Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человека

Источники информации о внешнем облике

Ими являются описания неизвестного субъекта во время со-

вершаемого им преступления или скрывающегося с места про-

исшествия, полученные от свидетелей-очевидцев; протоколы

допросов лиц, знавших устанавливаемого человека; фотоальбо-

Глава 7. Криминалистическая габитоско134 пия

мы, фото- и видеотеки, аккумулирующие изображения лиц,

склонных к совершению преступлений; субъективные портреты,

составляемые со слов лиц, видевших или знавших разыскивае-

мого; документы криминалистической регистрации, архивные

уголовные и личные дела арестованных и осужденных, содержа-

щие данные о признаках внешности; опознавательные фотосним-

ки. Некоторую информацию о внешнем облике можно получить из

рентгено- и флюорограмм, стоматологических карт, лечебной

документации, содержащей, например, сведения о перенесенных

хирургических операциях.

К числу источников информации о признаках внешности,

весьма полно ее отображающих, относятся фотоснимки и видео-

записи. Фотографии, прежде всего изготовленные по правилам

сигналитической фотосъемки, традиционно используются в учет-

ных системах: фотоальбомы, фототеки. Любительские и художе-

ственные фотоснимки нередко искажают существенные признаки,

важные для воссоздания внешнего облика, особенно если они

выполнены с техническими погрешностями (например, при не-

достаточном освещении) или отретушированы. Поэтому жела-

тельно иметь несколько фотоснимков, которые позволят соста-

вить адекватное представление о признаках внешности сфото-

графированного субъекта.

Видеокадры наиболее пригодны для изучения динамических

признаков внешности, которые не отображаются на фотоснимках.

В то же время по видеозаписям не всегда удается достаточно

полно выявить признаки элементов лица, особенно индивидуали-

зирующие, если изображение мелкомасштабное или недостаточ-

но резкое.

Источниками информации о внешнем облике человека являют-

ся, кроме того, маски и слепки с погибших людей, используемые

для установления их личности, а также графические и пластиче-

ские реконструкции лица по черепу, выполняемые на основе мето-

дики, разработанной М.М. Герасимовым и его учениками. Методика

заключается в наличии статистически установленных закономер-

ных зависимостей между строением костей человеческого черепа,

толщиной и формой покровных тканей головы и лица. Однако ре-

конструкция не создает точного портрета покойного, в ней не отра-

жаются многие признаки внешности, используемые в качестве

идентификационных (например, строение ушных раковин, конфи-

гурация каймы губ, форма кончика носа, контуры бровей, волоси-

стой части головы и пр.), поэтому реконструкция является отобра-

§ 4. Источники информации о внешнем облике человека 135

жением субъективным, хотя ее основой служит такой объективный

носитель информации о признаках внешности, как череп.

Наиболее часто встречаются описания признаков внешности,

применяемые в ходе раскрытия и расследования преступлений.

Принято разграничивать описание, непосредственно фиксирую-

щее воспринимаемые признаки и опосредованное, которое со-

ставляется со слов очевидца. И то, и другое должно быть упоря-

доченным, то есть базироваться на унифицированной термино-

логии. В его основе — метод словесного портрета, в соответст-

вии с которым описание производится по определенным прави-

лам.

Описание построено на мысленном образе человека, которого

наблюдал очевидец. Образ этот со временем утрачивает свою

полноту, иногда искажается под влиянием условий его воспри-

ятия и сохранения. Такие описания часто имеются в протоколах

допросов, причем в формулировках допрашиваемого, а не в тер-

минах словесного портрета, которые не всегда понятны очевид-

цу. Поэтому при допросах, уточняя показания, полезно использо-

вать наглядные пособия, представляющие собой комплекты фо-

тоснимков людей с различной внешностью, а также схемы, иллю-

стрирующие части, детали одежды, обуви и носимых вещей. Упо-

рядоченные описания обычно содержатся в регистрационно-

учетных документах и даются в терминологии словесного портре-

та.

Наглядное представление о признаках внешности, содержа-

щихся в мысленном образе, позволяет сформировать так назы-

ваемый субъективный портрет, под которым понимается изобра-

жение лица, в достаточной степени соответствующее представ-

лению очевидца о внешности неизвестного с помощью специаль-

ных методик и необходимых технических средств. В современной

криминалистической практике чаще других используются рисо-

ванные, рисованно-композиционные _____и фотокомпозиционные

субъективные портреты.

В качестве рисованных портретов используются штриховые и

полутоновые рисунки лица, фигуры человека, создаваемые про-

фессиональными художниками со слов свидетелей-очевидцев и

потерпевших. Рисованно-композиционные портреты составляют

из типизированных рисунков элементов лица, включенных в спе-

циальные комплекты. Рисунки элементов головы и лица (причес-

ки, брови, глаза, носы, губы, подбородки, ушные раковины, мор-

щины и складки кожи, а также сопутствующие элементы (голов-

ные уборы и очки) изготовлены на прозрачных пленках (диапози-

Глава 7. Криминалистическая габитоско136 пия

тивах). Их изображения выбираются из комплекта и вносятся в

портрет по указаниям очевидца. Фотокомпозиционные портреты

монтируют из снимков конкретных лиц, не причастных к событию

преступления, и из фрагментов этих снимков. В завершенном

виде такие портреты выглядят как обычные фотоизображения.

Развитие электронно-вычислительной техники, внедрение в

криминалистическую практику персональных компьютеров позво-

лило автоматизировать поиск изображений в комплектах и мон-

таж портретов. Разработаны специальные компьютерные систе-

мы, широко применяемые для изготовления субъективных порт-

ретов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приметы внешнего облика | Следственной практике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.