КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности
Система управления безопасностью жизнедеятельности
Природоохранное законодательство
Экологическое законодательство в России базируется на Конституции, определяющей основы собственности на природные ресурсы, а также права и обязанности предприятий и граждан, пользующихся природными богатствами страны. . Верховным Советом РФ в декабре 1991 г. принят закон “ Об охране окружающей природной Среды “, являющийся основой природоохранного законодательства. В законе, впервые в международной практике, осуществлена попытка обеспечить приоритет экологии над экономикой и интересов граждан над интересами предприятий и ведомств. Источниками экологического права являются также конституции автономных республик, постановления Федерального Собрания, указы Президента РФ, правительственные нормативные акты. Объектами экологического права являются земля, недра, воды, воздух, флора и фауна, континентальный шельф. Для их сохранения и разумного использования законодательство предусматривает: - компетенцию органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды; - экологические права и обязанности граждан (основания возникновения и прекращения природопользования граждан, формы их участия в природоохранной деятельности); - экологические права и обязанности предприятий (основания возникновения, изменения и прекращения природопользования предприятий; обязанности по охране природы; структура, права и обязанности службы охраны природы на предприятии; формы и методы контроля за соблюдением экологического законодательства на предприятии); - виды ответственности за нарушения экологического законодательства гражданами, предприятиями, организациями и учреждениями (материальная, дисциплинарная, административная и уголовная);
- возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде гражданами и предприятиями; - установление платы за природопользование; - участие общественности в принятии решений в области охраны окружающей природной Среды; - значение органов Прокуратуры и Госарбитража в охране природы. Правовое регулирование использования и охраны земель, вод, воздуха, лесов, недр, животного мира, природных богатств континентального шельфа, заповедных и других особо охраняемых природных ресурсов осуществляется специальными законами. Закон “ Об охране атмосферного воздуха “ предусматривает нормирование предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредных физических воздействий на атмосферу, наблюдение за составом атмосферного воздуха по химическим, физическим и биологическим показателям. Закон “ Об охране и использовании животного мира “ предусматривает государственный учет животных и их использование (создается специальный государственный мониторинг), ведение Государственного кадастра животного мира, содержащего совокупность сведений о географическом распространении видов животных, их численности, характере необходимых угодий. В “ Основах водного законодательства “ регламентируется порядок регулирования водных отношений между государством и пользователями (гражданами, коммунальными службами, предприятиями), охрана вод от засорения, загрязнения и истощения, ведение Государственного кадастра учета вод по количественным и качественным показателям. Становление рыночной экономики в стране вносит свои особенности в охрану природной среды. С одной стороны, появляется ряд положительных моментов. Устанавливаются реальные цены на энергоносители, воду и другие ресурсы, что является стимулом для их экономии. Энергоемкая тяжелая промышленность в таких условиях становится неконкурентоспособной, поэтому требуется замена устаревшего оборудования в сочетании с внедрением современных технологий. Приватизация предприятий дает возможность установления и взимания экологических налогов, вводимых за природопользование, загрязнение или разрушение природной среды.
Вместе с тем появились и отрицательные тенденции. Напр. в СССР существовал хорошо развитый общественный транспорт, на долю которого приходилось более 80% пассажирских перевозок (в США - только 3%). В настоящее время происходит резкий прирост частных автомобилей, увеличивающих загрязнение воздушной среды. Другим отрицательным моментом перестройки является возросшая активность общественности, направляемая часто (из-за эгоизма и ограниченности) на решение узких локальных местнических экологических проблем, что ведет к закрытию жизненно необходимых предприятий или препятствует строительству новых (действую по принципу - “ только не у нас”). Так, в СССР в 1989 г. по экологическим причинам было закрыто 240 заводов. Как следствие, в 1990г. производство удобрений сократилось на 5,2 млн.т., соды - на 951 тыс.т., целлюлозы - на 400 тыс.т., метилового спирта - на 387 тыс.т. Это вызвало цепную реакцию в сокращении производства готовой продукции (медикаментов, бумаги, тканей и т.д.). Разрыв сложившихся экономических связей привел к резкому сокращению производства (и загрязнению окружающей природной среды), однако это вызвало и сокращение средней продолжительности жизни (из-за ухудшения питания, медицинского обслуживания и т.д.). В последние годы формируется международное экологическое право. В его компетенцию входит правовой статус уникальных природных зон, имеющих общепланетарное значение, кодекс экологического поведения транснациональных корпораций, контроль выполнения государствами международных экологических соглашений, порядок отчета государств о своей природоохранной деятельности и экологических катастрофах.
Стандарты качества технологий
Правовое регулирование природопользования в значительной мере обеспечивается подзаконными актами - нормативно-техническими документами ведомств, правилами и стандартами.
Правовой характер стандартов гарантируется законодательством, предписывающим всем предприятиям, организациям и учреждениям их выполнение и устанавливающим ответственность за их несоблюдение и невыполнение. Стандарты качества технологий составляются с учетом современного состояния промышленности и являются попыткой согласования экономических и экологических интересов общества. Существуют международные стандарты, государственные, республиканские, ведомственные и стандарты предприятий. В них регламентируются предельно допустимые и временно согласованные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; предельно допустимые концентрации вредных веществ в природных средах (воде, воздухе, почвах, растительности, животных организмах); ориентировочно безопасные уровни воздействий техногенных загрязнителей на природную среду; правила и методы природопользования. сводящие к минимуму ущерб, наносимый природной среде; правила, способы и технические средства контроля качества технологий; организация природоохранной службы и другие вопросы. Государственные природоохранные стандарты разрабатывались в СССР (было разработано более 70 стандартов), на их базе в некоторых республиках разработаны и утверждены республиканские стандарты. Эти стандарты действуют в России. Системе природоохранных стандартов присвоен индекс 17, в ней 9 групп, каждая из которых соответствует определенной среде или сфере хозяйственной деятельности (напр.: 0 - предприятиям, 1 - гидросфере, 2 - атмосфере). В каждой группе стандарту присваивается номер в зависимости от назначения стандарта (напр.: 0 - допустимые уровни, 1 - терминология, 2 - нормы и методы измерений), затем следует порядковый номер и год утверждения. Напр., стандарт ГОСТ 17.2.3.01-86 - природоохранный, по атмосфере, правила контроля качества воздуха населенных пунктов, №1, утвержден в 1986г. Наиболее существенным из разработанных стандартов является экологический паспорт промышленного предприятия - ГОСТ 17.0.0.04-90 (основные положения), введенный в действие 1.07.1990г.
