Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издержки хозяйствования фирмы. Виды издержек в рыночной экономике




Предприятие (фирма) как организационная форма производства.

 

Современная фирма - это организация, занимающаяся производственной и коммерческой деятельностью, обладающая хозяйственной самостоятельностью, а также обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.

 

Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и продажи товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

 

Фирма как важнейший субъект рынка выполняет ряд функций:

1. Производственная функция: производство продукции, сопровождающееся организацией производства, выбором технологии, контролем качества товара.

2. Коммерческая функция: приобретение ресурсов, создание сбытовой сети, системы стимулирования реализации продукции, анализ рынка, конкурентов, спроса и предложения, то есть занятие маркетинг.

3. Финансовая функция: получение прибыли, инвестирование, работа с ценными бумагами, управление рисками и др.

4. Счетная функция: осуществление статистического и бухгалтерского учета, инвентаризация.

5. Административная: управление производственной и коммерческой деятельностью, мотивация труда, поиск путей эффективного функционирования фирмы, организация согласованной, упорядоченной деятельности фирмы, то есть осуществление менеджмента.

Размер фирмы (предприятия) характеризуется численностью занятых работников. В соответствии с численностью занятых работников выделяют три категории производственных фирм:

• мелкие (малые) с численностью до 100 чел.;

• средние - с количеством работающих от 100 до 500 чел.;

• крупные, где численность занятых превышает 500 чел.

В зависимости от того, кто - государство или частный агент - является собственником фирмы, выделяют государственные, частные и смешанные фирмы. Собственником государственной фирмы является государство (в лице федеральных или местных органов власти), собственником частной фирмы являются частные (юридические и физические) лица. Смешанные фирмы принадлежат одновременно и государству и частному агенту, поскольку предусматривается долевое участие субъекта каждой формы собственности. В последнее время в современных экономиках доминирующую роль играет смешанная форма собственности, что связано с её большей эффективностью и возможностью преодолевать недостатки как государственной, так и частной собственности.

Выделяют виды фирм по организационно-правовой форме.

• Индивидуальная фирма. Собственником фирмы является одно физическое лицо или семья (семейное производство). Основными чертами этого вида фирмы является: неограниченная ответственность собственника перед всеми субъектами, с которыми фирма имеет дело; исключительная приспосабливаемость к изменяющему рынку. Достоинствами данного вида фирм являются простота организации работы фирмы, свобода действий владельца фирмы, сильная экономическая мотивация - получение всей прибыли владельцем фирмы. Недостатками являются ограниченность финансовых и материальных ресурсов отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций, возможная ликвидация фирмы в случае смерти владельца.

• Партнерство (товарищество). Здесь несколько физических или юридических лиц объединяют свои капиталы и (или) усилия для ведения совместного дела. Получаемый результат делится между учредителями в соответствии с их долями в капитале - паями. Различают два вида партнерства: полное партнерство - все участники являются равноправными собственниками фирмы, т.е. обладают полной ответственностью и полным правом на результат ее деятельности; и коммандитное партнерство (или товарищество с ограниченной ответственностью) - при этом полные партнеры отвечают за результаты деятельности фирмы, а коммандитные (неполные) партнеры ограничивают свое участие вкладом и (или) усилиями, получая только установленную часть совокупных результатов деятельности. Для организации партнерства не требуется значительного капитала. На рынках партнерства занимают средние ниши со средними объемами сбыта.

• Корпорация. Корпорация представляет собой акционерное общество (АО) с большим числом собственников. Собственность фирмы «распылена» между акционерами в виде акций, дающих право акционерам получать соответствующую долю доходов. Часть прибыли, выплачиваемая владельцам акций, называется дивидендом. Корпорации бывают двух видов: открытые (их акции продаются на бирже, поэтому любой желающий может их приобрести) и закрытые (акции распределяются между ограниченным числом участников, например, только между работниками данной фирмы). Акционерное общество позволяет мобилизовать путем выпуска акций значительный объем денежных средств в короткие сроки, что делает эту форму незаменимой для массового крупномасштабного производства. Поэтому корпорации производят основной объем продукции, являются лидерами фирмы.

Одной из задач фирмы является минимизация издержек производства и эффективное распределение денежных средств между факторами производства. Поиск возможностей сокращение издержек и максимизации выпуска фирма осуществляет постоянно, так как цены факторов производства так же постоянно меняются. Если, например, подорожал труд, то целесообразно заменить труд рабочих машинным трудом - капиталом, цена которого в данном случае должна быть ниже цены заменяемой им рабочей силы. В этом заключается принцип взаимозаменяемости факторов производства.

Создание фирмы является первым шагом реализации предпринимательского таланта.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений в целях получения прибыли, осуществляемая на свой страх и риск под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Внешняя среда фирмы включает:

· технологическую среду,

· географическую среду, которая отражает территориальное размещение ресурсов,

· политическую среду,

· деловую конъюнктуру, с учетом той или иной фазой экономического цикла;

· институциональную среду – т.е. инфраструктуру бизнеса, включающую банки и др. финансовые институты, страховые компании, биржи и т.д.

· демографическая среду.

В целом внешняя среда не поддается управлению со стороны фирмы.

Внутренняя среда предпринимательства поддается регулированию со стороны предприятия – это структура фирмы, ее цели и задачи, технология производства, работники, которые являются главным фактором успеха фирмы..

Цели фирмы зависят от разнообразных факторов:

• платежеспособного спроса на продукцию (работы, услуги) фирмы;

• надежных поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, необходимых для изготовления продукции;

• инженерных решений для изготовления новой или модифицированной продукции, расширения, диверсификации деятельности;

• квалифицированных кадров;

• сильных и слабых сторон конкурентов;

• развития международных связей в области торговли продукцией, интересующей данное предприятие;

• земельных площадей для строительства и возможного расширения предприятия;

• вида, мощности и надежности транспортных связей;

• рыночной, коммунальной, производственной инфраструктуры для обслуживания действующего предприятия.

Принципиально важно, чтобы все перечисленные факторы были учтены при разработке и реализации стратегии развития предприятия.

Существует два пути роста фирмы: внутренний, за счет концентрации производства и капитала, и внешний, который основан на централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений фирм.

Внутренние источники роста:

а) нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство;

б) выпуск акций;

в) заемные средства, взятые у банка.

Внешние источники роста:

а) слияние, т.е. объединение двух и более компаний;

б) поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.

Слияния и поглощения осуществляются путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.

Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом. Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ, diversification — разнообразие), означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов).

Вертикальная интеграция означает объединение фирм по стадиям технологического процесса (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

Необходимым звеном работы фирмы является определение ее стратегии. Стратегия — это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, курса ее действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Различают два типа стратегии: оборонительную и наступательную. Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа. Наступательная стратегия предусматривает активное обновление деятельности за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши. Для выработки стратегии фирмы необходимо разработать бизнес-план.

Бизнес-план является документом, по которому решается вопрос о предоставлении инвестиций предпринимателям. Бизнес-план нужен банку, нужен инвесторам, самому предпринимателю. Именно бизнес-план дает реальное представление о возможностях данного предприятия, о целях предпринимателя, об уровне предпринимательства, как в данный момент, так и в перспективе. Бизнес-план нужен и сотрудникам предприятия для того, чтобы знать будущее предприятия, значение его в развитии экономики, предоставлять собственную перспективу.

Бизнес-план предпринимателю особенно необходим потому, что позволяет, во-первых, определить жизнеспособность собственного предприятия в конкурентной борьбе, будущее своего предприятия в ходе этой конкурентной борьбы; во-вторых, дает ориентиры развития предприятия как экономические, так и технические, технологические; в-третьих, получить поддержку развитию предпринимательства в виде инвестиций.

Бизнес-план должен быть всегда конкретен, ориентирован на реальное развитие предпринимательства. При разработке бизнес-плана необходимо соблюдать определенные правила: 1) критически оценивать предпринимателю собственные силы, собственные надежды соотносить с реалиями экономики, 2) оценивать конкуренцию не с позиций, как бы хотелось это предпринимателю, а так, как складывается конкуренция в жизни, как распределяются силы между конкурирующими предпринимателями; 3) при формировании бизнес-плана разрабатывать альтернативные варианты того, что хочет сделать в будущем предприниматель, как развить собственное производство, какие затраты и результаты производства предлагается осуществлять; 4) если при составлении бизнес-плана предприниматель приходит к выводу, что существуют непреодолимые преграды добиться желаемого, что производство будет неприбыльно, то лучше оставить попытки приукрасить бизнес-план, поискать новые возможности добиться желаемого, разработать новый бизнес-план, с иных экономических, технических позиций.

Фирмы, приступая к производству товара или услуги, стремятся быть эффективными производителями и должны знать об альтернативных способах производства своей продукции.

Технологически и экономически эффективные способы производства находят обобщенное выражение в производственной функции. Производственная функция была разработана в 1890г. английским математиком А. Берри, помогавшим А. Маршаллу при подготовке математического приложения к работе «Принципы экономической науки».

 

Производственная функция - это техническое соотношение, отражающее взаимосвязь между совокупными затратами факторов производства и максимальным выпуском.

 

Математически ее можно записать в виде формулы:

Q =f (L, K),

где Q- объем производимой продукции;

L-затраты труда;

K-затраты капитала.

Производственная функция строится при данной технологии, совершенствование которой увеличивает максимально достижимый объем выпускаемой продукции при любой комбинации факторов. Объем производства Q растет при увеличении затрат труда, капитала и уровня технологии.

Существует предел для увеличения объема производства, который может быть достигнут увеличением затрат одного ресурса при неизменных затратах других ресурсов и совершенствованием. Например, на предприятии при данном количестве станков и производственных помещений существует предел для увеличения производства через увеличение количества рабочих. Постоянно увеличивая один фактор производства (например, труд), можно достигнуть такой точки, когда каждый новый рабочий не будет обеспечен оборудованием, и его присутствие будет мешать работе других рабочих, снижать эффективность труда, снижать общий выпуск продукции. Этот процесс отражает закон убывающей отдачи (закон предельной производительности).

 

Закон убывающей отдачи (предельной производительности) - при определенном уровне технологии увеличение вложения одного фактора производства при неизменном количестве остальных факторов ведет к убывающей отдаче от этого фактора производства.

 

Графически закон убывающей отдачи отражают линии совокупного продукта (ТР) и предельного продукта труда (МР).(рис 1)

Совокупным продуктом фактора производства (ТР) называется объем выпуска, произведенный при различных уровнях затрат этого фактора в условиях постоянства затрат остальных факторов производства и уровня технологии. Соответственно совокупный доход фирмы (ТR) представляет денежное выражение совокупного продукта и вычисляется как: ТR= ТR·Р.

Предельным продуктом фактора производства (от англ. marginal product-МР), называется добавочный продукт, полученный в результате увеличения данного фактора на одну дополнительную единицу в условиях постоянства затрат остальных факторов производства и уровня технологии. Формула для вычисления предельного продукта n-го фактора (труда) имеет вид:

 

МРn = ТР n - ТР n -1

 

 
 


TP

 

       
 
   
TP2 (K1)
 

 


0

L


Рис 1. Кривая совокупного продукта.

 

 

Если необходимо найти аналитическую зависимость предельного продукта от фактора производства (труда), имея аналитическую запись непрерывной функции совокупного продукта, то необходимо посчитать производную:

 

Соответственно предельный доход (МR) представляет денежное выражение предельного продукта и вычисляется как МR= МР·Р

Вначале предельный продукт имеет тенденцию к возрастанию, так как два или три рабочих лучше обслужат станки, чем один, но по мере найма рабочих предельный продукт начнет уменьшаться, что отображает отрицательный наклон линии МРı. Наём работников будет продолжаться до тех пор, пока отдача в денежном выражении (доход от предельного продукта МRР= МР·Р) от нанимаемого рабочего не сравняется с затратами, связанными с этим рабочим, то есть с его заработной платой W. Таким образом, фирма будет нанимать рабочих пока МRР> W.

Помимо совокупного и предельного продукта в экономическом анализе используется понятие среднего продукта. Средним продуктом фактора производится (average product-АР) называется отношение общего продукта к используемому количеству этого фактора. Средний доход (АRР) соответственно представляет собой денежное выражение среднего продукта.

Средний продукт – основа измерения производительности труда. Чем выше средний продукт труда, тем больше продукции получает фирма на единицу использованного труда. Средний продукт и средний доход определяются по формулам:

 

; ARP = AP·P.

 

Одной из задач фирмы является минимизация издержек производства и эффективное распределение денежных средств между факторами производства. Поиск минимизации издержек и максимизации выпуска фирма осуществляет постоянно, так как цены факторов производства столь же постоянно меняются. Если, например, подорожал труд, то целесообразно заменить труд рабочих машинами, цена которых в данном случае должна быть ниже цены заменяемой ими рабочей силы. В этом заключается принцип взаимозаменяемости факторов производства.

По отношению к ресурсам фирма ведет себя как потребитель, и производственная функция характеризует именно эту сторону производства – производство как потребление. Набор ресурсов важен для производства, поскольку он позволяет получить соответствующий объем выпуска продукта. Значения производственной функции выражают полезность для производства соответствующего набора ресурсов. В отличие от полезности для потребителя эта «полезность» имеет вполне определенную количественную меру. Она определяется объемом производимой продукции.

В процессе функционирования фирм предполагается бесчисленное множество вариантов использования факторов в различных комбинациях. Множественность комбинаций обусловлена научно-техническим прогрессом и состоянием рынка факторов производства. Научно-технический прогресс и технические перевороты ведут к появлению новых (взаимозаменяющих) факторов и нового продукта. В результате возрастает возможность при помощи фактора первого произвести продукта столько, сколько необходимо для возмещения фактора и дополнительного (прибавочного) продукта, который не нужен для возмещения первого фактора. Значит, лучшее использование доходов производства служит условием дальнейшего увеличения его масштабов, условием расширения воспроизводства.

Таким образом, в результате соединения факторов производства создаются продукты труда, совокупность материальных благ.

 

Количественное отношение объема (массы) полученного продукта к труду, затраченному на его изготовление, характеризует производительность труда.

Показатель производительности можно представить в следующем виде:

Производительность труда = Q/T,

где Q – количество созданного продукта в натуральном или денежном выражении;

T – затраты труда (например, человеко-час или количество занятых в данном производстве).

Существует предел для замены труда большим количеством капитала без сокращения выпуска продукции. Также есть предел использования ручного труда без применения оборудования. Например, на фирме можно сократить применение машин и увеличить количество ручного труда. Однако при меньшем количестве машин и большем количестве рабочих для замещения каждого часа работы машин потребуется большее количество рабочих часов.

За счет взаимодействия факторов производства изготавливаются товары, которые продаются на рынке. При этом предприятия получают торговую выручку, которая должна покрывать факторные затраты и принести прибыль. Домашние хозяйства получают доход от своих факторов производства. В зависимости от величины своих доходов отдельные хозяйства претендуют на соответствующую долю в произведенном продукте. Таким образом, происходит распределение произведенного продукта через систему распределения доходов.

Фирма обладает определенным капиталом, который обращается. На предприятии капитал представлен в виде производственных фондов (средств труда и предметов труда).

Предприниматель осуществляет вложение капитала в производство не ради однократного получения прибыли, а в целях непрерывного приращения капитала. Это становится возможным благодаря самой форме движения производственных фондов — форме кругооборота.

 

Кругооборот капитала – есть последовательное прохождение им трех стадий, содержанием которых является смена денежной, производительной, товарной форм и возвращение к исходной форме – денежной.

 

РС

Д – Т …П …Т / - Д /.

СП

 

Постоянно повторяющийся процесс кругооборота называется оборотом капитала.

 

Оборот капитала протекает во времени, которое называется временем оборота. Это период, в течение которого вложенные средства в денежной форме возвращаются к владельцу в той же форме. Время оборота состоит из времени производства и времени обращения.

Время производства - это время нахождения фондов в сфере производства. Оно состоит из рабочего периода, когда фонды находятся в непосредственном производстве, из перерывов в процессе производства по технологическим и организационным причинам (пересменка, обеденные перерывы, выходные и праздничные дни и т.п.), из времени нахождения фондов в запасах, которые необходимы для обеспечения непрерывности производственного процесса.

Время обращения - это время нахождения фондов в сфере обращения. Оно включает: время на приобретение средств производства и наем рабочей силы, реализацию продукции, превращение товаров в деньги, перечисление Денег на расчетный счет предприятия.

 

Время, в течение которого совершается весь процесс движения капитала, называется временем оборота капитала.

 

Время оборота зависит от специфики отрасли, в которую вложен капитал. В тяжелой индустрии капитал оборачивается, как правило, медленнее, чем в легкой промышленности. Для каждого предпринимателя небезразлично, как скоро капитал совершит свой оборот. В целях сокращения времени оборота принимаются меры по рациональной организации производственного процесса, позволяющей исключить простои. Большую роль играют технологические нововведения, позволяющие ускорить такие производственные процессы как, например, сушка древесины, покраска и сушка изделий и пр. Сокращение времени оборота также зависит от оперативности материально-технического снабжения, времени транспортировки продукции и скорости ее реализации на рынке.

Количество оборотов, совершаемых капиталом за год, характеризуем скорость оборота капитала. Так, если время оборота капитала составляет 4 месяца, то скорость оборота — 3 оборота в год.

Разные элементы производственных фондов совершают свой оборот неодинаково. В зависимости от участия разных частей капитала в его обороте он подразделяется на основной и оборотный (основные и оборотные фонды).

Основной капитал. Материально-вещественными носителями основного капитала являются средства труда: производственные здания, машины и оборудование. Средства труда участвуют в процессе производства целиком, но переносят свою стоимость на продукт по частям по мере физического и морального износа.

Оборотный капитал. Материально-вещественными носителями оборотного капитала являются предметы труда (сырье, материалы, топливо) рабочая сила, функционирующие в процессе производства. Предметы труда потребляются полностью в ходе одного производственного цикла, и их стоимость переносится на готовый продукт. После реализации товаров стоимость предметов труда полностью возвращается к предпринимателю в денежной форме при каждом кругообороте капитала.

Наряду с производственными фондами каждое предприятие имеет фонды обращения. К ним относятся готовая продукция, и денежные средства.

В процессе производства основные фонды изнашиваются физически и морально, постепенно утрачивая свои потребительские свойства. В России много устаревших основных фондов. Коэффициент износа основных фондов (в % общей их стоимости) в промышленности доходит до 60%.

Физический износ - это утрата основными фондами натурально-вещественных характеристик при их эксплуатации в производстве. В соответствии с этим их стоимость по частям переносится на производимый продукт в форме амортизационных отчислений.

Научно-технический прогресс требует обновления основных фондов, ускоряет моральный износ основных фондов. Bo-первых, интенсификация режимов эксплуатации основных фондов. Во-вторых, появляются принципиально новые материалы. Это приводит к ускорению морального износа основных фондов.

Моральный износ бывает двух видов. Первый вид морального износа связан с тем, что в результате повышения эффективности производства данного вида средств труда происходит их удешевление. Реальная стоимость уже действующего оборудования определяется не тем, сколько они стоили первоначально, а тем, во что обходится их производство в данный момент. Второй вид морального износа связан с появлением новых, качественно более совершенных и эффективных, средств труда. Наличные фонды, несмотря на хорошее физическое состояние, ухудшают свои потребительские характеристики по сравнению с новыми видами средств производства.

Экономической формой физического и морального износа основных фондов является амортизация. Высокие темпы НТП, ускорение морального износа ведут к тому, что государство в законодательном порядке увеличивает нормы амортизации, т.е. проводит политику ускоренной амортизации. Это позволяет быстрее списывать стоимость оборудования на изготовляемую продукцию, избавляться от морально устаревшего оборудования.

Учет физического и морального износа имеет большое значение для начисления амортизации. Амортизация - это процесс переноса стоимости основного капитала в течение срока его службы на стоимость произведенного товара.

Норма амортизации представляет собой отношение годовой суммы амортизационных отчислений к среднегодовой стоимости основного капитала, выраженное в процентах. Она показывает, за сколько лет стоимость основного капитала должна быть возмещена. В условиях научно - технического прогресса сроки службы оборудования сокращаются, поэтому используется метод ускоренной амортизации.

 

 

Издержки производства — это затраты на производство товара, товарной услуги. Различают бухгалтерские и экономические издержки производства. Бухгалтерскиеиздержки — фактические расходы, связанные с осуществлением производства, выраженные в денежной форме. Экономические (вмененные) издержки — это стоимость всех отвлекаемых для данного производства ресурсов.

 

К экономическим издержкам относятся:

♦ внешние (явные) издержки, представляющие собой денежные выплаты за привлеченные для производства ресурсы, т.е. затраты по оплате купленных ресурсов, равные бухгалтерским издержкам;

♦ внутренние (неявные) издержки, представляющие собою денежные доходы, которые могли бы быть получены от альтернативного использования удерживаемых ресурсов, т.е. затраты собственных неоплаченных ресурсов

♦ безвозвратные издержки как затраты, не имеющие альтернативного использования. Это - ранее произведенные, но не принимаемые во внимание в текущих процессах затраты. Они представляют собою невосполнимые потери инвестиционных ресурсов, вызванные изменением вида или места деятельности фирмы.

Различия в величине бухгалтерских и экономических издержек приводят к количественному несовпадению бухгалтерской и экономической прибыли. Бухгалтерская прибыль— это совокупная выручка за вычетом бухгалтерских издержек. Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой и экономическими издержками. Она меньше бухгалтерской на величину неявных издержек и нормальной прибыли.

Издержки производства подразделяются на несколько групп. К группе, характеризующей общий уровень издержек, относятся совокупные, постоянные и переменные издержки. Совокупные (валовые) издержки (TC) — это суммарная величина издержек, понесенных при производстве данного объема продукции. Для двухфакторной модели производства они составят: ТС = РКК + PLL, где К и L — количества факторов, а Рк и PL — их цены. Постоянные (фиксированные) издержки (FC) — издержки, величина которых не меняется в зависимости от объема выпуска. Переменные издержки (VC) — издержки, величина которых изменяется в зависимос­ти от объема выпуска. Для каждого данного объема выпуска совокупные издержки равны сумме постоянных и переменных издержек: ТС = FC + VC. На рисунке представлены графики постоянных, переменных и общих издержек фирмы (см. рис.1).

ATC=TC/Q=(FC+VC)/Q=(PkK+PL L)/Q

 

 

Рис 1. График постоянных, переменных и общих издержек

 

Другую группу составляют издержки, характеризующие уровень затрат на единицу продукции. Средние издержки (АТС) представляют собой величину совокупных издержек, приходящихся на единицу произведенной продукции:

Сравнивая их с рыночной ценой данной продукции, можно наглядно видеть, прибыльным ли будет производство. Средние постоянные издержки (AFC) величина постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции. AFC = FC/Q. С ростом объема выпуска они уменьшаются. Средние переменные издержки (AVC) — величина переменных издержек, приходящихся на единицу продукции: AVC = VC/Q.

Отдельную группу представляют предельные издержки (MС), отражающие прирост совокупных издержек, вызванный увеличением объема выпуска на единицу продукции: МС = ΔTC/ΔQ. Величина предельных издержек может быть найдена как первая производная функции совокупных издержек: МС = dTC/dQ. Так как в краткосрочном периоде совокупные издержки изменяются исключительно из-за изменения переменных издержек, предельные издержки определяются как производная функция переменных издержек.

Различают долгосрочный и краткосрочный периоды хозяйствования фирмы. Краткосрочный периодфункционирования фирмы — это временной промежуток, в течение которого фирма не может изменить используемый объем, по крайней мере, одного из имеющихся у нее видов производственных ресурсов. Обычно в качестве фиксированного ресурса рассматриваются производственные мощности. При этом фирма может изменить интенсивность использования фиксированного ресурса за счет варьирования используемых объемов других, переменных ресурсов (в частности, труда). Таким образом, в краткосрочном периоде одна часть ресурсов фирмы является переменной, другая часть — постоянной, соответственно одна часть издержек образует постоянные издержки, другая — переменные издержки.

Долгосрочный периодфункционирования фирмы — это временной промежуток, в течение которого фирма может изменить объемы (количество) всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности. Все ресурсы (а также издержки) в этом случае являются переменными, т.е. постоянных ресурсов и издержек нет.

В процессе производства основ­ные фонды изнашиваются физи­чески и морально, постепенно утрачивая свои потребительские свойства.

 

Физический износ - это утрата основными фондами натурально-вещественных харак­теристик при их эксплуатации в производстве. В соответствии с этим их стоимость по частям переносится на производимый продукт в форме амортизационных отчислений.

 

Научно-технический прогресс объективно обусловливает две группы факторов, противоположно воздействующих на износ основных фондов. Во-первых, интенсификация режимов эксплуатации основных фон­дов. Во-вторых, повышение качества материалов, долго­вечности и надежности машин. Это приводит к моральному износу основных фондов.

Моральный износ бывает двух видов. Первый вид морального износа связан с тем, что в результате повышения эффективности производства дан­ного вида средств труда происходит их удешевление. Реальная стоимость уже действующего оборудования определяется не тем, сколько они стоили первоначально, а тем, во что обходится их ­производство в данный момент. Второй вид морального износа связан с появлением новых, качественно более совершенных и эффективных, средств труда. Наличные фонды, несмотря на хорошее физическое состояние, ухудшают свои потребительские характеристики по сравнению с новыми видами средств производства. Материальной основой морального износа во всех случаях выступает НТП. Высокие темпы НТП, ускорение морального износа ведут к тому, что государство в законодательном порядке увеличивает нормы амортизации, т.е. проводит политику ускоренной амортизации. Это позволяет быстрее списывать стоимость оборудова­ния на изготовляемую продукцию, избавляться от морально устарев­шего оборудования.

Учет физического и морального износа имеет большое значение для начисления амортизации.

Амортизация – это процесс переноса стоимости основного капитала в течение срока его службы на стоимость произведенного товара.

Норма амортизации представляет собой отношение годовой суммы амортизационных отчислений к среднегодовой стоимости основного капитала, выраженное в процентах.

 

Она показывает, за сколько лет стоимость основного капитала должна быть возмещена. В условиях научно - технического прогресса сроки службы оборудования сокращаются, поэтому используется метод ускоренной амортизации.

Особенную группу издержек представляют трансакционные издержки.

 

Трансакционные издержки возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами. Трансакционные издержки также возникают в сфере обмена при установлении или передаче прав собственности.

 

К трансакционным издержкам относятся:

· издержки поиска информации (о поставщиках, покупателях, ценах);

· издержки по ведению переговоров и заключению контрактов;

· издержки по юридической защите контракта (судебные расходы при его нарушении) и другие.

Наличие трансакционных издержек вынуждает общество находить как технические, так и организационные средства по их сокращению. Одним из важнейших способов минимизации трансакционных издержек является улучшение административного контроля на фирме, совершенствование структуры ее управления. Кроме того, необходимо определить оптимальный размер фирмы. Экономическая эффективность фирмы достигается рационализацией, когда сумма производственных и трансакицонных затрат минимизируется.

В долгосрочном периоде все элементы издержек изменчивы. Если для каждого объема выпуска применялась комбинация ресурсов, обладающая наименьшей стоимостью, то в долгосрочном периоде кривая средних издержек будет являть собой совокупность точек, характеризующих минимальные для каждого объема производства издержки (кривая LRAC). Взаимосвязь издержек в краткосрочном и долгосрочном масштабах поможет понять рис.2.

