Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамический стереотип

Что такое динамический стереотип?

Дина­мичес­кий стереотип – это фиксированный комплекс условных рефлексов, объединенных в единую систему, образованную под влиянием условных сигна­лов строго заданной последовательности.

Приведите пример выработки динамического стереотипа

У собаки вырабатываем слюноотделительные условные рефлексы на свет, действие касалки, на звонок, метроном с частотой 60 ударов в минуту. Мет­роном с частотой 120 ударов в минуту вводим как дифференцировочный раздражитель. Интересно, что при одном и том же характере подкрепления, сила условнорефлекторного ответа в опытах обычно различается по количеству капель условно­рефлекторной слюны. В частности, на действие касалки собака выделяет в среднем 5 капель слюны, на звонок – 10, на свет – 3, на метроном – 0 (дифференцировочный раздражитель).

Условные рефлексы укрепля­ем и испытываем через 5-минутные интервалы по установлен­ному шаблону, т. е. по стереотипу. После того, как стреотипная последовательность условных рефлексов подопытной собакой запоминается, проводим контроль­ное наблю­дение, в котором вместо по­очередного вызывания условных рефлек­сов разными условными раздражителями через 5-минутные ин­тер­валы времени по­даем один и тот же условный раздражитель, например, свет. При этом оказывается, что, попадая на “чужое место”, условный раздражитель (свет) приобретает черты действия того условного сигнала, который по стереотипу находится на со­от­вет­ствую­щем месте. Так, попадая на место дифференци­ровочного сиг­­нала, использованный световой раздра­житель условный рефлекс не вызывает. Попадая на место “силь­ного" звукового раздра­жителя, световой раз­­дра­житель вызывает не­свойствен­ное ему боль­шое слюноотде­ление, как будто действует не свет, а звук (Э. А. Ас­ра­тян).

Оценивая результат данного эксперимента, можно сделать заклю­чение о способности высших отделов ЦНС фиксировать стерео­типный порядок возникновения условных рефлексов на разные сигналы в результате связывания следовых процессов одного условного рефлекса с процессами, сопровож­дающими запуск другого условного рефлекса.

Какую роль в поведении животных и человека играют стереотипы?

Динамические стереотипы играют важную роль в поведении животных и человека. Так, хищники обходят свой охотни­чий район по строго фиксированной – стереотипной схеме перем­ещения в пространстве. Образ жизни человека часто выступает как производное множества его бытовых и трудовых стереотипов. Неслучайно одной из задач педагогики яв­ляется создание и поддержка условий, облегчающих учащимся выработ­ку полезных стереотипов в противовес отрицательным. Отметим, что с воз­растом стереотипы обычно крепнут, их становит­ся все сложнее изменять. Переделка сложившихся стереотипов пред­оставляет большую трудность для нервной системы. Ломка привычного уклада жизни может вызвать срыв высшей нервной деятельности (невроз, см. ниже). Люди, проработавшие долгие годы и оставившие работу по возрасту, обычно тяжело переживают отход от общественно-полезной деятельности именно по причине ломки сложившихся стереотипов.

В чем состоит функциональная роль динамических стереотипов?

1. Стереотипные действия легче выполнять. Каждый человек знает, что к работе сначала необходимо приспособиться, отшлифовать определенные навыки, после чего она уже не требует избыточных усилий из-за выработки динамического стереотипа.

2. Сложившиеся стереотипы могут формировать основу поведен­ческих актов в новой обстановке. Так, взаимо­отноше­ния между незнакомыми людьми, подходы к решению возникших проблем общественной жизни во многом зависят от социального опыта кон­такти­рующих людей, в котором большой удельный вес зачастую имеют те или иные стереотипы общественного поведе­ния.

3. Стереотип в некоторых ситуациях позволяет адаптивно реаги­ровать на раздражители в условиях некоторых изменений обстановки. Например, однажды выработан­ный двигательный стереотип управления конкретной автомашиной обеспечивает управление иных автомашин с несколько измененными устройст­вами их управления.

В заключение отметим, что в целом стереотипное реагирование является производным консервативного комплекса механизмов ЦНС, поэтому стереотипное реагирование в случаях экстрен­ного и значительного изменения обстановки, как правило, приводит к неадекватным реакциям организма.

Г. И. Косицкий в “Лекциях по клинической физиологии” (1974) приводит пример. Цитируем: “Один опытный воздушный ас, всю жизнь проле­тав­ший на сухо­путных самолетах, однажды показывал фигуры высшего пилотажа новичку на гидросамолете. Они сидели рядом. Новичок во время полета был очарован каскадом фигур и трюков. Когда они сделали последний круг, чтобы са­диться, в последнюю секунду новичок, хлоп­нув по плечу соседа, сказал: «А не лучше ли посадить наш гидросамолет на воду?» «О, черт!», – крикнул ас и дернул ручку на себя. Самолет взмыл верх, сделал круг, и ас по всем правилам посадил гидросамолет на находившуюся рядом с аэродромом бухту. Выключив мотор, лет­чик вышел на крыло и, снимая с себя шлем, сказал: «Ты молодец, Джек! Надо быть идиотом, чтобы са­жать эту посудину на сушу. Сейчас мы оба были бы по­койники. Ска­залась дурацкая привычка – всю жизнь летал на колесных гробах, а тут – эта лодка! Джек, ты спас нас обоих... Ну, мне пора, я пошел», – сказал летчик и шагнул с крыла... в воду”. Сработал двигательный стереотип.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Торможение условных рефлексов | Типы высшей нервной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.