Экологический паспорт - это нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов и влиянию его производства на окружающую среду. Составляется экологический паспорт подразделениями предприятия (во главе с отделом по охране природы), утверждается руководителем предприятия, согласовывается с местными органами власти и Минприроды. Для проектируемого предприятия ЭП разрабатывает организация-проектировщик. В ЭП отражаются следующие сведения: - о предприятии и регионе его размещения; - об используемых предприятием технологиях; - количественные и качественные характеристики используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии); - количественные характеристики выпускаемой продукции; - количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов) загрязняющих природную среду веществ, а также отходов производства; - результаты сравнения используемых предприятием технологий с лучшими достижениями в этой области (в том числе за рубежом). На основании информации, сосредоточенной в ЭП, решается ряд экологических задач: - оценивается влияние выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, отходов и выпускаемой продукции на природную среду и здоровье населения; - устанавливаются нормативы выбросов загрязняющих веществ и складирования отходов; - планируются и оцениваются природоохранные мероприятия на предприятиях; - анализируется соблюдение предприятием законодательства, стандартов и нормативно-технической документации по охране окружающей Среды; - осуществляется экспертиза проектов реконструкции предприятия; - разрабатываются мероприятия по повышению эффективности использования природных и минеральных ресурсов, энергии и вторичного сырья. ЭП составляется на один год и в него вносятся коррективы не позднее месяца со дня изменения характера влияния деятельности предприятия на природную среду. При ежегодных уточнениях паспорт проходит согласование в местных органах власти и организациях Минприроды. Паспорт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится на предприятии, а другой - в комитете по экологии, где должен быть обеспечен доступ к его изучению.
Экологическая экспертиза.
Одной из форм правового механизма управления природопользованием и охраной окружающей среды является ЭЭ. Под ЭЭ понимается “установленный государством и обязательный для всех министерств и ведомств, предприятий и организаций, а также учреждений порядок предварительной проверки соответствия проектов, планов, мероприятий хозяйственного развития, стандартов изделий, материалов, химических веществ и т.п. требованиям экологической защиты общества”. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) может проводится на различных уровнях - силами Минприроды России, автономных республик, министерств и ведомств, местных органов власти. Предусмотрена следующая процедура ГЭЭ: - подготовка задания, включающая информацию об объекте, перечень необходимых документов, цели и уровень ГЭЭ, перечень организаций, которые необходимо привлечь к экспертизе; - формирование экспертных групп и комиссий, в состав которых должны быть включены профессионалы, обладающие соответствующими знаниями и опытом, а также независимостью. Считается целесообразным включать в комиссию несколько экспертных групп, отражающих интересы разработчика, заказчика, местного населения, защитников природы; - определение этапов ЭЭ и их продолжительности. Обычно ЭЭ осуществляется в 3 этапа: подготовительный, аналитический и заключительный. ЭЭ распространяется на объекты, которые могут оказать существенное негативное влияние на природную среду: - правовую, нормативную и инструктивную документацию; - генеральные планы городов и населенных пунктов; - проекты технических систем, машин, механизмов и приборов; - внедряемые открытия и изобретения; - действующие и строящиеся технические, аграрные и другие объекты и системы; - существующие и проектируемые технологии и оборудование; - известные и новые вещества, энергоносители, сырье, материалы, корма, продукты питания, лекарства, отходы; - природоохранные мероприятия. Для оценки экологической эффективности технологических процессов можно использовать следующие показатели: - экологоемкость P l = ----- Q где Р - значение вредных воздействий на природную среду (в натураль- ном измерении); Q - количество полезной продукции;
- ресурсоемкость R n = ----- Q где R - расход энергии, воды, воздуха, сырья и других ресурсов;
- коэффициент экологичности объекта (отношение “чисто полезного” эффекта к израсходованным природным ресурсам
Q - P 1 - l e = ------------ = ----------- R n
Программы управления природопользованием
Для решения экологических проблем любое общество должно жертвовать частью своего национального дохода, обеспечивая сохранение природы и свое устойчивое развитие. На формирование и реализацию природоохранных программ необходимо отчислять (по зарубежным оценкам) 10-12% ВНП, в противном случае экономический ущерб от разрушения природных систем превысит “экономию” средств, необходимых для их сохранения. В нашей стране экологические программы традиционно строятся как вторичные к программам экономического развития, т.е. для природоохранных целей используется все тот же “остаточный принцип”. В СССР затраты на экологию в 1985-87гг. составили 1,2% ВНП, в 1988-89гг. - 1,3% ВНП, тогда как потери, по оценкам, ежегодно составляли 10-15% ВНП. Программы управления природопользованием включают: - правовой механизм управления (природоохранное законодательство, установление “стандартов качества окружающей среды”, “ стандартов качества технологий”, создание службы контроля за исполнением законодательства); - службу мониторинга (включая ГЭЭ); - государственную службу управления природопользованием; - экономический механизм по выполнению экологических программ; - региональный уровень управления.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |