Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление учебными заведениями как целостная система

Педагогическая система является самостоятельным развивающимся объектом, состоящим из ряда компонентов. Управление педагогической системой сохраняет ее целостность, но в то же время позволяет вносить изменения, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (период подготовки высококвалифицированного рабочего или специалиста).

Взаимодействие государственных органов с заказчиками кадров призвано стимулировать гибкость и рационализацию управления образовательной системой, распределять между ними ответственность за процесс и качество профессиональной подготовки, сохраняя при этом единое образовательное пространство в государстве. Каждый из субъектов управления — государство, регионы, работодатели, общественные организации — реализует свой интерес в осуществлении профессионального образования. Это определяет характер их функций в управлении образованием, долю его финансирования, степень влияния на содержание образования и объем полномочий.

Необходимость участия государства и его органов в управлении образованием обусловлена тем, что образовательная система выполняет часть социальных функций государства в интересах общества и каждого его члена. В условиях происходящей децентрализации государство продолжает участвовать в управлении образованием, но его функции существенно изменяются и приобретают в основном координирующий характер.

К функциям государства в управлении образованием относятся:

• определение уровней образования, статуса образовательных учреждений, порядка установления контрольных экзаменов и выпускных документов государственного образца (в Узбекистане выделены дошкольное образование, общее среднее образование – начальное (I-IV классы и общее среднее образование (I-IX классы), среднее специальное, профессиональное образование (Академический лицей – трехлетнее среднее специальное учебное заведение, обеспечивающее интенсивное развитие интеллектуальных способностей, углубленное, дифференцированное и профессионально-ориентированное обучение учащихся; Профессиональный колледж – трехлетнее среднее профессиональное учебное заведение, обеспечивающее углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, получение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям), высшее образование (бакалавриат – базовое высшее образование с фундаментальными знаниями по одному из направлений высшего образования со сроком обучения не менее четырех лет; магистратура – высшее образование по конкретной специальности с продолжительностью обучения не менее двух лет на базе бакалавриата), послевузовское образование (аспирантура, адъюнктура, докторантура, соискательство), повышение квалификации и переподготовка кадров, внешкольное образование (образовательные учреждения культурно-эстетического, научного, технического, спортивного и других направлений – дворцы, дома, клубы и центры детского, юношеского творчества, детско-юношеские спортивные школы, школы искусств, музыкальные школы, студии, библиотеки, оздоровительные и другие учреждения);

• принятие законодательных и нормативных актов, необходимых для сохранения единого образовательного пространства в государстве, защиты прав человека на рынке труда и обеспечения свободной миграции рабочей силы (законы об образовании, в том числе профессиональном, и дополняющие их законы или нормативные акты о порядке финансирования образования, переподготовке, о повышении квалификации преподавательского персонала);

• разработка общенациональной политики в области образования, которая определяет стратегические цели подготовки кадров, а также профессиональной переподготовки безработных, что обусловлено экономическим развитием страны, ситуацией на рынке труда, приоритетами в социальной сфере;

• установление уровня налогообложения предприятий и коммерческих организаций, направленного на развитие профессионального образования.

Система образования представляет собой организационную структуру со сложным управлением. Она работает как сетевая система, составные (региональные) части которой функционируют в режиме общегосударственной политики установленных целей. Низовые звенья самостоятельно решают возникающие вопросы, учитывая традиции и специфику региона как относительно замкнутого пространства с характерными особенностями в сфере экономики, демографии, социальных отношений.

На уровне учреждения профессионального образования деятельность управленческих органов расширяется:

• повышается самостоятельность образовательного учреждения, устанавливаются прямые связи с рынком труда через профессиональное обучение граждан;

• изыскиваются дополнительные ресурсы;

• с учетом меняющегося рынка труда вносятся необходимые изменения в образовательные программы, совершенствуются методики обучения, обеспечивается повышение компетентности преподавателей;

• реализуются дополнительные профессиональные услуги (сверх государственного образовательного стандарта), разрабатываются собственные учебные программы.

В настоящее время образовательные учреждения различных типов и видов имеют право самостоятельного решения вопросов, связанных с формированием контингента обучающихся, выбором форм и методов обучения, с разработкой и самостоятельным утверждением рабочей учебно-программной документации, подбором и расстановкой педагогических кадров. Но в целях сохранения единого образовательного пространства органы управления осуществляют лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений.

Наиболее полно потребностям динамичной экономики отвечает сочетание разнообразных конкурирующих государственных и частных организаций, представляющих услуги технического и профессионального образования при наличии национальной системы контроля качества.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 4. Система управления профессиональными учебными заведениями | Лекция №5. Планирование работы профессионального учебного заведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.