КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 7. Лекция 35. История экономической мысли. 9 страница
То же было характерно и для России при воссоздании рыночной экономической системы. Начало радикальных изменений в хозяйственной жизни в 1992 г. вызвало резкое увеличение скорости обращения денег. В 1993—1994 гг. скорость обращения денег возросла в 3,14 раза. [231] Во Франции эту теорию в XVIII в. развивал Монтескье Ш., в Англии — Юм Д. Рикардо Д. в начале XIX в. попытался соединить количественную теорию денег с трудовой теорией стоимости. [232] Баумоль У. и Тобин Дж. в середине 1950 гг., основываясь на принципе оптимизации денежных запасов, указывали, что люди поддерживают денежные запасы (так же, как фирмы поддерживают товарные запасы). В любой момент они держат часть своего богатства в форме денег для покупок в будущем (модель Баумоля—Тобина). Домашнее хозяйство, храня часть богатства в денежной форме, в результате лишается процента, который оно бы получало, если бы вместо денег имело активы, дающие процент. Домашнее хозяйство получает доход, номинальная величина которого за месяц составляет PQ. Эти доходы в начале каждого периода автоматически помещаются на депозитный счет в коммерческом банке. Когда деньги снимаются со сберегательного счета, то имеют место постоянные издержки Pb (b — реальные издержки, Рb — номинальные). Домашнее хозяйство должно решить, сколько раз ежемесячно оно будет обращаться в банк и сколько денег изымать при каждом его посещении (М'). Если домашнее хозяйство начинает каждый месяц с М' денежных средств, которые постепенно уменьшаются до нуля, то средние денежные остатки за месяц составляют (М'/2). Оптимальный уровень спроса на деньги зависит от издержек различного рода. Прежде всего, существуют издержки от каждого посещения банка (трансакционные издержки). Следует также учесть упущенный процент, неполученный от изъятых денег. Чем выше М', тем реже домашнее хозяйство обращается в банк, но тем больше потери процентов в течение месяца. Домашнее хозяйство может минимизировать издержки от посещения банка путем одного масштабного изъятия средств в начале месяца, что даст ему все денежные средства, необходимые для расходования в течение месяца. Но такая сумма М' максимизирует упущенный процент, который домашнее хозяйство теряет за месяц. Не имея средств на сберегательном счете, домашнее хозяйство вообще не получит процентов. Поэтому оно должно соизмерять издержки от частых посещений банка (если М' мало) и упущенные проценты (если М' велико). Оптимальный выбор М' осуществляется путем минимизации общих издержек хранения денег, равных сумме трансакционных издержек и упущенного процентного дохода: Спрос на деньги — это спрос на реальные денежные остатки. Для людей важна покупательная способность денег, а не их номинальная ценность (отсутствие «денежной иллюзии»). Если уровень цен удваивается, в то время как все остальные параметры остаются без изменения, то спрос на деньги также удваивается. Изменение уровня цен прямо пропорционально воздействует на желаемый уровень номинальных денежных остатков, но оставляет реальный спрос на деньги неизменным. Рост реального дохода увеличивает желаемый уровень денежных остатков. Рост уровня дохода сопровождается ростом расходов домашнего хозяйства. Чтобы поддерживать высокий объем покупок, оно увеличивает средние денежные остатки. [233] Россия в 1990 гг. имела один из самых низких в мире уровень насыщенности хозяйственного оборота деньгами, самый крупный дефицит денег в обращении. В среднем по странам G7 уровень монетизации экономики составляет 55—100%, по развивающимся странам — 40—60%. В России в начале 1990 гг. уровень монетизации экономики составлял около 40%, в 1994 г. — 24%, с началом проведения политики финансовой стабилизации опустился к 1996 г. до 12—16% и оставался примерно на этом же уровне до 1999 г. (16—17%). Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства вели к росту денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета. Все меньше становились суммы кредитов банков, предоставляемых на пополнение недостатка собственных оборотных средств предприятий, и еще меньше — на инвестиции. К 1999 г. более 50% денежной массы, обслуживавшей хозяйственный оборот в России, было отвлечено на кредитование правительства (в 1995 г. кредит правительству составлял 19%, остальная часть внутреннего кредита шла на обслуживание экономики). Росли неплатежи, бартерные сделки, денежные суррогаты и суммы иностранной валюты в обращении. Доля бартерных операций в российской промышленности составляла около 50%. На некоторых предприятиях, производящих ликвидную продукцию (нефть, автомобили), доля бартера достигала 80—90%. [234] Первоначально использовались платежные пластиковые карточки с магнитной лентой, содержащей информацию о владельце. В 1990 гг. стали применять платежные карточки с микропроцессором, обладающие более высокой степенью защиты. В России платежные пластиковые карточки «Виза интернасьональ» появились в начале 1992 г. В 1994 г. появляется система безналичных электронных расчетов с помощью пластиковых карточек с микросхемой «Оптимум-карт». Они используются во Франции, Португалии, Германии, Венгрии и т.д. [235] В 2005 г. в России кредит, предоставленный частным лицам, составлял 525,4 млрд. рублей (в рублях) и 93,5 млрд. рублей (в иностранной валюте). [236] В США существует для этих целей Федеральная корпорация по страхованию депозитов, благодаря чему вкладчики, у которых размер вклада не превышает $100 тыс., получают 100% страховое возмещение даже при полном разорении «своего» банка. Это очень помогло, когда в 1970 гг. в США обанкротилось более 100 сберегательных банков. [237] Ло Дж. (1671-1729) в 1705 г. опубликовал книгу «Деньги и торговля, рассмотренные в связи с предложением об обеспечении нации деньгами». Он писал, что «Внутренняя торговля есть занятость людей и обмен товаров... Внутренняя торговля зависит от денег. Большее их количество дает занятие большему числу людей, чем меньшее количество... Хорошие законы могут довести денежное обращение до той полноты, к какой оно способно, и направить деньги в те отрасли, которые наиболее выгодны для страны; но никакие законы... не могут дать людям работу, если в обращении нет такого количества денег, которое позволило бы платить заработную плату большему числу людей». Ло полагал, что банк может эмитировать бумажных денег на сумму, большую ценностей, хранящихся в его сейфах и являющихся обеспечением банкнот. При этом количество товаров, увеличенное с помощью кредитных денег, наполнит банковские билеты реальным содержанием, оправдав их опережающий выпуск в обращение. Ло полагал, что эмитировать бумажные деньги может и должен лишь государственный банк, защищающий интересы нации в целом, а не отдельных банкиров. Для реализации идей Ло ему надо было получить в свое распоряжение целую страну и стать ее главным финансистом и банкиром. Первая его попытка была неудачной — Шотландия (еще не входившая в состав Великобритании) отклонила проект создания государственного банка. Во Франции Ло благодаря обаянию и уму завоевал расположение герцога Филиппа Орлеанского, ставшего королем после смерти Людовика XIV. Филиппа разрешил Ло открыть частный Всеобщий банк, который за два года овладел всей денежной и кредитной системой страны, и в 1719 г. был преобразован в Королевский банк. Ло, как глава этого банка, стал генеральным контролером (министром финансов) Франции. Деятельность созданного им банка помогла стране выйти из кризиса. Банкноты банка пользовались доверием, а его кредиты вызвали оживление в промышленности и торговле. Королевский банк на некоторое время действительно добился полной власти над деньгами Франции. Но отсутствие системы резервов, опирающейся на согласованные действия многих банков, невозможность обеспечить ликвидность банкнот Королевского банка вызвало падение доверия к ним и отток депозитов из банка, сделало крах банка Ло в конечном счете неизбежным. [238] ЦБ РФ в 2000 г. получил чистую прибыль на сумму 4,179 млрд. руб.; 50% ее он должен направлять в доход бюджета страны. [239] На 01.01.1999 г. по оценке ЦБ из 1473 действующих банков 1032 (70%) были финансово стабильными, способными работать без государственной поддержки; 441 банк (30%) был отнесен к «проблемным», у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они были неплатежеспособными и не могли самостоятельно выйти из кризиса; 149 банков из числа «проблемных» имели явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 «проблемным» банкам, в том числе - 18 крупным, была оказана государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. На них приходилось почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка РФ). Потребность средств на рекапитализацию банков оценивалась ЦБ в 75 млрд. руб. Главными в процессе финансового оздоровления «проблемных» банков признаны были меры по реорганизации, а не проведение процедур банкротства. Мировой опыт свидетельствует, что убытки от банкротства в 8—10 раз больше, чем при реорганизации. [240] Заемщик, обращаясь в банк, представляет заявку, в которой указана цель кредита, срок, график погашения и другие данные. Он обязан сообщить подробные сведения о всех сторонах своей производственной и финансовой деятельности (в случае потребительской ссуды — о состоянии личных финансов, доходах, месте работы и т.д.). Мелкие фирмы должны представить обеспечение, а также поручителей или гарантов. Кредитные заявки поступают в управление учетно-ссудных операций банка, которое направляет их в кредитный отдел для оценки способности заёмщика погасить ссуду. Заявка рассматривается учетно-ссудным комитетом, состоящим из двух-трех директоров. Его рекомендации по всем заявкам периодически докладываются совету директоров, который принимает окончательное решение о выдаче ссуды или отказе в ней. [241] В условиях всемирного финансового кризиса на 08.10.2008 г. ФРС США установила ставку рефинансирования – 1,5% годовых, Европейский ЦБ – 3,75%, Банк Великобритании – 4,5%, Банк Канады – 2,5%. Европейский ЦБ установил минимальную ставку депозитного процента – 2,75%, кредитного – 4,75%. [242] В России используются ставка рефинансирования ЦБ РФ, предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучет векселей, ссуды под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), кредитные аукционы. При установлении ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. [243] В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг, которые вплоть до финансового кризиса, разразившегося в августе 1998 г., обладали высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности. [244] В России с 19.03.1999 г. нормативы отчислений кредитных организаций в обязательные резервы ЦБ РФ составили: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях — 7%; привлеченным средствам юридических лиц в иностранной валюте — 7%; привлеченным средствам физических лиц в рублях — 5%; привлеченным средствам физических лиц в иностранной валюте — 7%; вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке РФ в рублях — 5%. [245] Между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения есть две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат. Изменение рыночной процентной ставки происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате расширительной денежной политики ЦБ у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием станет покупка других видов активов, удешевление кредита, а в итоге — снижение процентной ставки, когда кривая предложения денег сдвинется вправо из положения L1S в положение L2S. Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. Но если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку (крутая кривая LD ), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки. Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию результатов денежно-кредитной политики. Незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов. [246] Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России. Главные задачи в данной области определяются в ежегодно разрабатываемых ЦБ РФ Основных направлениях денежно-кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и ЦБ РФ об экономической политике. В 1994 - 1998 гг. наиболее действенным средством выполнения основной задачи денежно-кредитной политики — сдерживания инфляции — было соблюдение положений ежегодно разрабатываемой Денежной программы, предусматривающей целевые ориентиры в денежно-кредитной сфере. При разработке этой программы ЦБ РФ исходил из прогнозируемых показателей состояния экономики (изменения в ее отдельных секторах и ВВП в целом, инфляции, дефицита государственного бюджета, международных резервов и др.), устанавливал поквартальные предельные величины роста денежной массы и денежной базы, а также другие целевые показатели. Осуществление этой политики в указанный период имело следствием замедление темпов инфляции. Главной причиной денежно-кредитного и финансового кризиса 1998 г. была ошибочная экономическая и денежно-кредитная политика правительства и ЦБ России. Она не была ориентирована на подъем и повышение эффективности реальной экономики. Материальное производство (реальный сектор) — основа любой экономики — с каждым годом сокращался. Банковская система оказалась заложницей такой политики. Значительная часть ее капиталов использовалась для финансирования большого дефицита государственного бюджета с использованием пирамиды ГКО и других ценных бумаг. Отказ правительства от платежей по ГКО в целом блокировал почти 16% активов, а по крупным банкам — 40—50% активов, которые рассматривались банками как наиболее ликвидные и надежные. Для преодоления банковского кризиса был принят план реструктуризации (новация государственных ценных бумаг), создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций, ряду банков выданы стабилизационные кредиты (около 17 млрд. руб.) и т.д. До августа 1998 г. денежно-кредитная политика создавала стимулы для концентрации и использования ресурсов банков на обеспечение расходов бюджета. Более разумным путем является кардинальная переориентация финансовых потоков, которые концентрируются в банковской системе. Банковские ресурсы должны использоваться главным образом в операциях с реальным сектором. В качестве приоритетных направлений государственной поддержки могут быть выделены: - стимулирование внешнеэкономической деятельности; - инвестиционные проекты в развитие передовых технологий и отрасли промышленности, прежде всего в экспортное производство и импортозамещение; - обеспечение реструктуризации и повышения эффективности сельского хозяйства; - кредитование жилищного строительства (ипотека). Одновременно в рамках предложений ЦБ РФ предусматривается определение структурных приоритетов промышленности и региональной политики, а также создание системы финансовых стимулов развития реального сектора, включая государственные гарантии по кредитам. [247]Синонимом термина «бюджетно-налоговый» является — термин «фискальный» (лат. fiscus — государственная казна и fiscalis — относящийся к казне), либо термины «государственные финансы», «финансы страны». Совокупность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем обозначают терминами «государственная финансово-кредитная система» (сфера, отношения) или — «государственные финансы». [248] Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для страны иметь сбалансированный государственный бюджет. Неолиберальный и неоклассический подходы преобладают в США и Канаде. Неокейнсианцы полагают, что сбалансированный бюджет мешает антициклической и антиинфляционной политике. [249] Через бюджет федерального правительства в России во второй половине 1990 гг. перераспределялось 10—14% ВВП. Расходы превышали доходы и составляли 15—20% по отношению к ВВП. [250]В середине 1990 гг. в странах Центральной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Словения) доходы бюджета расширенного правительства находились на уровне 45—48% по отношению к ВВП; в Юго-Восточной Европе (Албания, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния) — 31—38%; в странах Балтии — 33%; в Белоруссии — 41 — 43%; в Средней Азии — 20—22%; в Закавказье — 11 — 13%. [251] Законодательное закрепление исключительной компетенции властей всех уровней с наделением представительных органов каждого уровня правом самостоятельно определять виды и ставки налогов и вненалоговых поступлений (взимаемых с частных лиц на территории, подчиненной их юрисдикции), необходимые и достаточные для финансирования расходов исполнительных органов и, одновременно, для обеспечения необходимой инвестиционной привлекательности территории среди других реципиентов на рынке капиталов автоматически обеспечивает оптимальный уровень налоговой нагрузки и полную реализацию принципа бюджетного федерализма, повышает ответственность властей и заставляет их способствовать развитию бизнеса на подчиненных им территориях. [252]В 1998 г. государственный долг по отношению к ВВП составил: в США — 62%, Японии — 116, Германии — 62, во Франции — 59, в Италии — 119, в Великобритании — 52, Канаде — 91,5%. В России государственный долг оценивался в 50%. [253] В Лондонский клуб входят коммерческие банки-кредиторы. Парижский клуб объединяет страны-кредиторы. Оба клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги. [254] Так, и после I, и после II мировой войны Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами. Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляли им право пользования своей морской хозяйственной зоной, континентальным шельфом, строительства военных баз, станций слежения за спутниками. [255]Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. [256] Эти налоги достаточно просто собирать, ведь недвижимость и земельные участки невозможно ни спрятать, ни укрыть. Для организации сбора этих налогов необходимо создать кадастры недвижимости, земельных и лесных участков. Методы аэрофотосъемки позволяют достаточно быстро собрать, а персональные компьютеры обработать информацию, необходимую для создания кадастров. Однако плательщиками налога будут чиновники и парламентарии – собственники основных объектов налогообложения. Поэтому об этих налогах ведется очень много хороших разговоров, а кадастров все еще нет. Существуют проблемы объективной оценки земли и другой недвижимости при их обложении налогом, но пока не будет кадастров, не будут решаться эти проблемы. [257] В налогово-бюджетных системах, построенных на основе социал-демократической идеологии и принципов государственного патернализма (Швеция, Германия). В налогово-бюджетных системах, построенных на основе социально-либеральной идеологии и индивидуальной ответственности, цель уменьшить разрыв в уровнях потребления различных социальных групп (бедных и богатых) не ставится. Социальная функция реализуется в целях оказания социальной помощи за счет бюджетных средств безработным, сиротам, инвалидам и иным лицам, не способным или не имеющим возможности трудиться (США, Канада). [258] Годовой доход до $21450 включительно облагался по ставке 15% (минимальная налоговая ставке подоходного налога); от $21450 до $51900 — по ставке ($3217,5+28%) с суммы, превышающей $21450; свыше $51900 — по ставке ($11743,5+31%) с суммы, превышающей $51900 (максимальная ставка). [259] Грачев И., лидер общественно-политического движения «Развитие предпринимательства» полагает, что доля теневого малого бизнеса с 50% в 1993 г. увеличилась до 90% к 2000 г[259]). Неформальный и теневой сектора в совокупности производят около 25,2% ВВП России (7,4% ВВП в промышленности, 85,7% в сельском хозяйстве и около 70% в торговле). Предполагают, что в теневом секторе экономики России может быть занято около 10 млн. человек. Суммарное выпадение теневого оборота из легальной экономики и из-под налогообложения в 2000 г. оценивалось в $36,5—49 млрд. Общий объём теневой экономики составлял 46,1% от национального дохода России (в США — 8,8%, Великобритании — 12,6%). [260] Например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом. [261] В развитых странах применяются разрешения и запреты на новое промышленное строительство в определенных агломерациях вокруг крупных городов и районах по градостроительным, экологическим и другим соображениям [262] Например, установление предварительной выплаты налогов в фазе циклического подъема, чтобы ограничить спрос, или, напротив, откладывание сроков выплаты налогов в фазе кризиса, чтобы стимулировать спрос. [263] В марксистской литературе государственная собственность объединялась понятием «государственный сектор», который создавал иллюзию существования находящегося в руках государства и управляемого им из единого центра интегрированного хозяйственного комплекса. Этот сектор рассматривался как альтернатива частному бизнесу. В действительности такой сектор, построенный на чисто капиталистической основе, в 1950 гг. существовал лишь во Франции, Австрии, Великобритании и Италии. В других же странах государственная собственность всегда была более или менее разрозненной, формировала в национальном хозяйстве множество анклавов, но никак не единый сектор. Эти анклавы находились в разных отраслях и регионах, не имея между собой четкой системы связей. В настоящее время ни в одной из развитых стран нет интегрированного государственного сектора. Предприятия с государственным участием подчиняются общим правилам рыночной экономики. [264] Вещественные элементы основного капитала (машины, оборудование, производственные здания и сооружения) в процессе их эксплуатации подвергаются физическому износу и постепенно теряют свою первоначальную стоимость. Однако она не исчезает бесследно, а переносится по частям на издержки производства продукта. После реализации продукта величина износа компенсируется из выручки и накапливается изготовителем для последующей замены изношенных элементов основного капитала. [265] При этом в сумму амортизационных отчислений фактически включается часть балансовой прибыли, которая таким образом освобождается от налогов. Фирмам, как правило, предписывается составлять долгосрочные амортизационные планы, включающие в т.ч. выбор одного или нескольких из предусматриваемых хозяйственным правом методов амортизации. К ним, наряду с линейным (пропорциональным) методом относятся и другие методы ускоренного списания, такие как арифметически-дегрессивный, геометрически-дегрессивный и т.д.). Изменения в амортизационном плане допускаются лишь в исключительных случаях, при обосновании и доказательстве фирмой аудитору их вынужденной необходимости, ибо такие изменения глубоко затрагивают всю систему ведения счетов и бухгалтерского учета фирмы, расчета издержек, прибыли и налоговой базы. [266] На мелких и средних предприятиях заработная плата устанавливается посредством индивидуальных контрактов и трудовых договоров. Заработная плата той части занятых, которая охвачена профсоюзами, регулируется ежегодными тарифными соглашениями между соответствующими отраслевыми профсоюзами и союзами предпринимателей (государство может оказывать на это лишь консультативное воздействие). В среднем в развитых странах профсоюзами охвачено около 40% работающих по найму. В Европе - не более 50% в среднем при значительном разбросе по отдельным странам, а в Японии и особенно в США — менее 40%. [267] Рамочное планирование основывается на среднесрочном (на 4—5 лет) и долгосрочном прогнозировании экономического развития. Среднесрочные прогнозы разрабатываются по «скользящему» методу, т.