Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Младший школьный возраст




К младшему школьному возрасту в возрастной психологии от­носят период психического развития ребенка от 6-7 лет до 10-11 лет (1-4 классы школы). Границы этого возрастного диапазона весьма условны и зависят в первую очередь от готовности ребенка к школьному обучению.

Примерно к возрасту 7 лет ребенок обладает всеми необходи­мыми физическими и психическими предпосылками для того, чтобы стать школьником и овладеть новой для него учебной дея­тельностью. У ребенка появляется целый ряд обязанностей и выполнение их оценивается учителем, другими людьми. Важным для ребенка становится не только овладение си­стемой начальных научных знаний, но и овладение умением учиться. В процессе овладения учебной деятельностью психичес­кие процессы у младшего школьника становятся все более произ­вольными, совершенствуются рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка становится преобладание мотива "Я должен" над моти­вом "Я хочу".

Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобре­тает типичные черты школьника только после того, как начнет учить­ся в школе. В школе воплощены требования общества, существует система эталонов, одинаковых мер оценки. Теперь основной деятельно­стью ребенка является учебная деятельность. Успешность обучения и поведения в школе означает чаще всего и благополучие отношений ребенка с родителями и со сверстниками.

Учебная деятельность. Для школьного учителя основной про­блемой является формирование у ребенка учебной деятельности, умения учиться самому. Сама по себе учебная деятельность вклю­чает учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные дей­ствия и операции, контроль и оценку.

Наиболее важным является выработка и упрочение познавательной мотивации у ребенка. Формирование учебно-познавательной мотивации у школьника тесно связано с содержанием и способами обучения.

Учебная деятельность предъявляет требования ко всем сторонам психики ребенка. В младшем школьном возрасте большие измене­ния происходят в познавательной сфере ребенка.

1. Непроизвольное восприятие дошкольника постепенно пре­вращается в целенаправленное и произвольное восприятие — наблюдение.

2. Изменения в области памяти связаны с тем, что она также при­обретает ярко выраженный познавательный характер и становится произвольной. Ребенок начинает осознавать мнемическую задачу, идет интенсивное формирование приемов запоминания.

3. Мышление в младшем школьном возрасте начинает развивать­ся по пути перехода его от образного мышления к словесно-логичес­кому. Оно постепенно приобретает абстрактный и обобщен­ный характер; перенастраивает и нацеливает восприятие, память и другие психические процессы на установление смысловых, логических связей и отношений.

Учебная деятельность способствует и формированию основных психических новообразований младшего школьника:

1) произвольность поведения и всех психических процессов, их осознанность и "интеллектуализация";

2) развитие рефлексии с пониманием и осознанием собственных изменений.

Произвольность в поведении характеризуется умением само­стоятельно ставить цели действий, находить доступные средства их достижений и преодолевать возможные препятствия. С произ­вольностью в поведенческом плане связано внутреннее планиро­вание действий, понимаемое как способность действовать в уме. Развитие внутреннего плана действий проходит ряд этапов, отра­жающих постепенный "переход" в него внешних действий и опе­раций (интериоризация).

У ребенка также постепенно пробуждается активный интерес и к своему внутреннему миру, собственным мыслям и переживани­ям. Рефлексия является необходимым условием для самосовер­шенствования личности путем самовоспитания. Сама учебная дея­тельность требует рефлексии, оценки собственных изменений. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают.

Адаптация ребенка к школе. Дети не одинаково "вживаются" в новые для них условия школь­ной жизни. Главными моментами, влияющими на социально-психо­логическую адаптацию в школе, являются следующие:

1) адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготов­ка и другие;

2) адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками;

3) трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотно­шений со школьным учителем;

4) трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке — изменения отношения родителей к ребен­ку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чув­ству ответственности.

 

Итак, младший школьный возраст — начало школьной жизни. Всту­пая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается тео­ретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обуче­ния. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успеш­ная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать цент­ральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноцен­ности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 11 ДО 15 ЛЕТ)

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребен­ка — половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может воз­никнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрос­лых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянув­шимся кризисом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.