КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
География отраслей транспортного комплекса
Транспорт обеспечивает производственные связи, обмен продукцией и перемещение нас. внутри г. поселений и между различными р-нами страны, а также внешнюю торговлю. Транс. подразделяется на сухопутный (ж/д и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и электронный (ЛЭП). В нашей стране развиты все виды транс. В 2000 г. в перевозках всех грузов на долю трех видов транс. (ж/д-41%, трубопроводного-32% и автомобильного-21%) приходилось почти 95%. Несмотря на спад грузовых и пасс. перевозок, доля транспорта в ВВП страны возросла из-за роста тарифов на перевозки. В результате перевозки многих видов сырья и продукции стали невыгодными. В последние г. снизился целый ряд важных для отрасли экономических и технологических показателей, в т.ч. состояние и качество дорожных путей. Сокращение выпуска продукции транс. машиностроения (магистральных тепловозов, грузовых вагонов, грузовых автомобилей и др.) будет оказывать все большее негативное влияние на состояние тех. парка. Железнодорожный транс. - по-прежнему основной вид транс. в России. По протяженности железнодорожной сети страна уступает лишь США. Первые ж/д в России были построены в сер. 19 в.: в 1851 г. вступила в строй первая крупная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург. Он отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Однако, учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков. Для основных железнодорожных магистралей европ. России характерно радиальное расположение ж/д, сходящихся к Москве. В Сибири железнодорожная сеть имеет в основном широтное направление. Особое значение имело стр-во Транссибирской магистрали, начатое в 1892 г. одновременно с З. – от Челябинска в Новониколаевск (Новосибирск) – Красноярск – Иркутск и с в. – от Владивостока на Хабаровск. Сквозное сообщение было открыто по этой дороге в 1916 г. Построенная в 1913 г. линия Тюмень – Омск – Екатеринбург, обеспечила второй выход из Сибири в европ. часть России. Действуют также широтные дублеры Транссибирской магистрали, и прежде всего Южно-Сиб. дорога: Карталы (станция в Челябинской обл.) – Акмола – Павлодар – Барнаул – Артышта (станция у Кемерово), которая в конце 50-х – начале 60-х гг. была продолжена на В. через Новокузнецк, Абакан, Тайшет, Братск на Усть-Кут. Еще раньше (в период 1-й мировой войны) была построена линия Семипалатинск – Барнаул – Новосибирск (дающая выход на Туркестано-Сибирскую магистраль): Луговая (станция около Алма-Аты) – Семипалатинск. Для освоения нефтяных и газовых м-ний З. Сибири в 70-80-х г.г. была построена крупная сев. ж/д Тюмень – Сургут – Уренгой и далее на Ямбург. В 80-е г. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ): от Усть-Кута (в верховьях р. Лена, Иркутская обл.) до Комсомольска-на-Амуре – 3145 км. На З. БАМ соединена с Транссибом участком Усть-Кут – Тайшет, а на в. ее продолжением является дорога Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, которая была построена еще в 1945 г. Изменившееся (после распада СССР) геополитическое положение России отрицательно сказалось на осуществлении железнодорожных связей с зарубежными странами. Теперь Россия связана ж/д с государствами Восточной и З. Европы только через страны ближнего зарубежья (Украину и Белоруссию). Прямой выход имеет только ж/д из Калининграда на З., но сама Калининградская обл. - отдельный анклав на побережье Балтийского моря. Отрезана ныне Россия и от морской железнодорожной переправы Ильичевск – Варна, оставшейся за Украиной. Осуществляется переориентация железнодорожных перевозок из России в страны Европы, например, через терр. Финляндии и ее порты вместо выхода к портам в государствах Балтии. Закончилось стр-во 126-километровой ж/д в Карелии: от станции Коцкома на магистрали Москва - Мурманск к Ледмозеро (на З., к ж/д Финляндии). Шансы финских портовиков также возрастут после введения в эксплуатацию новой сверхскоростной железнодорожной супермагистрали Москва-Санкт-Петербург, которую решено продлить до Хельсинки. Единая ширина рельсовой колеи - реальность транс. сети России, Финляндии и Эстонии - определяет конструктивный характер сотрудничества. На ж/д МПС России на 1 января 2001 г. протяженность дефектных и выработавших свой ресурс рельсов в главных путях составила более 10% общей протяженности. В пути эксплуатируется 9,0 тыс. дефектных стрелок (5,0% от их общего числа) и 9,0 тыс. дефектных крестовин (5,2% от их общего числа). Морской транспорт. По величине грузооборота занимает третье место после железнодорожного и трубопроводного. Ему принадлежит ведущая роль в транспортном обслуживании Дальнего Востока и Крайнего Севера. Значение морского транс. для России определено положением ее на берегах морей акватории трех океанов: Атлантического, Сев. Ледовитого и Тихого. Протяженность морских границ России около 40 тыс. км. Изменились условия использования Россией важнейших портов бывшего СССР на Черном, Азовском, Балтийском и Каспийском морях, а также на Дунае, ставших заграничными для нашей страны. По многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды: самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей, сравнительно малые капитальные вложения, небольшие энергозатраты, низкая себестоимость. Но зависит от природных условий, необходимо создавать сложное портовое хозяйство, ограниченное использование в прямых морских сообщениях. Россия располагает 43 основными морскими торговыми портами, в которых эксплуатируются 330 перегрузочных комплексов для обслуживания транс. флота с причальным фронтом длиной более 50 км и мощностью почти 200 млн. т груза в г. У России остались 8 пароходств из 17 бывшего СССР, примерно половина тоннажа торгового флота. В Калининграде находится самый З. порт России, один из четырех и единственный незамерзающий на Балтийском море. В Балтийске (Калининградская обл.) - главная база Балтийского флота. В глубине Финского залива действуют Санкт-Петербургский и Выборгский порты. На Черном море, в Новороссийске, находится главный нефтеналивной порт России. На Азовском море остался единственный порт - Таганрог. Далее из крупных портов можно назвать Мурманск, Архангельск, Владивосток, Находку, Ванино. Остальные порты (их около 30-ти) - в основном небольшие. С потерей Дунайского флота прерваны торгово-транс., пасс. и туристские связи России с Придунайскими странами. У России почти нет на СЗ и Ю. удобных приморских участков для стр-ва новых портов. Однако намечено стр-во трех портов в Финском заливе и порта на Азовском море. Должно увеличиться значение портов на Тихом океане и на Сев. морском пути. Речной транспорт Играет заметную роль во внутрирайонных и межрайонных перевозках страны. Преимущества заключаются в естественных путях, на обустройство которого требуется немного капитальных затрат, низкой себестоимости перевозок. Но – сезонный характер, ограниченность использования, обусловленная конфигурацией речной сети, низкая скорость движения. Кроме того, крупные реки в нашей стране текут с юга на север и с севера на юг, а главные потоки массовых грузов имеют широтное направление. Наша страна имеет густую речную сеть. Многие р. судоходны. На конец 2000 г. в Рос. Федерации насчитывалось 1,7 тыс. речных причалов общего пользования (на начало 95г.- 2,4 тыс.) с протяженностью причального фронта более 135 км, из них 66% приходится на грузовые причалы (90 км). Основным в России является Волга-Камский речной бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны (40% грузооборота речного флота). Благодаря Волга-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волга-Донскому судоходным каналам Волга стала стержнем единой водной системы европ. части России, а Москва - речным портом пяти морей. Важнейшие транс. р. С европ. части России: Сухона, Сев. Двина с притоками, Онега, Свирь, Нева. Огромными по протяженности судоходными речными путями располагают Сибирь и ДВ. Здесь протекают величайшие р. России - Амур, Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и пром. товаров в отдаленные р-ны. Р. связывают южные р-ны З. и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу тюменская нефть транспортируется в Омск и другие г. Обь судоходна на протяжении 3600 км. Енисей судоходен на протяжении свыше 3300 км (навигационный период продолжается 4-5 месяцев). Порты нижнего течения Енисея - Дудника и Игарка - доступны для морских судов, следующих по Сев. морскому пути. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на ж/д - Красноярск, Братск. Судоходство по Лене осуществляется на протяжении свыше 4 тыс. км. Осетровский речной порт (Усть-Кут) связан с Транссибирской магистралью и является крупным перевалочным пунктом для грузов, следующих по Лене. Важнейшей речной магистралью ДВ является Амур. Судоходство осуществляется на всем протяжении р. Основные грузы - зерно, рыба, лес, уголь, металлы, машины. Трубопроводный транспорт. Узкоспециализированный вид транспорта. Его удельный вес в общем грузообороте постоянно возрастает. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Т.Т. отличается от других видов рядом преимуществ: 1. затраты на строительство почти в 2 раза меньше, чем на авто- или железную дорогу; 2. трассы ведут по более короткому пути; 3. транспортировка автоматизирована; 4. не зависят от климатических условий; 5. самый дешевый вид транспорта. Но скорость перемещения уступает ж/д и водным путям, в случае иссякания запасов нефти или газа трудно переориентировать на другие грузы. Нефтепроводы появились в России еще в начале ХХ века (Баку-Батуми). В дальнейшем создание мощных магистральных нефтепроводов было связано с открытием новых м-ний нефти в Волга-Уральском р-не, а затем в З. Сибири. Трубопроводы проложены в восточные (до Байкала), ц., З. р-ны России и далее в государства Зарубежной Европы. Вдоль трасс нефтепроводов, за многие тыс. километров от мест добычи ценного сырья, выросли нефтеперерабатывающие з-ды. Первый 800-километровый магистральный газопровод (Саратов-Москва) был построен сразу после Великой Отечественной войны (1947 г.). Сеть магистральных газопроводов позволила перевести ряд крупных эл.станций на газ. Тыс. г. и нас. пунктов нашей страны газифицированы (газ используется в пром. и в быту).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |