Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского ЭР

Пищевая промышленность

Пищ. пром. включает в себя пр-ва, обеспечивающие нас. продуктами питания. Она больше чем другие отрасли связана с с/х, так как получает от него сырье (зерно, молоко, картофель, сахарную свеклу и др.) и входит в состав АПК комплекса. Большое значение имеют межотраслевые связи пищ. пром. с маш-нием, энергетикой и другими отраслями пром.

Одна группа производств пищ. пром. - пр-тия сахарной, маслодельной, винодельной, крупяной, а также чайной, консервной и рыбной пром. - размещается ближе к источникам сырья (с/х сырью). Так, например, пр-тия по консервированию овощей, фруктов находятся на СК, в П. Мясокомб-ты создаются в местах, где развито скотоводство, так как выгоднее перевозить мясо, а не живой скот и т. д. З-ды по производству рыбных консервов размещаются в портовых г. Ценные сорта рыбы, крабов, икру Россия экспортирует. Однако в последние г. вылов морепродуктов значительно сократился.

Другая группа производств пищ. пром. - пр-тия хлебопекарной, макаронной, кондитерской, пивоваренной и другой пром. - размещаются в основном в местах потребления продукции (в крупных нас. пунктах).

Таким образом, развитие и размещение пр-тий пищ. пром. определяется: размещением нас. (потребители), специализацией с/х (источники сырья), и, конечно, условиями транспортировки готовой продукции.

В крайне тяжелом положении после распада СССР оказалось рыболовное х-во и рыбная пром. России. Большинство лучших рыболовных судов остались в портах приписки. И фактически на морских "угодьях" Мирового океана нет больше рыболовного флота России. Да и в ближних морях С. и ДВ его позиции (в т.ч. в 200-мильной экономической зоне РФ) становятся все более слабыми под натиском рыболовных судов других государств.

Состав: Респ.: Марий Эл (Йошкар-Ола), Мордовская (Саранск) и Чувашская (Чебоксары), Кировская и Нижегородская обл.

ЭГП. Площадь территории - 263 тыс. км2. Р-н расположен в центр. части европ. терр. РФ, в бассейнах рек Волги и Вятки. Геогр-е положение р-на на важнейших водных артериях и на пересечении ж/д, связывающих Центр с Северо-Западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития х-ва. ЭГП западной части р-на похоже на ЭГП Центра, а южной части с природными условиями Центрально-Чернозёмного.

Природные условия и ресурсы. Климат - умеренно-континентальный. Весь р-н расположен в лесной зоне. Собственные ресурсы р-на не очень велики - торф, стр-е материалы, фосфориты (Кировская обл.). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы - также одно из богатств р-на. Р. Волга - не только важная транс-я артерия. На ее берегах издавна селились люди и вели свое х-во.

Население. Численность нас. ВВ - 8,3 млн. чел. (2000г.); средняя плотность нас. - 32 чел./км2. Размещено нас. неравномерно (показатель плотности варьирует от 14 чел. в Кировской обл. до 74 чел./км2 в Чувашии).

Национальный состав - неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наиболее древнее население сред. Поволжья - народы уральской языковой семьи (финно-угорская группа) - марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до н.э. Вторая по времени формирования этническая группа нас-я - тюркская (чуваши, татары) - освоили этот р-н в III - IV вв. н.э. Третьим этническим слоем является славянский, представленный в основном русскими, которые пришли в этот район в XIII в., когда был основан Нижний Новгород.

Население Чувашии (2000г.) – около 1,4млн. чел. (среди них 26% рус.); нас. Марий Эл – около 0.8 млн. чел. (рус. - 47%); Мордовии - более 0.9 млн. чел. (рус. - около 60%).

Городское население превышает сельское (коэфф. урбанизации - 70%). Основная часть населения живет в крупных гор-х. Особенно выделяется по своему значению Н. Новгород с нас. свыше 1.3 млн. чел.

Хозяйство. Специализация:

1. Машиностроение – судо-, автомобилестроение,. двигатели, приборы, инструментальная промышленность, электротехника, станкостроение, электронное, тракторостроение, подъемно-транспортное оборудование..

2. Химическая: производство минеральных удобрений, пластмассы, синететические смолы, каустическая сода, серная кислота, шины.

3. ЛПК на базе собственного сырья

Дополняющие: черная металлургия, промышленность строительных материалов, легкая промышленность, декоративно-прикладное искусство..

Специализацию р-на определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Н. Новгорода (Сормовский завод был одним из крупнейших еще в дорев-й России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических.

По размерам пр-ва и разнообразию выпускаемой продукции р-н значительно уступает соседнему Ц. Х-во ориентируется на привозное сырье и топливо с У, П, ЗС.

Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для хим. и деревообраб. пром.. В этой отрасли занято 50% экономически активного нас. р-на. Автоз-д в Н.Новгороде связан с з-дами-смежниками и имеет филиалы: автобусный завод (Павлово, Нижегородская обл.), завод автосамосвалов (Саранск).

Скоростные суда на подводных крыльях "река-море", речные ледоколы производил ранее з-д "Красное Сормово" в Н.Новгороде. Маш-ные з-ды созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые пром-е тракторы, тягачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). З-ды Саранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др. Обслуживают маш-ение местные металлургические передельные з-ды (Кулебаки, Выкса – оба Нижегородская обл.), но большая часть металла поступает с У.

Химическая промышленность -- вторая важная отрасль специализации р-на (основной центр - г. Дзержинск, Нижегородская обл.), где вырабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серная кислота и др. В Кстово (Нижегородская обл.) находится крупный НПЗ (к городу подходит нефтепровод из Альметьевска (Татарстан).

Лесная промышленость. базируется на собственных ресурсах. Предприятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) построены на Волге - в Балахне (Нижегородская обл.), Волжске (Марий Эл).

ЦБК в Балахне - крупнейший в РФ по пр-ву газетной бумаги. Сохранились и развиваются старинные кустарные промыслы - хохломская роспись (г. Семенов (Нижегородская обл.).

АПК. С/х - многоотраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребности р-на. Ведущее место принадлежит жив-ву (используются естественные луга и пастбища по долинам рек). Разводят КРС, овец, свиней. Земледелие специализируется на пр-ве картофеля, а на Ю р-на - выращивании зерновых и техн. культур.

ТЭК. Энергетика р-на использует торф и гидроресурсы. На р. Волга действуют Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение имеют нефть и газ, поступающие из П и ЗС, а также уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов. Большинство эл.-энергии вырабатывается на ТЭС. Крупнейшие из них размещены в Балахне, Н.Новгороде, Дзержинске (все – Нижегородская обл.).

Транспорт. Самая крупная транс-я артерия - Волга. Р-н не обладает густой транс-й сетью, но через его терр. проходят важные ж/д и авто- магистрали в восточные р-ны страны.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Животноводство | Экономико-географическая характеристика Восточно-Сибирского ЭР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.