КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человека
Источники информации о внешнем облике Ими являются описания неизвестного субъекта во время со- вершаемого им преступления или скрывающегося с места про- исшествия, полученные от свидетелей-очевидцев; протоколы допросов лиц, знавших устанавливаемого человека; фотоальбо- Глава 7. Криминалистическая габитоско134 пия мы, фото- и видеотеки, аккумулирующие изображения лиц, склонных к совершению преступлений; субъективные портреты, составляемые со слов лиц, видевших или знавших разыскивае- мого; документы криминалистической регистрации, архивные уголовные и личные дела арестованных и осужденных, содержа- щие данные о признаках внешности; опознавательные фотосним- ки. Некоторую информацию о внешнем облике можно получить из рентгено- и флюорограмм, стоматологических карт, лечебной документации, содержащей, например, сведения о перенесенных хирургических операциях. К числу источников информации о признаках внешности, весьма полно ее отображающих, относятся фотоснимки и видео- записи. Фотографии, прежде всего изготовленные по правилам сигналитической фотосъемки, традиционно используются в учет- ных системах: фотоальбомы, фототеки. Любительские и художе- ственные фотоснимки нередко искажают существенные признаки, важные для воссоздания внешнего облика, особенно если они выполнены с техническими погрешностями (например, при не- достаточном освещении) или отретушированы. Поэтому жела- тельно иметь несколько фотоснимков, которые позволят соста- вить адекватное представление о признаках внешности сфото- графированного субъекта. Видеокадры наиболее пригодны для изучения динамических признаков внешности, которые не отображаются на фотоснимках. В то же время по видеозаписям не всегда удается достаточно полно выявить признаки элементов лица, особенно индивидуали- зирующие, если изображение мелкомасштабное или недостаточ- но резкое. Источниками информации о внешнем облике человека являют- ся, кроме того, маски и слепки с погибших людей, используемые для установления их личности, а также графические и пластиче- ские реконструкции лица по черепу, выполняемые на основе мето- дики, разработанной М.М. Герасимовым и его учениками. Методика заключается в наличии статистически установленных закономер- ных зависимостей между строением костей человеческого черепа, толщиной и формой покровных тканей головы и лица. Однако ре- конструкция не создает точного портрета покойного, в ней не отра- жаются многие признаки внешности, используемые в качестве идентификационных (например, строение ушных раковин, конфи- гурация каймы губ, форма кончика носа, контуры бровей, волоси- стой части головы и пр.), поэтому реконструкция является отобра- § 4. Источники информации о внешнем облике человека 135 жением субъективным, хотя ее основой служит такой объективный носитель информации о признаках внешности, как череп. Наиболее часто встречаются описания признаков внешности, применяемые в ходе раскрытия и расследования преступлений. Принято разграничивать описание, непосредственно фиксирую- щее воспринимаемые признаки и опосредованное, которое со- ставляется со слов очевидца. И то, и другое должно быть упоря- доченным, то есть базироваться на унифицированной термино- логии. В его основе — метод словесного портрета, в соответст- вии с которым описание производится по определенным прави- лам. Описание построено на мысленном образе человека, которого наблюдал очевидец. Образ этот со временем утрачивает свою полноту, иногда искажается под влиянием условий его воспри- ятия и сохранения. Такие описания часто имеются в протоколах допросов, причем в формулировках допрашиваемого, а не в тер- минах словесного портрета, которые не всегда понятны очевид- цу. Поэтому при допросах, уточняя показания, полезно использо- вать наглядные пособия, представляющие собой комплекты фо- тоснимков людей с различной внешностью, а также схемы, иллю- стрирующие части, детали одежды, обуви и носимых вещей. Упо- рядоченные описания обычно содержатся в регистрационно- учетных документах и даются в терминологии словесного портре- та. Наглядное представление о признаках внешности, содержа- щихся в мысленном образе, позволяет сформировать так назы- ваемый субъективный портрет, под которым понимается изобра- жение лица, в достаточной степени соответствующее представ- лению очевидца о внешности неизвестного с помощью специаль- ных методик и необходимых технических средств. В современной криминалистической практике чаще других используются рисо- ванные, рисованно-композиционные _____и фотокомпозиционные субъективные портреты. В качестве рисованных портретов используются штриховые и полутоновые рисунки лица, фигуры человека, создаваемые про- фессиональными художниками со слов свидетелей-очевидцев и потерпевших. Рисованно-композиционные портреты составляют из типизированных рисунков элементов лица, включенных в спе- циальные комплекты. Рисунки элементов головы и лица (причес- ки, брови, глаза, носы, губы, подбородки, ушные раковины, мор- щины и складки кожи, а также сопутствующие элементы (голов- ные уборы и очки) изготовлены на прозрачных пленках (диапози- Глава 7. Криминалистическая габитоско136 пия тивах). Их изображения выбираются из комплекта и вносятся в портрет по указаниям очевидца. Фотокомпозиционные портреты монтируют из снимков конкретных лиц, не причастных к событию преступления, и из фрагментов этих снимков. В завершенном виде такие портреты выглядят как обычные фотоизображения. Развитие электронно-вычислительной техники, внедрение в криминалистическую практику персональных компьютеров позво- лило автоматизировать поиск изображений в комплектах и мон- таж портретов. Разработаны специальные компьютерные систе- мы, широко применяемые для изготовления субъективных порт- ретов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |