Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы

 

Воспитательная система характеризуется как система открытая, неравновесная, в значительной степени самоорганизующаяся. В связи с этим, по утверждению исследователей ВС, управление ею обладает определенными особенностями.

Теоретическую основу управления развитием ВС определяет синергетика — наука, изучающая самоорганизующиеся системы.

Важно при этом в максимальной степени учитывать естественные свойства складывающейся системы, ее внутренние качества, историю ее развития. Для этого нужны «малые воздействия», которые дадут «большие результаты», с помощью которых можно найти точки «резонансного» воздействия на систему. Управлять такой системой извне можно лишь отчасти, так как она, будучи неравновесной, обладает своими внутренними степенями свободы, недостижимыми для воздействия извне. Важно поэтому в каждом конкретном случае управлять эволюцией системы сбалансированно, гармонично сочетать внешние и внутренние воздействия, не только сохраняя уже имеющиеся степени свободы системы, но и создавая новые. Управляемость системы и способность ее к самоорганизации хотя и взаимосвязаны, но не очень жестко. Это дает возможность при управлении сочетать естественное — искусственное.

Эффективность такого подхода во многом зависит от информационной обеспеченности процесса управления: важно знать не только то, что ты хочешь от системы, но и то, что направлено на поддержание ее устойчивости в условиях отнюдь неравномерного развития.

Достигаемая устойчивость не означает строгой упорядоченности. ВС по необходимости должна включать зоны порядка и хаоса. Необходимость зон порядка и хаоса в ВС объясняется с одной стороны, развитием, которое само есть движение к целостности, полной упорядоченности, а с другой — целостностью, которая может стать причиной стагнации (застоя) системы. Есть множество фактов, иллюстрирующих реальность данного противоречия. Ни одна ВС не может существовать без определенной унификации, стандартизации поведения людей, без воспроизводства повторяющихся ситуаций, без единства мысли и действий ее субъектов. Вместе с тем по мере развития системы в различной форме (не обязательно конфликтной) проявляется неудовлетворенность отдельных личностей тем, что необходимо подчиняться общему ходу жизни. Объективно, независимо от желания того или иного человека, в системе складывается механизм отторжения того, что не вписывается в рамки принятого.

Противоречие между хаосом и упорядоченностью (в форме противоречий между личностью и системой, между традициями и новациями) проявляется и разрешается в ВС иначе, чем в других социальных сферах. ВС развивается быстрее и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности (об этом мы уже упоминали). И это естественно, так как в любом образовательном учреждении быстро происходит смена поколений детей, постоянно привносится что-то новое.

В соответствии с таким представлением управление должно осуществляться, во-первых, системой как целым; во-вторых — каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия и с оглядкой на систему как целостность, его включающую; в-третьих — как управление взаимодействием компонентов, обеспечивающим личностное развитие учащихся.

Управление развитием ВС может осуществляться двумя путями — революционным и эволюционным. Первый назван А.С.Макаренко «методом взрыва» (он, как правило, вызывается чрезвычайными обстоятельствами). При эволюционном пути хорошо поставленная объективная информация о состоянии и функционировании системы, стремление педагогов и ученического актива к постоянному творческому поиску. Делают процесс обновления планомерным, управляемым.

Эволюционный путь постепенно усложняет ВС: обогащаются цели, Разнообразнее становится содержание деятельности, более тонкими отношения, более разветвленными связи и организационные, управленческие процессы.

Управление ВС не сводится к регулированию процессов ее становления и развития, так как это не главная цель. Самоцель — личность Развивающегося человека, включенного в воспитательную систему. Это значит, что надо управлять процессом взаимодействия и взаимовлияния системы и личности.

Аспект управления требует поиска путей оптимального включения каждого учащегося в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, создания ситуаций, побуждающих каждого (как учащегося, так и педагога) к рефлексии, самопознанию, самореализации.

Таким образом, управление ВС можно рассматривать как трехаспектный процесс: управление созданием целостной системы; укрепление ее целостности; управление корректирующее с включением каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отношений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение уровня сформированности воспитательной системы | Способы и средства управления развитием воспитательной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.