Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура воспитательной системы




Сущность, содержание и структура воспитательной системы.

Лекция № 6. Управление развитием воспитательной системы

Цели занятия: уяснить сущность теоретических основ, масштаб и роль воспитательной системы образовательного учреждения в содействии развитию личности; ознакомиться с механизмами создания воспитательной системы; изучить особенности управления развитием воспитательной системы; определить специфику способов и средств управления развитием воспитательной системы

План:

1. Сущность, содержание и структура воспитательной системы.

2. Структура воспитательной системы.

3. Определение уровня сформированности воспитательной системы.

4. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия.

5. Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы.

6. Способы и средства управления развитием воспитательной системы.

Базовые понятия: менталитет, идея, нравственные ценности, духовность, национальная идеология, традиционность, народность, патриотизм, целостный социальный организм, успешность воспитания, деятельность, гуманизм, интеграция всех воспитательных воздействий.

 

Воспитательная система в основе своей имеет конкретную идею. Ее выбор должен определяться нравственными ценностями, характер которых предопределяется имеющимися национальными особенностями народа.

Узбекский менталитет имеет свои особенности. Во-первых, это необычайно большая доброта. Во-вторых, очень гуманное мировоззрение, которое характеризуется тем, что на первом месте в системе ценностей находятся судьбы всего человечества, на втором — судьба своего народа, на третьем — судьба своей семьи, собственная судьба. В-третьих, высокоразвитое чувство подвижничества (человек весь «растворяется» в деле, которому служит). Эти три качества можно объединить понятием «духовность», которая является первой отличительной чертой узбекского менталитета.

Духовность — особое нравственно-эстетическое состояние человека, когда он искренне привержен таким ценностям, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость; когда он ведет внутренний диалог о своем предназначении и смысле жизни.

Воспитательная система (ВС), являясь частью педагогической действительности, относится к педагогическим (образовательным) системам. ВС — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.

Исследователями ВС предлагается следующее ее определение: «Воспитательная система — целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат».

Задача ВС — интегрировать все воспитательные воздействия в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. В связи с этим главными функциями ВС являются: интегрирующая (приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий); регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управление им); развивающая (обеспечивает динамику ВС, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании).

ВС обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами. Ей присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. ВС имеет прошлое, настоящее и будущее.

Специфическими признаками ВС как системы педагогической является то, что она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования развивающуюся личность, а в качестве способа функционирования — педагогическую деятельность.

ВС конкретного образовательного учреждения занимает определенное положение в иерархии воспитательных систем: государственная ВС, региональная, локальная и, наконец, ВС данного учреждения. Она имеет особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания: контингент учащихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя.

Важным признаком ВС является ее открытость, т.е. связь с окружающей средой. «Окружающая среда» для большей части ВС (прежде всего ВС городских образовательных учреждений) — это семьи учащихся, социальная среда микрорайона, промышленные предприятия, учреждения культуры и т.д. Влияние окружающей среды требует от ВС таких качеств, как адаптивность (способность реагировать на окружающую среду) и стабильность (относительное постоянство к окружающей средсво связь с окружающей средой не односторонняя. ВС сама способна влиять на нее, обладая признаком обратной связи. Преобразуя окружающую среду по законам педагогики, педагогизируя ее, ВС делает ее своей составной частью.

ВС может рождаться, совершенствоваться, обновляться, стареть, умирать, т.е. она способна к саморегуляции.

 

Любая система, в том числе и воспитательная, имеет состав, т. е. совокупность компонентов. Набор компонентов зависит от тех параметров, которые исследователь положит в основу анализа системы.

Составными частями ВС прежде всего являются ее подсистемы. Это дидактическая система, система воспитательной работы и система управления. Дидактическая система представляет собой учебную деятельность учащихся и методическую — преподавателей.

Под системой воспитательной работы понимается система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. Система управления включает необходимый набор функций (деятельностей), направленных на поддержание, функционирование и развитие системы. Продуктивность отношений и взаимодействий данных подсистем проявляется в том «педагогическом резонансе», в условиях которого осуществляется развитие и саморазвитие личности.

Охарактеризуем компоненты ВС. Основной целью любой ВС является развивающаяся личность учащегося. Поэтому существенные характеристики воспитательных систем будут сходными.

ВС — системы по происхождению искусственные, т.е. созданные человеком. Смыслом их создания и существования является возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности учащегося. Самочувствие учащегося и педагога, создание условии для полного их самовыражения, для развития их творческих индивидуальностей — в этом заключается смысл функционирования любой ВС.

Современный социальный заказ представлен совокупностью ориентиров, которая включает формирование: а) целостной и научно обоснованной картины мира; б) самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины; в) приобщение к общечеловеческим ценностям и формирование адекватного этим ценностям поведения; г) креативности, «творческости» как черты личности; д) самосознания помощи в самореализации.

Достижение цели может осуществляться разными путями: условиями, в которых создается ВС, содержанием педагогической идеи, реализуеМ0й через ВС. Поэтому ВС могут (да и должны) быть разнообразными. Педагогическая идея (т.е. идеология ВС) конкретизируется в целевых ориентирах педагогов и учащихся на разных уровнях. Мы представляем это следующим образом: социальная цель — цель ВС — цель периода — задачи педагогического воздействия (образовательные, воспитательные, развивающие) — коммуникативные задачи — задачи самовоспитания.

Следовательно, для формирования отношений, отвечающих поставленным целям, нужна системообразующая деятельность, т.е. деятельность, с помощью которой будет достигнута целевая установка ВС.

Известно, что для человека (прежде всего — формирующегося) важны игровая, учебная, трудовая, коммуникативная и другие виды деятельности.

В образовательном учреждении главным видом деятельности является учебная. Но не для всякой ВС учебная деятельность будет системообразующей. Таковой может быть и спортивная, и трудовая, и познавательная, и другие виды деятельности. Признаками системообразующей деятельности является ее совместный характер (детей и взрослых), она должна быть творческой и личностно значимой.

Таким образом, каждый ребенок и каждый взрослый является субъектом системообразующей деятельности.

Управление ВС осуществляется извне и изнутри. Управление извне — это действия в основном вышестоящих органов управления образовательными учреждениями. Управление изнутри — это соуправление педагогов и воспитанников. Приоритетным является управление педагогического коллектива. Оно осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение системообразующих видов деятельности, введение новаций в воспитательный процесс, деятельность социолого-психологической службы, расширение взаимодействия со средой. Управление ВС осуществляется на трех уровнях: 1) социально-педагогическом (связан с созданием условий); 2) организационно-педагогическом (связан с организацией жизнедеятельности детей и взрослых); 3) психолого-педагогическом (имеет объектом формирующиеся отношения).

Эффективность управления зависит от степени участия в соуправлении педагогов и учащихся.

Возможны следующие воспитательные системы.

Коммунарская школа. В ее основе — соединение разнообразных видов деятельности: художественно-творческой, спортивной, познавательной, трудовой и др.

Отношения складываются на основе психологического комфорта для каждого, высокого уровня удовлетворенности от общения, эмоционального творческого подъема, острого переживания чувства «мы». Совершенствуется структура управления. Идеологию коммунарской школы определяют границы приемлемого поведения, школа воспринимается как целостность и ценность, растет общий уровень культуры. Коммунарская методика очень технологична, так как не требует затрат значительных материальных средств, специального оборудования, выдающегося состава педагогических работников. Лучше эта методика реализуется в городских школах, где не столь крепки связи учеников с семьями, как в сельских школах.

А. В.Мудрик заметил, что коммунарское движение было сосредоточено в русскоговорящих регионах. Очевидно, для этого существуют важные культурные предпосылки. У данной системы есть и недостатки: очень силен эффект новизны, через несколько лет он проходит, наступает неудовлетворенность; с ростом общей культуры перестает удовлетворять уровень творчества по сравнению с первоначальным, на начальном этапе возможно временное снижение успеваемости и дисциплины.

Воспитательная система — колледж. Системообразующей является познавательная деятельность. Сюда идут, чтобы учиться. В принципе это элитарная школа, чаще имеющая свой профиль. Другие виды деятельности также присутствуют, причем многие из них могут быть очень хорошо развиты. Отношения характеризуются как либеральные для тех, кто по сути прошел жесткий отбор. Требований — минимум. Сердцевину идеологии составляет корпоративная этика на основе высокого престижа школы. Недостатками этой системы являются трудности комплектования, неудовлетворяющие педагогов взаимоотношения между обычными классами и элитарными, дискриминация непрофильных учебных предметов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.