Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоги, их функции, основные виды

Результатом роста государственного долга становится организация системы управления этим долгом.

Управление государственным долгом – совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств.

Средствами управления государственным долгом являются:

· бюджетные средства;

· выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа (рефинансирование);

· изменение условий займа, касающихся сроков (консолидация);

· изменение условий займа, касающихся доходности (конверсия).

Крупные бюджетные дефициты и порожденный ими государственный долг создают множество серьезных проблем. Поэтому правительства большинства западных стран перешли в настоящее время от политики дефицитного финансирования (финансирование экономики за счет бюджетного дефицита) к бюджетной политике, основанной на неоклассической теории. Поскольку государство использует национальный доход менее эффективно, чем частный сектор, масштабы его перераспределения через бюджет должны уменьшаться. Темпы роста доходов и расходов бюджетов значительно сокращаются. Новая бюджетно-налоговая политика ориентирована прежде всего, на изменения доходной части бюджета. В связи с этик одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практике сбора налогов.

 

Налоги - это обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.  

 

Налоги являются результатом длительного исторического развития.

В современной экономике налоги выполняют функции:

· фискальную – сбор денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства;

· социальную – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения доходов отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними;

· регулирующую – стимулирование или сдерживание экономического роста, усиление или ослабление накопления капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса посредством применения налогов.

По способу изъятия налоги делят на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги на доход или имущество налогоплательщика. Они взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, налог на наследство и дарения).

Для определения величины налогов на доходы сначала подсчитывается валовой доход – сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных источников. Из валового дохода по законодательству обычно разрешается вычитать: производственные, транспортные, рекламные расходы; различные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов, суммы пожертвований, льготы для инвалидов, пенсионеров и др.). Таким образом, облагаемый налогом доход – это разница между валовым доходом и указанными вычетами.

Косвенные налоги – это налоги на потребление, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины).

Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет России. Их доля составляет более 80% от суммы всех налоговых поступлений в российский бюджет.

Методы налогового регулирования экономики связаны с законодательным введением налогов и сборов, установлением ставок налогообложения, предоставлением налоговых льгот:

· пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов;

· прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов;

· регрессивные, убывающие с увеличением дохода.

В зависимости от характера ставок, размеры налога на единицу обложения различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается по мере возрастания дохода. При пропорциональных налогах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки. При прогрессивных налогах процент изъятия растет по мере увеличения дохода.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду, предпринимательству. Например, непомерное возрастание в 60-70-е годы в западных странах налогового бремени вызвало “налоговые бунты”, широкое уклонение от налогов, способствовало утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения. Аналогичные процессы наблюдаются в современной российской экономике.

Рост налогообложения оказывает неблагоприятное воздействие на динамику производства и доходов. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов, а затем это может сопровождаться и сокращением общей суммы бюджетных доходов. В итоге высокие налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и сбережения.

Основной задачей экономической политики является определение оптимальных ставок налогообложения, налоговых льгот и выплат. Снижение налогов рассматривается как средство, способное обеспечить долгосрочный экономический рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать большие доходы, окажет стимулирующее влияние на рост производства, увеличит покрытие денежной массы товарами.

В поисках оптимальной схемы налогообложения ученые с помощью эмпирических методов пытались найти предельные ставки налогов, выше которых предприниматели теряют стимул к производству.

Кривая Лаффера – кривая, отражающая зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога.    

 


В расчетах используется кривая Лаффера, названная по имени американского экономиста А.Лаффера (рис.2).

 

Рис.2. Кривая Лаффера

 

Выявить конкретную величину ставки налога очень трудно, и она определяется эмпирическим путем. При этом необходимо учитывать множество факторов как в сфере производства и обращения, так и в сфере потребления.

Государственные расходы и налоги являются структурными элементами бюджета государства. Таким образом, вполне обосновано понимание фискальной политики как бюджетно-налоговой политики государства. Государственный бюджет и налоговое законодательство - мощнейшие рычаги регулирования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансовая система. Государственный бюджет, его структура | Кредит и его формы. Банки, их роль в экономике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.