взглядов и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |