КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обеспечения криминалистической деятельности
Значение информационно-компьютерного Эффективность следственной деятельности по конкретному уголовному делу существенно зависит от того массива кримина- листически значимой информации, которым располагает следо- ватель и лица, привлекаемые им к взаимодействию. Информационно-аналитическая работа лиц, расследующих преступления, состоит в собирании, хранении, систематизации и анализе доказательственной и ориентирующей информации в целях принятия оптимальных тактических решений. Источниками такой информации являются: а) заявления и сообщения о преступлениях; б) результаты следственных действий и оперативно-розыск- ных мероприятий; в) выводы экспертов и заключения специалистов; г) данные криминалистических и иных учетов; д) сведения, предоставляемые различными участниками уго- ловного судопроизводства; е) сообщения средств массовой информации; ж) материалы уголовных дел и отказные материалы; з) сводки оперативных данных, ориентировки; и) информация______, поступающая от различных организаций, уч- реждений, предприятий и др. Следователь должен переработать огромный массив инфор- мации, вычленить из него криминалистически значимую, не до- пустив при этом ошибок, связанных как с недостатком этой ин- формации и трудностями ее получения, так и с дефицитом вре- мени, а часто и невысоким профессиональным уровнем. При этом весьма значительное время тратится на рутинную работу по составлению различных документов процессуального характера: протоколов, постановлений, запросов и др. С принятием УПК РФ эта задача существенно упростилась (см. Приложения к УПК РФ). Следует с сожалением отметить, что методам информацион- но-аналитической работы в криминалистике уделяется недоста- точно внимания, хотя их значение все более возрастает, особен- но при расследовании групповых и многоэпизодных преступле- ний, связанных с проявлениями организованной преступности. В ходе информационно-аналитической работы следователь решает основные тактические и познавательные задачи, встающие в Глава 5. Компьютеры как средства криминалистической тех66 ники ходе раскрытия и расследования преступлений. Такие непростые задачи, как выявление серийных преступлений, особенно в сфе- ре реформируемой экономики, международных и межрегиональ- ных преступных связей, вообще не могут быть решены без хоро- шо поставленной информационно-аналитической работы. Основные познавательные операции следователя: выдвиже- ние версий, принятие тактических решений, планирование рас- следования, оценка следственных ситуаций, организация произ- водства серии криминалистических операций — имеют в своей основе те же методы. Актуальность использования информационно-аналитических методов возрастает и в связи с интенсивным внедрением в дея- тельность правоохранительных органов средств компьютерной техники. Этот процесс затрагивает организацию расследования преступлений, методическое обеспечение следственной, опера- тивно-розыскной, экспертной, судебной деятельности, способст- вует научной организации труда, оптимизирует собирание, хра- нение, систематизацию и анализ доказательственной и ориенти- рующей информации. Можно констатировать появление своеоб- разных человеко-машинных систем, удачно сочетающих жест- кость формальной логики компьютера с гибкостью и эвристично- стью человеческого мышления. С помощью компьютерной техники не только рационализируют- ся информационные процессы, но и внедряются компьютеризиро- ванные системы поддержки принятия следователями, экспертами, оперативными сотрудниками, судьями соответствующих решений. За последние годы в России разработано несколько десятков сис- тем, по существу моделирующих деятельность следователей- методистов, которые помогают расследовать наиболее сложные преступления, формулируя по результатам изучения уголовных дел конкретные рекомендации. При расследовании конкретного дела в компьютер в диалого- вом режиме вводятся сведения о составе и способе преступления, предмете преступного посягательства, потерпевшем и др. После обработки на экран выдаются рекомендации, которые могут быть использованы в планировании расследования, позволяют сгруп- пировать данные по эпизодам и по участникам, подсказывают, как осуществить конкретное следственное действие, произвести поиск и сопоставление эпизодов, фамилий, кличек, дат и пр. Применение средств компьютерной техники даже в наиболее сложных формах, основанных на использовании методов «искус- ственного интеллекта», отнюдь не означает, что следователь или § 1. Значение информационно-компьютерного обеспечения криминалистической деятельности эксперт становятся бездумными исполнителями решений, прини- маемых компьютером. Во-первых, компьютерный «интеллект» является в данном случае обобщенным передовым опытом след- ственной (экспертной) деятельности, а во-вторых, речь идет ис- ключительно о рекомендациях, не имеющих обязательного ха- рактера. Как свидетельствует u1087 практика, чтобы компьютеризированная информационная система была работоспособной, необходимо соблюдать следующие правила: 1) вся вводимая информация должна записываться с исполь- зованием специальной терминологии на языке, исключающем различное толкование; 2) переработка информации должна производиться в соответ- ствии с алгоритмом — точно определенной последовательностью операций, позволяющей решить любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач, причем исходные данные могут в определенных пределах изменяться. Все вышесказанное с необходимостью подчеркивает, что современные компьютерные системы должны широко исполь- зоваться и в процессе преподавания криминалистики в высших учебных заведениях, а также повышения квалификации судей, следователей и оперативных работников. С этой целью уже создан ряд имитационных обучающих систем, в которых моде- лируются как отдельные следственные действия (например, осмотр места происшествия), так и ход расследования в целом: программы-тренажеры «Убийство», «Следователь», «Рэкет», «Мираж». Эффективное использование компьютеров в учебном процес- се связано с тем, что их способность воспринимать, обрабаты- вать и передавать студенту учебную или управляющую инфор- мацию обеспечивает усвоение студентами соответствующего материала и управление их деятельностью в этом процессе по заранее разработанной программе. Определяя перспективы применения компьютеров при изуче- нии криминалистики, можно выделить следующие: 1) использование средств вычислительной техники и автома- тизированных информационно-справочных систем; 2) освоение разработанных на компьютерной базе систем поддержки принятия решений, автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников различных служб и подразделений правоох- ранительных органов; Глава 5. Компьютеры как средства криминалистической тех68 ники 3) применение компьютеров в ходе практических занятий по криминалистической технике, тактике и методике; 4) использование компьютеров для приобретения практиче- ских навыков раскрытия и расследования отдельных видов пре- ступлений (на базе имитационных обучающих систем); 5) применение компьютерного контроля знаний по различным разделам и отраслям криминалистики. Примером третьего направления могут служить автоматизи- рованные информационные системы «Оружие» и «Холодное оружие». При обращении к системе «Холодное оружие» можно получить информацию о назначении, устройстве, способах удер- жания и действия различных видов холодного оружия, способе изготовления и методике его испытания на соответствие крими- налистическим требованиям. Система «Оружие» содержит необ- ходимые учебные сведения о современном огнестрельном ору- жии и боеприпасах к нему. Использование ЭВМ для приобретения практических навыков раскрытия и расследования отдельных видов преступлений эф- фективно при проведении занятий по криминалистической мето- дике расследования. Имитационные обучающие системы («Сле- дователь», «Убийство», «Убийство без трупа», «Рэкет», «Рассле- дование изнасилований») созданы на основе успешно расследо- ванных реальных уголовных дел, поэтому формируют у студен- тов навыки принятия решений при раскрытии и расследовании отдельных видов преступлений, обучают выдвижению следст- венных версий, планированию расследования. Так, сетевое планирование имеет перед обычным календар- ным планированием неоспоримые преимущества. Цель его при- менения — повысить качество планирования, сократить сроки расследования за счет рационального использования времени и постоянного контроля исполнения намеченных в плане действий. Расчет параметров сетевого графика на персональном компью- тере помогает выбрать вариант деятельности, оптимальный с точки зрения затрат времени и средств. Этот метод способствует четкому формулированию всех промежуточных целей и задач, ведущих к достижению основного результата следственной дея- тельности, помогает наглядно проследить преемственность u1084 меж- ду первоначальным и последующими этапами расследования преступления, заранее выявить «узкие» места в работе, свое- временно обеспечить следователей исчерпывающей информа- цией о фактическом положении дел на каждый день расследова- ния. Освоение приемов сетевого планирования уже в период § 2. Компьютеризация процесса расследования преступлений 69 обучения — одна из важных задач преподавания криминалистики в вузе. Обучение, как известно, предполагает постоянную обратную связь со студенческой аудиторией, контроль качества и глубины усвоения знаний, умения использовать их при решении практиче- ских задач следственной деятельности. Поэтому одной из основ- ных форм использования компьютеров в учебном процессе явля- ется внедрение программ контроля знаний студентов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |