Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского ЭР




Транспорт. Для ДВ большое значение имеют все виды транспорта.

Ж/д транспорт важен для южной части региона и на острове Сахалин (который также связан с континентом морским паромом). Здесь, на ДВ, у Комсомольска-на-Амуре заканчивается БАМ (ее восточный участок был построен ранее: от Комсомольска-на-Амуре до порта Ванино), которая дублирует проходящую южнее Транссибирскую магистраль (до Владивостока). Еще до завершения строительства БАМ была введена в действие линия - Малый БАМ (ст. Бам - Тында-Беркакит). Ее намериваются продолжить до Якутска.

Автотранспорт обеспечивает перевозки на северо-востоке между портами Охотского и Берингова морей и пром. центрами в глубине материка (в Якутии, Магаданской обл.). Но дорог очень мало, часто это сезонные доро­ги - зимники.

Речной транспорт также важен, особенно на юге района (судоходен Амур и его притоки). Развитие Дальнего Севера связано с дальнейшим освоением Сев. мор. пути. У устьев крупных северных рек созданы порты, обслуживающие суда, проходящие по сев. и вост. морям РФ.

Авиатранспорт осуществляет пасс. перевозки и доставку грузов, в т.ч. в труднодоступные р-ны и на о-ва.

Внешнеэкономические связи России осуществляются через морские порты: Владивосток, Находка (Приморский кр.), Ванино (Хабаровский кр.), Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский. Приморский кр. и Сахалинская обл. объявлены "зоной свободного предпринимательства". В настоящее время здесь существует три свободные экономические зоны (СЭЗ): “Находка”, “Большой Владивосток”, “Сахалин”.

Состав: Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская обл. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авт. окр. Респ. Алтай.

ЭГП. ЗС занимает обширное пространство к востоку от Уральских гор, простираясь почти до Енисея. Но особенно велика протяженность с С. на Ю. Это один из наиболее крупных по территории ЭР РФ. На З. р-н граничит с Северным и Уральским, на Ю.- с Казахстаном, на В. с Восточно-Сибирским. На Ю. Транссибирская ж/д магистраль пересекает крупнейшие сибирские реки Обь и Иртыш. Обладая богатейшими природными ресурсами р-н имеет благоприятные предпосылки для экономического развития, но своеобразные природные и климатические условия сильно осложняют ситуацию.

Природные условия и ресурсы. Большую часть территории р-на занимает Западносибирская равнина. Расположенная на юго-востоке Алтайская горная страна - самая высокая часть Западной Сибири (г. Белуха - 4506 м). Большая часть ЗС располагается в области континентального климата умеренного пояса (более сурового, чем в европейской части РФ), а северная ее часть находится в пределах субарктического и арктического поясов. На природу крайнего С. заметное влияние оказывает Сев. Ледовитый океан.

Вследствие большой протяженности территории с С. на Ю. и с З. на В. различия в растительности заметны даже в пределах одного климатического пояса. В направлении с С. на Ю. зона арктических пустынь и тундры сменяется зоной тайги (ЗС - лесоизбыточный р-н). На широте Тюмени и Томска таежные леса сменяются узкой полосой лиственных лесов, которые переходят в лесостепные пространства. У предгорий Алтая небольшую площадь занимает степная зона (но более засушливая, чем на Русской равнине). Лесостепные и степные р-ны ЗС с черноземными почвами распаханы.

Главная река р-на - Обь - судоходна на всем протяжении и впадает в Карское море. У реки много притоков (многие из них судоходны). Реки р-на служат как транспортные артерии и для водоснабжения. Гидроэнергетический потенциал рек невелик (равнинная территория). Более трети всей площади ЗС занимают болота. Заболоченность крайне затрудняет прокладку транспортных магистралей, освоение неф­тяных и газовых месторождений.

ЗС богата различными полезными ископаемыми. В ее недрах находятся огромные запасы нефти и газа (особенно важные из них - в глухой тайге среди топей и болот). На р-н приходится более 60% российских запасов торфа. К северу от Алтая, между Салаирским кряжом и Кузнецким Алатау, расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн (Кузбасс). На юге Кемеровской области (Горная Шорня) добывались жел. руды, но они уже почти выработаны. Но главные запасы жел. руд, сопоставимые с запасами КМА, находятся в Приобье, в Томской области (к их освоению еще не приступили). В Салаирском кряже имеются запасы полиметаллических руд. На Алтае обнаружены ртуть и золото. В предгорьях Алтая находится курорт Белокуриха (Алтайский край) с минеральными источниками. Густые леса, стремительные реки, знаменитое Телецкое озеро притягивают на Алтай многочисленных туристов.

Население. Численность населения р-на - 15,0 млн. чел., здесь проживает 2/3 населения всей Вост. зоны РФ. Средняя плотность нас.- 6 чел. /км2.

Размещено оно крайне неравномерно. Наиболее плотно заселена сравнительно неширокая полоса вдоль Транссибирской ж/д и Кемеровская область (33 чел./км2). Тайга заселена редко, села в ней встречаются преимущественно по долинам рек. В Томской, Тюменской обл., в Ханты-Мансийском авт. окр. плотность нас.- 2--3 чел./км2. Еще реже население размещено в тундре (в Ямала-Ненецком авт.окр. плотность нас. составляет 0,6 чел./км2).

Более 90% населения- русские, довольно высока доля украинцев. Коренное население сев. р-нов (народы уральской языковой семьи) - ненцы (около 30 тыс. чел.) населяют Ямало-Ненецкий авт. окр.: адм. центр -- г. Салехард, расположенный у Полярного круга. В сред. течении Оби проживают также народности ханты и манси. Коренное население гор (Ю. ЗС) - народы тюркской языковой группы - алтайцы, шорцы, в р-х, пограничных с Казахстаном, живут казахи.

В результате индустриального развития р-на возрос удельный вес городского населения (71 %). Крупные города ЗС расположены в основном в пунктах пересечения ж/д судоходных рек. Особенно выделяются Новосибирск и Омск (города -" миллионеры"). Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых, переработки древесины и с/х продукции. В высоко урбанизированной Кемеровской обл. (87%) города располагаются вдоль ж/д магистрали.

В последние годы заметно увеличилось гор. нас. в Среднем Приобье и на Севере р-на (коэфф. урбанизации в Ханты-Мансийском авт. окр.- 91%). Здесь выросли современные города: Надым - на базе нефтяного местор-я Медвежье; Уренгой - возле Уренгойского газового местор-я и др. Численность населения Сургута и Нижневартовска приблизилось к четверти миллиона. В связи с добычей нефти и газа, развитием промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы).

Хозяйство. Специализация:

1. Топливная (добыча и переработка нефти, газа, угля)

2. Черная металлургия

3. ЛПК

4. Химическая

5. Машиностроение (энергетическое, станкостроение).

ЗС - главная база РФ по добыче нефти и газа. Нефть - высокого качества, а себестоимость ее - самая низкая в стране. Нефть и газ залегают в рыхлых осадочных породах на глубине 700-3000 м.

Добыча нефти в годы перестройки заметно снизилась, но р-н тем не менее является основным по добыче топливных ресурсов в стране. В 1999г. здесь было добыто 207 млн.т. нефти (в 1990г. - 376 млн.т). Крупнейшие месторождения находятся в Тюменской и Томской обл. - Самотлорское, Усть-Балыкское, Сургутское. Местор-я стареют, истощаются; разведываются новые.

Добыча газа производится на С. р-на. Крупнейшие местор-я - Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Бованенковское в Ямало-Ненецком авт.окр. Сейчас прокладывается новая ветка газопровода "Ямал - Европа".

На базе тюменской нефти работают НПЗ в Омске и нефтехимические комб-ты Омска, Томска, Тобольска, Сургута, Нижневартовска. Нефть по нефтепроводам подается в ВС (где работают НПЗ в Ачинске и Ангарске) и в Казахстан. Развитие нефтегазохимического цикла происходит одновременно с расширением лесной промышленности (лесохимия - Омск, Томск, Новосибирск).

Кузнецкий каменноугольный бассейн – ядро Кемеровской обл.. Угленосные территории занимают четверть ее площади. Общие геологические запасы кузнецкого угля до глубины 1800 м оцениваются в 600 млрд. т.

Кузбасс занимает первое место в России по балансовым запасам угля и второе место (после Канско-Ачинского бассейна) по запасам, пригодным для открытой разработки. На терр. Кемеровской обл. заходит и Канско-Ачинский буроугольный бассейн, большая часть которого располагается в Красноярском крае.

Уголь в Кузбассе добывают на 60-ти шахтах и 20-ти угольных разрезах. Однако экон. условия, сложившиеся в 90-х гг сделали нерентабельным добычу угля и его транспортировку. Следствием этого стало сокращение добычи угля, а также закрытие шахт. Пик снижения добычи в 1997г. – 94 млн.т (в 1990г. – добыто 150 млн т, в 1999г. - 109 млн.т). Основная часть добываемого в регионе топлива вывозится за пределы ЗС. Кузнецкие угли потребляются на У, в европ. части РФ, в Казахстане.

Черная металлургия. Кузбасс является угольно-металлургической базой федерального значения. Главный центр черной металлургии – Новокузнецк (завод ферросплавов и два завода полного металлургического цикла). Кузнецкий металлург. комб-т (старейший из комб-тов полного цикла, введенный в строй еще в 1932 г.) использует местные руды Горной Шории, а растущий ЗС-й металлург. комбинат (более молодое предприятие, 1964 г.) получает сырье из ВС- Хакасские и Ангара-Илимские руды. На металлург. комб-х имеются собственные мощности по пр-ву кокса. Но есть еще и коксохимический завод в Кемерове – старейшее пр-во такого рода в Кузбассе. Металлург. завод есть и в Новосибирске.

Цветная металлургия представлена цинковым заводом (Белово Кемеровская обл.), алюминиевым (Новокузнецк) и заводом в Новосибирске, где из дальневосточных концентратов производят олово и сплавы. Освоено местное месторождение нефелинов - сырьевая база для алюминиевой пром. (Кия-Шалтырский нефелиновый рудник около границы с Хакасией).

Машиностроение р-на обслуживает потребности всей Си­бири. В Кузбассе д елают металлоемкое горное и металлург. оборудование, станки. В Новосибирске выпускают тяжелые станки и гидропрессы, а также есть турбогенераторный з -д. В Рубцовске находится Алтайский тракторный з-д; в Томске - подшипниковый; в Барнауле - котельный. Приборостроение и электротехника представлены в Новосибирске и Томске. Среди специализированных заводов по производству горно-шахтного оборудования выделяются Киселевский, Кузнецкий (г. Новокузнецк) и Анжерский машиностроительные заводы (все – Кемеровская обл.).

Особое место в экономике Кемеровской области занимают конверсионные предприятия. Среди них необходимо отметить Юргинский маш-ный завод – один из крупнейших оснащенный первоклассным станочным оборудованием (ранее он выпускал оборудование для стартовых шахт боевых ракет). В ходе процесса конверсии завод перешел на изготовление гидравлических автокранов высокой и сверхвысокой грузоподъемности. В Анжеро-Судженске открылся завод по сборке корейских автомобилей фирмы Hyundai.

На базе коксования угля в Кузбассе развивается химическая промышленность, которая производит азотные удобрения, синтетические красители, медикаменты, пластмассы, шины (Новосибирск и другие города). Развивается нефтехимия, использующая местное углеводородное сырье (нефть и газ). НПЗ – в Омске. Однако сосредоточение производств с вредными отходами в пром. узлах Новокузнецка, Кемерово и других городов серьезно обостряет экологическую ситуацию в регионе.

В связи со стремительным развитием нефте- и газодобычи в ЗС также остро встает вопрос об экологии р-нов С. России, так как создаются трудности для традиционных занятий коренного населения: огромные пространства оленьих пастбищ навсегда выводятся из строя после прохождения вездеходов, трубоукладчиков (при плюсовой температуре, при оттаивании верхнего слоя вечной мерзлоты). Фонтанирование нефти, аварии трубопроводов приводят к загрязнению воды в реках и озерах, наносится ущерб рыбным ресурсам. Леса также страдают от деятельности людей. Все эти проблемы влияют на уменьшение размеров территории, где коренное нас. ЗС может заниматься охотой, рыболовством, оленеводством.

ТЭК занимает ведущее место в промышленности р-на. Топливными ресурсами р-н обеспечен и даже экспортирует их в другие ЭР РФ и за рубеж. На ЗС приходится большая доля добычи всего углеводородного сырья России. На З., В. и на Ю. от крупнейших местор-й проложены и строятся новые магистральные трубопроводы.

Энергоснабжение Зап.-Сиб. нефтегазового комплекса осуществляется за счет работы ТЭС, работающих на мазуте и газе - Сургутские ГРЭС, Нижневартовская и Уренгойская ГРЭС и др. В Кузбассе ТЭС работают на угле. Крупнейшими из них являются: Томь-Усинская, Беловская и Южно-Кузбасская ГРЭС. К числу старейших предприятий эл.-энергетики относятся Кузнецкая ТЭЦ (построенная одновременно с Кузнецким металлург. комб-том) и Кемеровская ГРЭС (первая очередь которой была введена в эксплуатацию в 1934 г.). Работают также Зап.-Сиб. ТЭЦ (Новокузнецк), Кемеровская и Новокемеровская ТЭЦ. Электростанции ЗС и ВС образуют объединенную энергосистему Сибири.

АПК. В лесной и тундровой зонах р-на условия для земледелия неблагоприятны и главную роль здесь играет оленеводство, рыболовство и пушной промысел. Юг ЗС (лесостепная и степная зона с черноземными почвами) - один из основных зерновых р-нов РФ. Здесь же разводят КРС, овец, птицу. Созданы маслозаводы в лесостепной зоне, мясокомбинаты, шерстомойные заводы - в степной. В Горном Алтае наряду с овцеводством сохраняется значение пантового оленеводства, разводят в горах также коз и яков.

Транспорт. Великая (или Транс-) Сибирская ж/д магист­раль (Екатеринбург-Новосибирск-Владивосток) была проложена в к. XIX - нач. XX вв. Позже была построена Южно-Сибирская магистраль (Магнитогорск-Новокузнецк-Тайшет), связавшая Кузбасс, Казахстан и ВС, а также проложен ряд дорог на С. Введена в строй лесовозная дорога Асино-Белый Яр. Построены ж/д Тюмень-Тобольск-Сургут, Сургут-Нижневартовск. В наст. время на Обском Севере проложено еще несколько железных дорог. Одна из них (от Воркуты), перевалив Северный Урал, дошла до г. Лабытнанги (недалеко от Салехарда), а другая (от Сургута) достигла Уренгоя и тянется к Ямбургу.

Очень дорого в районе обходится стр-во а/д (особенности строительства в районе вечной мерзлоты и заболоченной местности).

Высокие темпы развития имеет трубопроводный транспорт. Построены и действуют нефтепроводы: Шаим-Тюмень; Усть-Балык - Омск – Павлодар (Казахстан)-Чимкент (Казахстан); Александровское (Томская обл.)-Нижневартовск; Александровское-Томск-Анжеро-Судженск-Ачинск-Ангарск; Усть-Балык-Курган-Уфа-Альметьевск; Нижневартовск-Курган- Самара; Сургут- Полоцк и др.

Из мест добычи на С. р-на проведены газопроводы. Только от одного Уренгойского газового месторождения, например, проведено на З. 6 ниток газопроводов общей длиной более 20 тыс. км и строятся (с участием Польши и ФРГ ) новые трассы (Газопровод "Ямал-Европа").




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.