Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прибыль и рентабельность




Рыночное страхование цен

 

При приобретении розничных товаров в магазинах между продавцом и покупателем происходит сделка купли-продажи. Передача товара в руки покупателя и денег в руки продавца происходит практически одновременно.

Многие коммерческие сделки происходят иначе. Сначала заключается договор купли-продажи (договор поставки). В договоре покупатель берет на себя обязательство купить (оплатить) объект сделки. Оговаривается объем покупки и цена. Производитель-поставщик берет на себя обязательство поставить данный объем товара в установленные сроки, соответствующего качества. Цена поставки фиксируется в договоре. Между заключением договора и его исполнением, т.е. поставкой товара может быть значительное время. За это время может произойти изменение рыночной ситуации, в частности цены, в связи с изменением издержек производства из-за роста цен на сырье, энергоносители, заработной платы и других составляющих издержек. Чтобы производитель-поставщик не понес убытки, необходимо сделать корректировку цены на день поставки (Цпост) по формуле:

 

Цпост = Цдог. å (g K)

 

где Цдог - цена на момент заключения договора, руб.;

gi - доля i-го элемента издержек производства;

 

Кi – индекс роста цены i-го элемента затрат производителя.

В договоре могут быть сделаны соответствующие оговорки:

- о повышении цены. Любое повышение рыночной цены увеличивает цену, ранее зафиксированную в договоре (в интересах производителя);

- о понижении цены. Любое понижение рыночной цены ведет к понижению цены, зафиксированной в договоре (в интересах потребителя);

- о любом колебании цены. Любое колебание рыночной цены ведет к соответствующему изменению договорной цены.

 

7.1.Прибыль предприятия: сущность, состав и использование

Прибыль предприятия является важнейшей экономической катего­рией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, создан­ный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует абсолютный экономический эффект (результат), полученный в результате деятельности предприя­тия. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно и финансовым резуль­татом, и одним из основных элементов финансовых ресурсов предпри­ятия. Предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, т. к. она используется для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, для матери­ального поощрения работников. В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней через налоговые отчисления, в чем заинтересованы государство и регионы.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Общая величина полученной прибыли носит название балансовой прибыли, или прибыли текущего года.

Балансовая прибыль (Пб) складывается из прибыли от реализации

реал), прибыли от прочей реализации (Ппр.реал) и внереализационной прибыли (Пвнр ):

 

Пб = Преал ± Ппр.реал ± Пвир,

знак (+) соответствует прибыли по данному виду деятельности;

знак (–) соответствует убыткам.

Прибыль от реализации – это прибыль от реализации продукции (работ, услуг), входящих в состав товарной продукции:

 

Преал = S Цопт i B i - S C i B i

где Цопт i - оптовая цена i-го вида продукции, руб.;

С i - полная себестоимость i-го вида продукции, руб.;

В i - объем реализации i-го вида продукции, шт.

Прибыль от прочей реализации – это прибыль от реализации различ­ных видов имущества, числящегося на балансе предприятия (излишнего оборудования, запасов сырья, материалов и т. п.). При про­даже различных объектов прибыль от их реализации определяется с уче­том специфики объекта. Так, при продаже излишнего оборудования при­быль определяется в виде разницы между ценой продажи и остаточной стоимостью, скорректированной на коэффициент переоценки или на коэф­фициент инфляции. Если реализуются излишние запасы сырья, материалов инструментов и т. п., прибыль определяется в виде разницы цены продажи и цены их приобретения, скорректированной на коэффициент инфляции.

Прибыль от реализации и от прочей реализации – это прибыль от продаж.

Прибыль по внереализационной деятельности определяется как до­ход (убытки) за минусом расходов по внереализационной деятельности. Перечень внереализационных операций довольно широкий. Сюда входят:

 

- сдача имущества в аренду;

- долевое участие в деятельности других предприятий;

- предоставление займов;

- операции с ценными бумагами, акциями, облигациями, векселями и др.;

- операции с валютой.

 

В состав внереализационной прибыли (убытков) входят сальдо полученных и уплаченных штрафов, пони, неустоек; прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; доходы от дооценки товарно-материальных ценностей, недостача материальных ценностей, выявлен­ная при инвентаризации; затраты по аннулированным заказам, т. е. убытки; не компенсируемые убытки от пожаров, аварий, стихийных бедствий, проценты по банковским вкладам; судебные издержки и т. п.

Прибыль, получаемая предприятием, не вся остается в его распо­ряжении, что связано с налогообложением. В первую очередь из балансовой прибыли уплачиваются и те налоги, которые относят на финансовые результаты работы предприятия, т. е. как раз на балансовую прибыль до уплаты налога на прибыль. После их уплаты приступают к расчету налога на при­быль. Из суммы прибили, оставшейся после уплаты налогов, относимых на финансовые результаты, вычитаются льготы, предоставляемые предприятию по налогу на прибыль. Перечень этих льгот довольно большой, но общая сумма льгот не может уменьшать сумму налога на прибыль более чем на 50%.

