Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №4

1. Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

Формы государственного устройства делятся на внутригосударственные (унитарное государство; федерация) и межгосударственное устройство (ассоциация; союз; содружество; сообщество). Дискуссионным является вопрос о принадлежности конфедерации – некоторые ученые относят его к внутригосударственному устройству, другие – к межгосударственному.

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (Польша, Венгрия, Болгария, Италия).

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (Германия, Индия, Мексика, Канада). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго (Швейцария, Конфедеративные штаты Америки, в некоторой степени – ЕС).

 

ПРИЗНАКИ:

  Унитарное государство Федерация Конфедерация
Система законодательства единая двойная (субъекты могут издавать законы, не противоречащие федеральным) Не имеет единой системы законодательства
Система органов власти единая двойная (центральные ОВ и ОВ субъектов) Нет единой системы ОВ
Денежная единица единая единая Как правило, не имеет единой единицы
Финансовая и налоговая системы единая (местные налоги – с санкции государства) двойная (субъекты формируют свой бюджет и взимают налоги, не против-е федерал. налоговой политике) Нет единой фин. и налоговой системы, но создается единый денежный фонд для достижения общих целей
Гражданство единое двойное (наряду с федерал. существует гражд-во субъектов, которое имеет значение только внутри страны) Нет единого гражданства, но может быть упрощ. порядок перемещения граждан одного государства на территорию другого
Вооруженные силы единые единые Каждое государство сохраняет свои, но для достижения общих целей ВС могут быть объединены.
Наличие суверенитета у адм.-террит. ед-ц не обладают обладают некоторыми признаками Субъекты обладают суверенитетом в полном объеме и имеют право сецессии.
Представительство в международных отношениях осуществляют центральные органы субъектам запрещено самостоятельное осуществление внешнеполитической деятельности и выход из состава федерации (сецессия) Государства осуществляют от своего имени, конфедерация по своим отношениям – от своего
Виды Централизованные (Норвегия, Швеция) и децентрализованные (Испания, Франция),, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы. Построенные по территориальному (США), национальному (ранее – Югославия), либо по национально-территориальному принципу (РФ).  

 

2. Правосознание - одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания - это право, правовая действительность.

Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям.

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Задача заключается в том, чтобы формировать у всех нужное, должное, желаемое правосознание. Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов. Неразвитое или деформированное правосознание служит питательной средой многих правонарушений, других антиобщественных аномалий.

Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это - разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие.

При этом оценивается не только право, законы, но и другие юридические феномены - законность, правопорядок, правотворчество, правосудие, акты правосудия, ход правовой реформы (если иметь в виду современную Россию), состояние преступности, деятельность правоохранительных органов и т.д., все, что происходит в правовой сфере.

В судебной практике правосознание также играет существенную роль, так как при вынесении решений судья руководствуется в том числе внутренним убеждение, особое значение правосознание приобретает при использовании судами института аналогии права.

Правовое сознание тесно связано с политическим и нравственным сознанием. Ведь многие правовые акты, законы, оцениваемые правосознанием, имеют также политическое и нравственное содержание (например, Конституция). Вообще в основе права лежит, как известно, мораль. Поэтому в правосознании органически переплетаются как юридические, так и этические и политические идеи.

Правосознание выполняет следующие основные функции:

1) оценочная функция - с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической.

Правосознание определяет "что такое хорошо" и "что такое плохо" в правовой сфере. Например, правомерное поведение, да еще активное, - это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное, - это плохо.

2) регулятивная функция - хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений, оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна: во-первых, правосознание пронизывает собой весь процесс действия права, процесс правового регулирования; во-вторых, оно само вырабатывает и содержит в себе определенные эталоны поведения субъектов, прежде всего на бытовом, эмпирическом уровне. Правосознание - не внешний, а главным образом внутренний регулятор деятельности индивида. Лишь в отдельных случаях правосознание имеет прямое отношение к разрешению конкретных дел (аналогия права).

3) познавательная функция - правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности.

4) прогностическая функция - способность правосознания давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов.

Структура правосознания:

1) Правовая идеология – система правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии.

2) Правовая психология - чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Причем психологический настрой может быть не только индивидуальным. Если определенные настроения получают массовое распространение, то говорят о социальных чувствах, которые могут иметь как всеобщий, так и групповой характер.

Эти две сферы правосознания не только не исключают, а предполагают друг друга, поскольку выступают органическими слагаемыми одного и того же явления. Реакция на право, другие юридические феномены может быть как умственной, так и душевной, рациональной и эмоциональной.

Виды правосознания:

1. По степени общности:

а) массовое - когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе.

б) групповое - отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, молодежи, военнослужащих, должностных лиц, и т.д.).

в) индивидуальное правосознание - отношение к праву отдельной личности.

2. По уровню (глубине) отражения:

а) научное (доктринальное) - наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

б) профессиональное - суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности.

в) обыденное правосознание - это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым.

Правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано. Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. Растет преступность, другие противоправные деяния. Главная причина - кризисное состояние общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранительных органов.

3. Толкование по объему подразделяется на три вида:

1. Буквальное толкование - это такое толкование, при котором словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают (текст=смыслу). Таких норм большинство.

Однако законодателю не всегда удается полностью совместить дух и букву правовой нормы, и тогда правоприменителю приходится прибегать к расширительному или ограничительному толкованию. Вообще-то наличие таких норм, которые надо суживать либо расширять, нежелательно, но они существуют.

2. Ограничительное толкование - это такое толкование, при котором норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы (текст>смысла). Например, в ст. 57 Конституции РФ говорится: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Но вполне очевидно, что не каждый, а только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане. Остальные (дети, душевнобольные лица) исключаются. Следовательно, толкуем данную норму ограничительно. Вообще, в Конституции многие статьи начинаются со слов: "каждый может", "каждый вправе", "каждому гарантировано", "все свободны", "все равны" и т.д. Но при внимательном изучении оказывается, что далеко не каждый и не все. Объясняется это тем, что законодатель не может без конца делать соответствующие оговорки.

3. Расширительное толкование - это такое толкование, когда норме права придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения (текст < смысла). Например, в ст. 6 Конституции РФ фиксируется, что российские граждане обладают на ее территории равными правами и несут равные обязанности. Однако нужно сопоставить эту норму с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, в которой записано, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Следовательно, толкуем норму ст.6 расширительно.

В ст. 120 Конституции закреплено: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Однако совершенно ясно, что слово "закон" употреблено здесь в широком смысле - как официальный акт, исходящий от государства, включая, в частности, правительственные постановления.

От расширительного толкования следует отличать близкий к нему институт - толкование права по аналогии, когда широкое значение придается не конкретной норме, а всему праву, и дело решается исходя из его общего духа, принципов, социальной направленности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет №3 | Билет №5
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.