Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Основное содержание учебной дисциплины экономика – это теоретические основы экономической жизни общества

Основное содержание учебной дисциплины экономика – это теоретические основы экономической жизни общества. Основным доводом в пользу изучения теоретических основ экономики является то, что экономика исследует проблемы, которые касаются всех людей без исключения. Всякий человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, почему в одной стране уровень жизни выше, чем в другой, что выгоднее – работать по найму или организовать собственное дело, положить деньги в банк или купить акции, и вообще, что такое деньги?

Изучение экономики, экономических теорий и методов экономического анализа создает целостное представление об экономической жизни общества, формирует экономический образ мышления, необходимый для понимания сути разнообразных экономических процессов и явлений.

Предмет и метод экономики. Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значениях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика страны, региона, предприятия, плановая, рыночная экономика и т.п.) и, во-вторых, как название науки, изучающей теоретические основы хозяйствования.

Согласно современному пониманию, экономика – это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Отметим, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.

Как и всякая наука, экономика прежде всего выполняет познавательную функцию – она теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чем суть, причины, последствия экономических процессов (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены и т.п.). на основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует принципы экономического поведения (позитивная экономика).

Экономика выполняет и практическую (рекомендательную) функцию. На основе позитивных данных экономика дает рекомендации, предлагает рецепты действий. Она объясняет, что должно быть, какой должна быть экономика (нормативная экономика). Эта функция экономики тесно связана с экономической политикой.

Экономическая политика представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение экономических целей. В качестве основных целей основных целей экономического развития принято выделять:

1) экономический рост, обеспечивающий при прочих равных условиях повышение уровня жизни;

2) полную занятость – возможность работать для всех тех, кто желает и может работать;

3) экономическую эффективность – максимальную отдачу при минимальных затратах;

4) стабильный уровень цен (отсутствие инфляции);

5) экономическую свободу потребителей и производителей;

6) справедливое распределение доходов;

7) экономическую обеспеченность нетрудоспособной части населения;

8) сбалансированный ввоз и вывоз товаров за границу.

Экономическая действительность (практика) проверяет целесообразность проведения той или иной политики и обоснованность рекомендаций, данных экономической наукой.

В зависимости от объекта исследования экономику принято подразделять на две большие части:

Микроэкономику – часть экономической науки, которая исследует поведение отдельных экономических субъектов – покупателей, фирм, анализирует механизмы функционирования отдельных рынков, распределение ресурсов по направлениям их использования, формирование доходов и т.п.

Макроэкономику – часть экономической науки, которая изучает функционирование экономики страны в целом, такие общие явления и процессы как темпы роста национального производства, инфляция, безработица, бюджетный дефицит, государственный долг, методы государственного регулирования и т.п.

Несмотря на различия в акцентах, при микро- и макроанализе используются одни и те же концепции и теории, рассматриваются одни и те же проблемы.

При анализе экономических процессов экономисты отбирают факты, обобщают их, выявляют закономерности, используя общенаучные методы исследования.

Метод научной абстракции. Его суть – очищение исследуемого объекта от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного. Результат научной абстракции – категории, понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.), и экономические законы (принципы), отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями (закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие).

В экономике широко используется функциональный анализ. При характерисике зависимостей и взаимосвязей между экономическими процессами одни факторы рассматриваются как данные, независимые, а другие как зависимые, производные от первых. Изучая, например, влияние уровня банковского процента на инвестиционный спрос, процент рассматривается как независимая переменная (аргумент). А а инвестиционный спрос, как зависимая (функция).

Экономическое моделирование сегодня – весьма распространенный метод исследования экономических проблем. Модели представляют собой упрощенное, формализованное описание экономической реальности. Они, игнорируя многочисленные второстепенные детали, усложняющие анализ тех или иных взаимозависимостей, позволят лучше понимать и описывать причины, взаимосвязи, закономерности, последствия тех или иных экономических процессов и явлений.

Экономические эксперименты – это искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных условиях с целью их изучения и дальнейшего практического изменения. Экспериментирование как метод познания может осуществляться как на микро- так и на макроуровне.

Какими бы методами ни пользовались экономисты в своих исследованиях, практика, экономическая действительность являются критерием верности тех или иных выводов, положений экономической теории.

Основные этапы развития экономической науки. Как систематизированное знание, как наука, экономика сформировалась в XV-XVI вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов, - почему одни страны богатые, а другие бедные, в чем заключается богатство, откуда оно берется?


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цена и ценообразование на продукцию сельского хозяйства | Потребности. Производство и его факторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.