 

Рис. 2. Кривые краткосрочных издержек по различным размерам предприятия

 

На рис 2 изображена серия кривых краткосрочных издержек, соответствующих различным размерам предприятия (масштабам производства). Первоначально предприниматель находился в краткосрочном периоде 1. Он может наращивать производство, пока не наступит эффект убывания отдачи, т.е. пока краткосрочные средние издержки не начнут расти. Далее возможности наращивания производства исчерпываются в краткосрочном периоде. Требуется некоторое время, чтобы предприниматель (фирма) мог организовать производство в новом масштабе, например, построить новый завод, открыть новый цен и т.д. При этом должны быть изменены параметры всех видов ресурсов. Таким образом, фирма достигает масштаба 2 и во втором краткосрочном периоде может увеличивать объема производства за счет привлечения дополнительной рабочей силы, дополнительных партий сырья и материалов до тех пор, пока не начнет действовать эффект убывающей производительности. Аналогично будет происходить переход к масштабу производства 3,4,5 и т.д. Объединив все изменения в издержках разных краткосрочных периодов, получаем кривую долгосрочных средних издержек. Кривую долгосрочных средних издержек часто называют также кривой-конвертом, т.к. в ней, как в конверте, помещены все кривые краткосрочных периодов и кривой – U – по ее форме, напоминающей латинскую букву U.

 

Последовательное увеличение размеров фирмы в течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции, но начиная с определенного момента все большие и большие размеры фирмы означают повышение средних издержек.

Значит закон убывающей отдачи в данном случае неприменим, потому что условием его действия является неизменность количества одного из используемых в производстве ресурсов, тогда как в долгосрочном периоде допускаются изменения в количестве всех ресурсов. Этот эффект называют эффектом масштаба.

Покупатель оценивает тот или иной товар (услугу) с точки зрения того, какую пользу покупка принесет ему самому, какой ценностью для покупателя обладает товар или услуга.

«Воспринимаемая потребителем ценность (стоимость) определяется как разница между общей ценностью товара для потребителя и его общими издержками»

 

«Общие издержки потребления определяются как сумма издержек, которые, как ожидает покупатель, он понесет при оценке, получении и использования продукта или услуги».

 

Ценность товара или услуги, воспринимаемая покупателем, состоит из двух факторов: потребительской ценности и издержек потребителя (схема 1).

   
   
 
Ценность, ощущаемая потребителем

 

 

           
         
 
Потребительская ценность

 

   
Издержки потребителя

 

       
           
 
Ценность продукта

 

Денежные издержки

 

           
 
Ценность услуг

 

 
Затраты времени

 

           
 
Ценность персонала

 

 
Затраты энергии

 

           
 
Ценность имиджа

 

 
Эмоциональные затраты

 

 

Схема 1. Факторы, определяющие ценность, ощущаемую потребителем

 

Смысл этой схемы можно понять на следующем примере. Допустим, крупная организация решила устроить праздник для своих работников и организовать поездку в Египет на время зимних каникул, что составляет примерно 1 неделю. Просмотрев огромное количество предложений от всевозможных туристических фирм, организация остановила свой выбор на той, которая предложила самый привлекательный пакет. В него входило проживание в крупнейшем пятизвездочном отеле, перелет туда-обратно, трансфер от аэропорта до отеля на собственных автобусах турфирмы, постоянная поддержка русского гида, питание по системе «все включено» и организация 5 экскурсий (остальные компании не могли предложить постоянную поддержку со стороны гидов и такое количество экскурсий).

В дополнение к предложенному пакету по желанию руководства организации можно было изменить график экскурсий, корректировать меню, организовывать собственные развлекательные программы на территории отеля, и при возникновении любых вопросов/проблем обращаться за помощью к гиду, который проживал бы в том же отеле.

1. Увеличивая общую стоимость продукта для потребителя, улучшая его технические характеристики, повышая уровень услуг, квалификацию персонала и корпоративный имидж.

2. Фирма имеет возможность уменьшить издержки покупателя, способствуя экономии его времени, энергетических и эмоциональных затрат.

3. Компания может уменьшить денежные издержки потребителя, снизив цену на продукт.

У каждого покупателя всегда существует какой-то ожидаемый уровень качества товара или обслуживания, с которым он обращается в выбранную фирму. Т.е. при покупке костюма мужчина надеется на то, что он будет удобным в носке, легко стираться, не мяться и т.д., поэтому ведь он и сделал выбор в пользу именно этого костюма, а не другого. Если достоинства товара превосходят ожидаемые или равны им, потребитель остается удовлетворенным, если же достоинства ниже ожидаемого уровня, потребитель вряд ли будет рад, а также вряд ли вернется в данную компанию за таким же товаром, услугой еще раз.

Удовлетворенный же клиент может и «привязаться» к марке: он готов возвращаться снова и снова, делать покупки и делиться своим восторгом с друзьями и знакомыми, а следовательно косвенно помогать фирме в привлечении новых клиентов. Поэтому так важно, чтобы покупатель уходил из фирмы с чувством удовлетворения, а не разочарования. Ведь как известно, если фирма потеряет клиента, на привлечение нового она потратит в 25 раз больше средств, чем может понадобиться на удержание старого. Большинство фирм пришли к выводу, что удовлетворенность покупателя – ключ к успеху компании, в связи с чем на исследование потребительских желаний, мнений тратится огромное количество средств.

Также очень важно, чтобы компания не завышала ценность (полезные качества) своего продукта, поскольку при использовании покупатель обязательно заметит разницу, а следовательно он будет разочарован, т.к. обещанное будет отличаться от реального в отрицательную сторону. Но при этом и занижать ожидаемую полезность нельзя, иначе не будет привлечено достаточное количество потребителей. Так, например, если предложить дешевый отдых за 100$ в неделю за счет проживания в 2х-звездочном отеле вдалеке от пляжа, с отсутствующим бассейном и одноразовым питанием (т.е. за счет снижения уровня издержек), совсем точно можно быть уверенным, что данный тур будет убыточным и не привлечет покупателей.

Товары, которые обладают соответствующей прибыльностью (разностью между продажной ценой и себестоимостью), должны находить постоянный сбыт. Покупая товары, мы оплачиваем их стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что нам понравилось их качество. Поскольку внешний вид этих товаров, удобство в обращении, срок службы, технические характеристики, условия гарантийного обслуживания – решающие моменты при определении их цены, то мы оплачиваем покупку в соответствии с фактором «возлагаемых надежд» или «степенью полезности товара». Таким образом, необходимыми условиями определяющими сбыт товара, является цена и убежденность потребителя в его гарантированном качестве.

Существует тесная связь между качеством продукции и услуг, удовлетворением потребителя и уровнем прибыли компании. Достижение более высокого уровня качества приводит к повышению степени удовлетворения потребителей при сохранении высоких цен на товары и (зачастую) снижении издержек. Таким образом, реализация программ по повышению качества, как правило, приводит к увеличению прибыли компании.

Большинство расходов, связанных с основными средствами, четко разделяются на категории, относящиеся либо к капитальным затратам, либо к обычным производственным расходам. Такая классификация расходов на основные средства дает возможность маневра финансовыми ресурсами. Например, ремонт оборудования или сооружений с использованием более совершенный материалов может рассматриваться не как производственная затрата, а как капитальная. Если же к производительным затратам компания относит расходы, в действительности являющиеся производственными, то тем самым она снижает размер текущей прибыли и одновременно сумму уплачиваемых налогов. С финансовой точки зрения целью анализа капитальных вложений является избежание ненужных капитальных затрат путем соответствующего планирования и составления бюджета капитальных затрат. Для этого необходимы: - систематическое рассмотрение вопроса о замене средств производства. Тщательный анализ существующих стоимостных данных (стоимость ремонта, характер продукции и тому подобное) может выявить потребность в немедленной замене оборудования, даже если оно может работать еще несколько лет; ожидание окончательного износа основных средств может быть в настоящее время опасным; - наличие соответствующих средств. Чрезвычайно важно финансировать капитальные затраты, не угрожая долгосрочным финансовым планам предприятия.(пример 1)

 

 

Пример. Японская «Сони корпорейшн» долгие годы занимает в бытовой электронике позицию лидера по внедрению новшеств. Она первой запустила в массовое производство транзисторный радиоприемник и создала первый в мире домашний видеомагнитофон. Придуманный фирмой первый аудиоплейер «вокмен», сформировал целое поколение молодежи, никогда не снимающей наушники с головы. Лазерная технология звукозаписи на серебристые компакт-диски, которые к середине 90-х годов вытеснили в развитых странах традиционные долгоиграющие пластинки (в России этот процесс кончается только сейчас), - тоже детище «Сони». Наконец, в последнее время фирма ближе других компаний подошла к созданию технологии телевидения будущего, обеспечивающего идеальную четкость изображения (система ХДТВ).

 

В расчетах российские предприятия используют такую форму издержек как себестоимость. Себестоимость показывает, какие издержки предприятие имеет при производстве, реализации продукции, производимой этим предприятием. Себестоимость состоит из таких элементов:

· материальные затраты,

· амортизационные отчисления,

· оплата труда, заработная плата,

· начисления на заработную плату,

· накладные расходы и т.д.

Сумма всех затрат по производству продукции и затрат на транспортировку, реализацию продукции представляет собой полную себестоимость. Структура себестоимости на всех предприятиях отличается друг от друга, так как затраты всегда специфичны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.187 сек.