е. ежегодно корректируются и продлеваются на год (прогноз на 1994—1998 гг. преобразовывался в прогноз на 1995—1999 гг.). Прогнозы служат отправным пунктом для расчета ожидаемых доходов и расходов госбюджета в прогнозируемый период. Как правило, правительство поручает разработку подобных прогнозов одновременно нескольким авторитетным и постоянно выполняющим его заказы научно-исследовательским институтам. Из нескольких прогнозов выбирается один или производится какой-то симбиоз из них. В результате формируется целевой прогноз, служащий основой среднесрочного планирования финансов. Предпринимаются попытки более или менее взаимоувязанно использовать для реализации установок такого прогноза весь рассмотренный выше инструментарий госрегулирования. Достижению макроэкономических целей, которые преследует правительство, служат также отраслевые и региональные программы, содержание которых определяется приоритетами государственной структурной политики. Она нацелена на смягчение кризиса, стабилизацию или экономическую экспансию тех или иных отраслей или регионов — «структурно-кризисных» (слабо развитых в данной стране или депрессивных) или новых, зарождающихся. Используются кредитные гарантии и льготы, субсидии и налоговые послабления. В ЕС национальные отраслевые и региональные программы сочетаются с «коммунитарными», т.е. совместными для стран — членов Союза. [268] На его поддержку затрачивается 3—4%, а в Швейцарии — даже 6% национального ВВП. В ЕС содействие сельскому хозяйству всех стран-членов оказывается из единого аграрного фонда (ФЕОГА), на который приходится ¾ всех бюджетных расходов ЕС. Содействие направлено на достижение и поддержание как минимум самообеспечения стран — членов ЕС основными продуктами питания умеренного пояса (зерно, мясо, молоко и т.д.) и сохранение достаточно сильной прослойки крестьянства как одной из важных опор социальной стабильности общества. [269] В Европе к ним относятся добыча угля, текстильная промышленность, черная металлургия и судостроение. Предоставляемая им помощь, прежде всего финансовая, обеспечивает плавное сокращение производства до масштабов, при которых выпускаемая продукция конкурентоспособна и может находить сбыт. Эта помощь смягчает также негативные социальные последствия кризиса указанных отраслей для занятых в них работников, которые переучиваются на новые специальности, получают единовременные пособия или имеют возможность досрочно уйти на пенсию. Типичный пример «коммунитарной» (в рамках интеграционного объединения) программы такого рода — «план Давиньона» для черной металлургии стран — членов ЕС. [270] Такую помощь, в частности, повсеместно получила микроэлектроника, а в Европе — и гражданское авиастроение (изготовление европейских аэробусов «А-310»). Подобная помощь может быть как безвозмездной, так и льготной, возвратной (после достижения соответствующей рентабельности). [271] «Международные» отношения и право – традиционно употребляемый термин. Правильнее было бы применять термины «межгосударственные» отношения и право, связи и отношения между национальными экономиками. [272] Природные ресурсы немобильны и участвуют в мирохозяйственных связях опосредованно, через международную торговлю изготовленной на их основе продукции. [273] «Торгуемых товаров и услуг», т.е. участвующих в международной торговле. Остальное - это «неторгуемые товары и услуги». [274] Россия экспортировала зерно и другую сельскохозяйственную продукцию, древесину в Европу, готовые изделия в азиатские страны, импортировала западноевропейские готовые изделия, материалы, полуфабрикаты и колониальные товары (чай, кофе, какао, табак и др.). [275] В 1913 г. объем экспорта товаров из Российской империи составлял немногим более $1 млрд., из США —$2,6 млрд.; в 1928 г.— $0,7 млрд. из СССР и $5,8 млрд. из США, в 1938 г. — соответственно менее $0,3 и $3,1 млрд. В конце 1940 гг. экспорт СССР превысил $1 млрд., а США —$12 млрд. Доллар обесценился за это время в 2,2 раза, поэтому фактически восстановление экспорта в обеих странах произошло в 1950 гг. [276] Россия поставляла и поставляет на мировой рынок продукцию, производство которой обеспечивается наличием природных ресурсов (зерно, лен, лесоматериалы, энергоносители, металлы, удобрения). [277] kэ для России в 1997 г. составила около 9% ВВП России по ППС.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |