Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы теоретических эмпирических исследований

Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими исследовательскими приемами и прежде всего с анализом, и синтезом.

Анализ - это метод познания, который дает возможность поделить предмет на части. Синтез, наоборот, есть следствием соединения отдельных частей или черт предмета в единое целое.

Анализ и синтез взаимосвязанные, они представляют собой единство противоположностей. В зависимости от уровня познания объекта и глубины проникновения в его сущность применяются анализ и синтез разного типа.

Прямой, или эмпирический, анализ и синтез используются на стадии этажного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, выявление его свойств, проводятся простейшие измерения, фиксация непосредственных данных, которые лежат на поверхности. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, однако для проникновения в его сущность он недостаточен.

Обратный, или элементарно-теоретический, анализ и синтез широко используются для изучения сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза базируются на некоторых теоретических соображениях, то есть предположениях и причинно-следственных связях разнообразных явлений.

Глубже проникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетический анализ и синтез. При этом углубленно изучают причинно-следственные связи. Этот тип анализа и синтеза требует выделения в сложном явлении таких элементов, таких цепей, которые являются центральными, главными, которые решающе влияют на все другие стороны объекта.

Индукция и дедукция. Дедуктивной называют такую умственную конструкцию, в которой вывод относительно какого-либо элемента множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.

Под индукцией понимают переход от частного к общему, если на основании знания о части предметов класса делается вывод относительно класса в целом. Дедукция и индукция - взаимопротивоположные методы познания.

Есть несколько вариантов установления наследственной связи между методами научной индукции:

• метод единого сходства. Если два или больше случая исследуемого явления имеют лишь одно общее обстоятельство, а все другие обстоятельства разные, то именно это подобное обстоятельство есть причиной явления, которое рассматривается;

• метод единого расхождения. Если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем подобные и отличаются только одним обстоятельством, то именно это обстоятельство, имеющееся в одном случае и которого нет в другом, является причиной явления, которое исследуется;

• объединенный метод сходства и расхождения - комбинация двух первых методов;

• метод сопутствующих изменений: если возникновение или изменение одного явления вызовет определенное изменение другого явления, то оба они находятся в причинной связи между собой;

• метод остатков: если сложное явление вызвано сложной причиной, которая представляет собой совокупность определенных обстоятельств, и известно, что некоторые из них являются причинами части явления, то остаток этого явления вызовется обстоятельствами, которые остались.

Среди методов теоретических исследований следует, прежде всего, назвать исторический, терминологический, функциональный, системный, когнитивный, моделирование и др.

К методам теоретического исследования следует отнести метод восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному - это общая форма движения научного познания, закон отображения действительности и мышления.

В соответствии с этим методом мышление ведет свое начало от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него - к конкретному в мышлении.

Метод идеализации - конструирование мысленно объектов, которых нет в действительности или которые практически невыполнимы. Цель идеализации: лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств и наделить (мысленно) эти объекты определенными нереальными и гипотетическими свойствами. При этом цель достигается благодаря:

• многоступенчатому абстрагированию;

• переходу мысли к конечному случаю развития какого-то свойства;

• простому абстрагированию.

Формализация - метод изучения разнообразных объектов путем отображения их структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков, например языком математики.

Преимущества формализации:

• она обеспечивает обобщенность подхода к решению проблем;

• символика обеспечивает сжатость и четкость фиксации значений;

• однозначность символики (избегаем многозначности обычного языка);

• дает возможность формировать знаковые модели объектов и заменять изучение реальных вещей и процессов изучением этих моделей.

Аксиоматический метод - метод построения научной теории, по которой некоторые утверждения принимаются без доказательств, а все другие знания выводятся из них соответственно определенным логическим правилам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика общих методов научного познания | Доказательство результатов научных исследований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.