После уплаты налога на прибыль получаем прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Из этой прибыли также уплачиваются и некоторые налоги.

Прибыль, остающаяся после уплаты данной группы налогов, носит название чистой прибыли. Чистая прибыль предприятия направляется на образование резервного фонда и выплату дивидендов.

Резервный фонд создается на предприятии на случай прекращения его деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он явля­ется обязательным для акционерных обществ и предприятий с иностран­ным капиталом. Как правило, его размер составляет для акционерных обществ не менее 10 %, для других предприятий - не более 25 % по отношению к размеру уставного фонда предприятия. Сумма отчислений в резервный фонд не может превышать 50 % налогооблагаемой прибыли.

 

7.2. Рентабельность: сущность, показатели

Абсолютный размер прибыли не в полной мере характеризует эффек­тивность (результативность) работы предприятия, т.к. не учитываются ресурсы, затраченные на получение прибыли.

Прибыль, сопоставленная с затратами ресурсов, – это и есть рентабельность. Поскольку ресурсы предприятия довольно разнообразны, а затраты их могут давать увеличение (уменьшение) какого-то определенного вида прибыли, постольку можно построить систему показателей рента­бельности.

В первую очередь необходимо выделить рентабельность производства (Pпроиз, %):

 

где ОФ - основные фонды предприятия, руб.,

ОБС - оборотные сродства предприятия, руб.

Таким образом, рентабельность производства – это размер вало­вой прибыли, полученной на 1 руб. основных фондов и оборотных средств.

 
 

Далее можно выделить показатель (уровень) рентабельности про­дукции (изделия) (Рпрод, или Ризд, %):

 

где Преал i - прибыль от реализации i-го изделия;

С i - полная себестоимость i- го изделия;

Смысл этого показателя – размер прибыли от реализации изделия на 1 руб. ресурсов, затраченных на его изготовление и реализацию, т.е на 1 руб. себестоимости.

Можно определить рентабельность всей продукции, производимой на предприятии, т. е. рентабельность товарной продукции (Ртп, %):

 

где Преал - прибыль от реализации товарной продукции.

 

В системе показателей рентабельности можно назвать:

- рентабельность имущества;

- рентабельность продаж;

- рентабельность собственных средств;

- рентабельность долгосрочных вложений;

- рентабельность заемного капитала;

- норму балансовой прибыли;

- норму чистой прибыли.

Приведенная система показателей рентабельности может по мере необходимости дополняться другими показателями, характеризующими доходность определенного вида деятельности предприятия.

Рассчитанный уровень рентабельности дает представление об эффективности работы предприятия в сравнении с определенными нормативными величи­нами. Считается, что в условиях рыночной экономики рентабельность в 10 % является уже неплохим показателем. Однако по отдельным видам деятельности требования к уровню рентабельности несколько иные. Так, рентабельность производственной деятельности должна со­ставлять 20 - 25 %, коммерческой деятельности - 20 -30 %, финансо­вых сделок - от 5 % по краткосрочным и до 10-15 % по долгосрочным сделкам.

 

Литература

1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Профессиональный комментарий к Положению о составе затрат. –М.: Аналитика – Пресс, 1997. – 216 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I. М.,1995.

3. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. – М.: Софит, 1994. – 496 с.

4. Григорьев В.В. Оценка и переоценка основных фондов: Учеб. практ. пособие – М.: ИНФРА – М, 1997. – 250 с.

5. Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. – М.: Изд-во МГП и «Комус», 1991. – 107 с.

6. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учеб. пособие. – М: ИНФРА – М, 1996. – 296 с.

7. Курс экономики:Учебник / Под ред.Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА – М, 1997. - 720 с.

8. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств // Экономика и жизнь. – 1998. - № 37.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации. – Ч.I. М.: Аналитика-Пресс, 1999. – 152 с.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.II. Официальный текст. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 144 с.

11. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 496 с.

12. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 512 с.

13. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываемых при налогообложении прибыли // Экономика и жизнь. – 1992. - № 33 с учетом дальнейших изменений и дополнений.

14. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 304 с.

15. Экономика: Учебник / Нестеренко А.Н.,Кокорев В.Е., Евстигнеев В.Р. и др.: Под.ред. А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: Проспект, 1999. – 792 с.

16. Экономика предприятия: Учебник для вузов./Под ред. Ф.К.Бес, Э.Дитла, М. Швайтцерк: Пер. с нем. –М.:ИНФРА – М, 1999. –-928 с.

17. Экономика предприятия: Учебник для вузов, / Под ред. И.О.Волкова. – М.: ИНФРА – М, 1998. – 416 с.

18. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.П.Грузинова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 535 с.

19. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер.с нем. / Под ред. А.Г.Поршнева. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 512 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.