Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечения криминалистической деятельности

Значение информационно-компьютерного

Эффективность следственной деятельности по конкретному

уголовному делу существенно зависит от того массива кримина-

листически значимой информации, которым располагает следо-

ватель и лица, привлекаемые им к взаимодействию.

Информационно-аналитическая работа лиц, расследующих

преступления, состоит в собирании, хранении, систематизации и

анализе доказательственной и ориентирующей информации в

целях принятия оптимальных тактических решений. Источниками

такой информации являются:

а) заявления и сообщения о преступлениях;

б) результаты следственных действий и оперативно-розыск-

ных мероприятий;

в) выводы экспертов и заключения специалистов;

г) данные криминалистических и иных учетов;

д) сведения, предоставляемые различными участниками уго-

ловного судопроизводства;

е) сообщения средств массовой информации;

ж) материалы уголовных дел и отказные материалы;

з) сводки оперативных данных, ориентировки;

и) информация______, поступающая от различных организаций, уч-

реждений, предприятий и др.

Следователь должен переработать огромный массив инфор-

мации, вычленить из него криминалистически значимую, не до-

пустив при этом ошибок, связанных как с недостатком этой ин-

формации и трудностями ее получения, так и с дефицитом вре-

мени, а часто и невысоким профессиональным уровнем. При

этом весьма значительное время тратится на рутинную работу по

составлению различных документов процессуального характера:

протоколов, постановлений, запросов и др. С принятием УПК РФ

эта задача существенно упростилась (см. Приложения к УПК РФ).

Следует с сожалением отметить, что методам информацион-

но-аналитической работы в криминалистике уделяется недоста-

точно внимания, хотя их значение все более возрастает, особен-

но при расследовании групповых и многоэпизодных преступле-

ний, связанных с проявлениями организованной преступности. В

ходе информационно-аналитической работы следователь решает

основные тактические и познавательные задачи, встающие в

Глава 5. Компьютеры как средства криминалистической тех66 ники

ходе раскрытия и расследования преступлений. Такие непростые

задачи, как выявление серийных преступлений, особенно в сфе-

ре реформируемой экономики, международных и межрегиональ-

ных преступных связей, вообще не могут быть решены без хоро-

шо поставленной информационно-аналитической работы.

Основные познавательные операции следователя: выдвиже-

ние версий, принятие тактических решений, планирование рас-

следования, оценка следственных ситуаций, организация произ-

водства серии криминалистических операций — имеют в своей

основе те же методы.

Актуальность использования информационно-аналитических

методов возрастает и в связи с интенсивным внедрением в дея-

тельность правоохранительных органов средств компьютерной

техники. Этот процесс затрагивает организацию расследования

преступлений, методическое обеспечение следственной, опера-

тивно-розыскной, экспертной, судебной деятельности, способст-

вует научной организации труда, оптимизирует собирание, хра-

нение, систематизацию и анализ доказательственной и ориенти-

рующей информации. Можно констатировать появление своеоб-

разных человеко-машинных систем, удачно сочетающих жест-

кость формальной логики компьютера с гибкостью и эвристично-

стью человеческого мышления.

С помощью компьютерной техники не только рационализируют-

ся информационные процессы, но и внедряются компьютеризиро-

ванные системы поддержки принятия следователями, экспертами,

оперативными сотрудниками, судьями соответствующих решений.

За последние годы в России разработано несколько десятков сис-

тем, по существу моделирующих деятельность следователей-

методистов, которые помогают расследовать наиболее сложные

преступления, формулируя по результатам изучения уголовных

дел конкретные рекомендации.

При расследовании конкретного дела в компьютер в диалого-

вом режиме вводятся сведения о составе и способе преступления,

предмете преступного посягательства, потерпевшем и др. После

обработки на экран выдаются рекомендации, которые могут быть

использованы в планировании расследования, позволяют сгруп-

пировать данные по эпизодам и по участникам, подсказывают,

как осуществить конкретное следственное действие, произвести

поиск и сопоставление эпизодов, фамилий, кличек, дат и пр.

Применение средств компьютерной техники даже в наиболее

сложных формах, основанных на использовании методов «искус-

ственного интеллекта», отнюдь не означает, что следователь или

§ 1. Значение информационно-компьютерного

обеспечения криминалистической деятельности

эксперт становятся бездумными исполнителями решений, прини-

маемых компьютером. Во-первых, компьютерный «интеллект»

является в данном случае обобщенным передовым опытом след-

ственной (экспертной) деятельности, а во-вторых, речь идет ис-

ключительно о рекомендациях, не имеющих обязательного ха-

рактера.

Как свидетельствует u1087 практика, чтобы компьютеризированная

информационная система была работоспособной, необходимо

соблюдать следующие правила:

1) вся вводимая информация должна записываться с исполь-

зованием специальной терминологии на языке, исключающем

различное толкование;

2) переработка информации должна производиться в соответ-

ствии с алгоритмом — точно определенной последовательностью

операций, позволяющей решить любую конкретную задачу из

некоторого класса однотипных задач, причем исходные данные

могут в определенных пределах изменяться.

Все вышесказанное с необходимостью подчеркивает, что

современные компьютерные системы должны широко исполь-

зоваться и в процессе преподавания криминалистики в высших

учебных заведениях, а также повышения квалификации судей,

следователей и оперативных работников. С этой целью уже

создан ряд имитационных обучающих систем, в которых моде-

лируются как отдельные следственные действия (например,

осмотр места происшествия), так и ход расследования в целом:

программы-тренажеры «Убийство», «Следователь», «Рэкет»,

«Мираж».

Эффективное использование компьютеров в учебном процес-

се связано с тем, что их способность воспринимать, обрабаты-

вать и передавать студенту учебную или управляющую инфор-

мацию обеспечивает усвоение студентами соответствующего

материала и управление их деятельностью в этом процессе по

заранее разработанной программе.

Определяя перспективы применения компьютеров при изуче-

нии криминалистики, можно выделить следующие:

1) использование средств вычислительной техники и автома-

тизированных информационно-справочных систем;

2) освоение разработанных на компьютерной базе систем

поддержки принятия решений, автоматизированных рабочих мест

(АРМ) сотрудников различных служб и подразделений правоох-

ранительных органов;

Глава 5. Компьютеры как средства криминалистической тех68 ники

3) применение компьютеров в ходе практических занятий по

криминалистической технике, тактике и методике;

4) использование компьютеров для приобретения практиче-

ских навыков раскрытия и расследования отдельных видов пре-

ступлений (на базе имитационных обучающих систем);

5) применение компьютерного контроля знаний по различным

разделам и отраслям криминалистики.

Примером третьего направления могут служить автоматизи-

рованные информационные системы «Оружие» и «Холодное

оружие». При обращении к системе «Холодное оружие» можно

получить информацию о назначении, устройстве, способах удер-

жания и действия различных видов холодного оружия, способе

изготовления и методике его испытания на соответствие крими-

налистическим требованиям. Система «Оружие» содержит необ-

ходимые учебные сведения о современном огнестрельном ору-

жии и боеприпасах к нему.

Использование ЭВМ для приобретения практических навыков

раскрытия и расследования отдельных видов преступлений эф-

фективно при проведении занятий по криминалистической мето-

дике расследования. Имитационные обучающие системы («Сле-

дователь», «Убийство», «Убийство без трупа», «Рэкет», «Рассле-

дование изнасилований») созданы на основе успешно расследо-

ванных реальных уголовных дел, поэтому формируют у студен-

тов навыки принятия решений при раскрытии и расследовании

отдельных видов преступлений, обучают выдвижению следст-

венных версий, планированию расследования.

Так, сетевое планирование имеет перед обычным календар-

ным планированием неоспоримые преимущества. Цель его при-

менения — повысить качество планирования, сократить сроки

расследования за счет рационального использования времени и

постоянного контроля исполнения намеченных в плане действий.

Расчет параметров сетевого графика на персональном компью-

тере помогает выбрать вариант деятельности, оптимальный с

точки зрения затрат времени и средств. Этот метод способствует

четкому формулированию всех промежуточных целей и задач,

ведущих к достижению основного результата следственной дея-

тельности, помогает наглядно проследить преемственность u1084 меж-

ду первоначальным и последующими этапами расследования

преступления, заранее выявить «узкие» места в работе, свое-

временно обеспечить следователей исчерпывающей информа-

цией о фактическом положении дел на каждый день расследова-

ния. Освоение приемов сетевого планирования уже в период

§ 2. Компьютеризация процесса расследования преступлений 69

обучения — одна из важных задач преподавания криминалистики

в вузе.

Обучение, как известно, предполагает постоянную обратную

связь со студенческой аудиторией, контроль качества и глубины

усвоения знаний, умения использовать их при решении практиче-

ских задач следственной деятельности. Поэтому одной из основ-

ных форм использования компьютеров в учебном процессе явля-

ется внедрение программ контроля знаний студентов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Криминалистической техники | Преступлений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.