КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вторая половина 19 века, начало 20в
Российское законодательство 19 века положило конец неравенству сословию в праве на занятия частной предпринимательской деятельностью и создало условия для формирования и развития предпринимательства на основе рынка рабочей силы и экономической свободы субъектов рынка. Положение «О пошлинах за право торговли и др. промыслах», принятые 8 января 1863 года, утвердило 2 купеческие гильдии. (вместо прежних 3). И отметила ряд торгующих крестьян. Гильдейские свидетельства 1-го разряда имели теперь не розничные, а оптовые торговцы, получившие право действовать на всей территории РИ (Российской империи). Сфера де-ти торговцев 2 гильдии ограничивалась пределами города или уездом. Помимо 2 гильдий имелись разряды торговцев: «Мелочные», «Разносной».
Стационарные торговые заведения разбивались на 5 разрядов с учетом которых устанавливались плата за патент и размер промыслового налога.
1 разряд – оптовые магазины и склады, рестораны и аптеки. 2 разряд – средние по оборотам оптовые склады, магазины и трактиры. 3 разряд – мелкие лавки, чайные, распивочные. 4 разряд – ларьки и палатки. 5 разряд – развозная и разносная торговля.
В 1885 году в РИ действовала 127 000 крупных оптовых и оптово-розничных предприятий. 274 000 стационарных лавок, 153 000 палаток и ларьков. 170 000 человек занимались развозом и разносом товаров. По оф. Данным в 1885 году торговлей занимались 1000027 человек. => на каждое торговое предприятие было менее 2-ух человек.
В 1910 году, численность занятых в торговой сфере возросла, и составила более 2 млн. человек. Передвижной торговлей занимались 345 тыс. развозчиков и разносчиков. Они почти не несли издержек обращения, им удавалось скрыть свои обороты и избежать обложения налогами или уплачивать их в незначительном размере, что способствовало росту передвижной торговли. Удельный вес магазинов в структуре торговой сети, составлял лишь 13%, т.к. магазинная торговля требовала более значительных капиталовложений и более высоких эксплуатационных расходов, чем лавочная и палаточная торговая сеть. Торговля в магазинах требовала большего размера, оборотного капитала, определяемого не только соответствующей величиной товарооборота, но и более медленной товарооборачиваемостью капитала. Поэтому, магазинной торговлей занимались акционерные общества. В 1910 году, норма прибыли для палаточно-ларьковой сети составляла 261%, для лавочной – 108%, для магазинной – 45.5%. Можно отметить, что в России начало 20 в. Наиболее доходным по сравнению с другими отраслями экономики, был – капитал, размещенный в сфере торговли.
1917-1990 гг. В послеоктябрьский период, экономика России характеризовалась навязыванием ей антирыночных натуральных тенденций. Была запрещена частная торговля, введены: гос. Монополия на подавляющую часть товаров промышленного производства, а также хлебная монополия. Спустя 4 года, после октябрьской революции, Ленин был вынужден осуществить полное закрытие местного рынка и чрезмерную монополизацию торговли. Непродолжительное оживление торговли наблюдалось в период НЭПА (1921-1927гг). Целенаправленная государственная экономическая политика привела к тому, что в 1931 году частник был полностью вытеснен из товарооборота. Преобладающие позиции в торговле в этот период заняла потребительская кооперация. Эта форма торговли зародилась в России в 60 года, 19 века, и удерживала лидирующие позиции, вплоть до 30-ых годов 20 века. Специальное постановление правительства, от 8 сентября, 1935 года, разграничивало сферы деятельности государственной торговли и потребительской кооперации. Государственной торговли были отданы города, кооперативная торговля. Развитие торговли приостановилось в годы ВОВ. Торговля была свергнута. Наряду с карточками и талонами существовала колхозная и государственная торговля. Значительные изменения в организации торговли, прежде всего оптовой, произошли в 50 года. В 1953 году сбытовой, оптовый аппарат, был передан в ведении Министерство торговли СССР. Торговля потребительскими товарами осуществлялась в 3-ех формах: государственной, кооперативной, колхозно – базарной, что было обусловлено наличием трех форм собственности: государственной, колхозно-кооперативной, личной. Для государственной торговли, в общем объеме розничного товарооборота составляло около 70%, а также 95% оптовой торговли страны. Колхозная торговля.
3. Предмет торгового дела. Переход России к цивилизованной рыночной экономики, вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного, рыночной модели, хозяйственного механизма, сферы обращения и услуг, так как торговля является конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителей.
Предметом торгового дела являются:
Формирование рыночной среды и новых подходов к деятельности торговых предприятий предполагает активное использование концепций маркетинга с помощью которого могу успешно выполняться социально-экономические функции торговли.
4. Сфера обращения, структура рынка, функции рынка. Обращение – это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей на условиях товарных отношений. Совершенствование общественного производства, превратил непосредственный обмен товара на товар - в товарное обращение, являющийся совершенной формой обмена товара.
В основе обмена лежат потребности и интересы человека, но субъектом отношений обмена, человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий, среди которых объективно-необходимыми являются: 1)Возможность получения прибавочного продукта 2) Определенная степень развития разделения труда.
Названные условия, предполагают способность отдельного производителя получать продуктов труда больше, чем он в состоянии потребить, закладывают противоречия между многообразием потребностей производителя и ограниченностью видов продуктов, для их удовлетворения, за счет самостоятельного производства. Именно эти обстоятельства являются предпосылкой возникновения у производителей отношений обмена. Объектами рыночных отношений, являются средства удовлетворения потребностей людей, так как процессу движения продукта от производителя к потребителю, присуще материально (вещественные) и экономическое содержание: 1)Объекты обмена должны удовлетворять различные потребности. 2)Объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения.
Объекты обмена качественно различны, как в потребительской стоимости, но равны, как стоимости.
На определенном этапе экономического развития внешним выражением стоимости товара становятся деньги – всеобщий эквивалент. Экономическое содержание, собственно суть обмена, заключается в смене форм стоимости или перемене состояния. В Актах купли и продажи, опосредованных деньгами, происходит движение потребительных стоимостей, реализация товара. Экономическая теория связывает это развитие с 2-мя основными процессами: 1)Превращение в объекты рыночного обмена: земли, капитала, труда. 2) Качественное развитие самих денег, как средства и объекта обмена, что проявляется в развитии функции денег, их видов и изменений, инфраструктуры рынка, обеспечивающей функционирование денежной системы. Проблема реализации с точки зрения общественного воспроизводства не сводится лишь к обеспечению продажи созданного продукта. Единство натуральной и стоимостной форм продукта в этом процессе предполагает регулирование соответствия денежной массы, определенному количеству средств производства, предметов потребления и услуг.
В экономической литературе, сущность рынка трактуется весьма разнообразно и не редко определение понятия «Рынок», зависит от цели проводимого исследования. Согласно положения современной российской экономической теории, рассматривающей рынок, как экономическую категорию, рынок – совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу продвижения товара и денег, отражающие экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающее обмен продуктами труда. В узком смысле: рынок – сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.
Общепризнанными характерными чертами рыночных отношений, в условиях свободной экономической деятельностью, являются: 1)Добровольность 2)Возмездность 3)Эквивалентность 4)Свободный обмен информацией
Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития включает в себя 3 элемента: 1)Предложения 2)Спрос 3)Цена
На ряду с этими элементами существует «вечный двигатель» - это конкуренция. Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений, участниками рыночных отношений, в условиях соперничества, за максимизацию личной выгоды. Необходимые предпосылки возникновения конкуренции: 1)Наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок. 2)Отсутствие преград – экономических, юридических, политических, социальных. Для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). 3) Отсутствие информации о предложении и спросе в ценах и норме потребления.
Основными факторами, определяющими размах конкуренции в сфере обращения, являются: 1) Отсутствие условий экономического, социального характера, обеспечивающего покупателя возможностью выбора магазина, в зависимости от цен, качества товаров и уровня обслуживания. 2)Конкуренция внутри отрасли, между существующими компаниями. 3) Появление на рынке новых торговых предприятий.
Функции рынка. В конкурентной рыночной экономике, рынок выполняет 3 основные функции: 1)Последовательное сбалансирование предложения и спроса по объему и по структуре 2)Установление равновесной цены, т.е. цены предложения на уровне, отражающем общественную значимость произведенного товара или предлагаемой услуги. 3)Создание предпосылок (через конкурентную среду), для постоянного стремления субъектов рынка к повышению экономической эффективности своей деятельности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |