Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Сущность, факторы, показатели и динамика работоспособности 18 страница




6) осуществлять контроль за выполнением своих решений;

7) получать от федеральных органов исполнительной власти в установленном Правительством Российской Федерации порядке информацию о социально-экономическом положении в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, организации контроля за выполнением указанного соглашения, нормативные правовые акты Российской Федерации, а также проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений;

8) принимать по согласованию с Правительством Российской Федерации участие в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

9) принимать по согласованию с общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и федеральными органами государственной власти участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;

10) приглашать для участия в своей деятельности представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;

11) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

12) принимать участие в проведении общероссийских, межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке.

Комиссия разрабатывает и утверждает регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, определяет порядок подготовки проекта и заключения генерального соглашения (ст. 4 Федерального закона "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений").

Законом установлен особый порядок принятия решения Комиссии. Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. Порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом Комиссии. Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания Комиссии (ст. 5 Федерального закона "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений").

Главное правовое значение в деятельности Комиссии имеет, во-первых, разработка генерального соглашения, его заключение и осуществление контроля за его выполнением, во-вторых, обсуждение законопроектов по социально-трудовым вопросам, в-третьих, выражение мнения по проектам постановлений Правительства РФ, касающихся социально-трудовых отношений.

В соответствии с ТК РФ Правительство Российской Федерации вправе принимать решения по определенным вопросам только с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

К таким вопросам, по которым постановления должны приниматься с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, относятся случаи, когда Правительство Российской Федерации:

- определяет особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного ТК РФ (ст. 139);

- определяет порядок установления минимального размера и условий повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147);

- определяет порядок установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условий его предоставления (ст. 117);

- устанавливает порядок утверждения перечней производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (ст. 253);

- устанавливает порядок утверждения перечня работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельных норм тяжестей для этой категории работников (ст. 265);

- утверждает перечни работ, профессий, должностей в области культуры и спорта, с работниками которых может заключаться срочный трудовой договор (ст. 59), может определяться оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни на основании трудового договора, коллективного договора или локального нормативного акта организации (ст. 153) и работники которых в возрасте до 18 лет могут направляться в служебные командировки, привлекаться к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 268);

- устанавливает порядок определения особенностей работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) (ст. 282).

Закрепление указанных вопросов в ТК РФ свидетельствует о повышении роли в правотворческом процессе, касающемся регулирования сферы труда, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Деятельность этой комиссии, ее структура, функции, полномочия и процедуры принятия решений представляют собой позитивные правовые новации, которые могут быть использованы в региональных, территориальных, отраслевых и иных комиссиях, образуемых в сфере социального партнерства для регулирования социально-трудовых отношений.

 

§ 5. Содержание и значение Генерального соглашения между

общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими

объединениями работодателей и Правительством РФ

 

Ведущая роль в системе соглашений, заключаемых в сфере социального партнерства, принадлежит Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Оно устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Соглашения такого вида стали заключаться с 1991 г. и до введения в действие ТК РФ, т.е. до 1 февраля 2002 г., было заключено девять соглашений, устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. До 1996 г. соглашения заключались на один год, затем они стали заключаться на два года, а с 2002 г. - на три года.

Первым было двустороннее соглашение - Соглашение между Советом Министров РСФСР и Советом ФНПР на 1991 г., которое было заключено в феврале 1991 г. Второе соглашение было уже трехсторонним, поскольку образовались российские объединения предпринимателей. Это было первое трехстороннее и одновременно первое по своему наименованию генеральное соглашение - Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, российскими объединениями профессиональных союзов и объединениями предпринимателей (работодателей). Затем такие соглашения были заключены на 1993 г., 1994 г., 1995 г., 1996 - 1997 гг., 1998 - 1999 гг., 2000 - 2001 гг., 2002 - 2004 гг., 2005 - 2007 гг.

Первоначально в соглашении были выделены разделы о рынке рабочей силы, уровне жизни и гарантиях социальной защищенности населения, налогообложении, об охране труда и экологии, возрождении села, здравоохранении, социальном обеспечении, народном образовании, культуре и спорте, социальной защите молодежи, подготовке законопроектов в сфере труда.

В связи с проведением экономических реформ в генеральных соглашениях стали определяться меры в области экономики и проведения реформ, по содействию занятости населения и развитию рынка труда, регулированию уровня жизни и обеспечению социальных гарантий. В соглашении содержались условия и охрана труда, обеспечение экологической безопасности, правовое обеспечение трудовых отношений и социального партнерства, механизм реализации генерального соглашения.

В дальнейшем предусматривалось создание условий стабилизации экономики, намечались меры по стимулированию производства, определялись доходы и уровень жизни, обращалось внимание на обеспечение гарантий минимальной социальной защиты населения и поддержки социальной сферы, выделялись социальное обеспечение и социальное страхование, указывалось на развитие системы социального партнерства, на действие генерального соглашения, обеспечение контроля за ходом его выполнения и ответственность сторон за его реализацию.

С середины 90-х гг. первый раздел генерального соглашения стал обозначаться как меры (согласованные позиции) в области экономической политики. Стали выделяться меры, касающиеся оплаты труда, социальной защиты населения. Специальное внимание обращалось на социально-экономические проблемы северных регионов России. К концу 90-х гг. были выделены меры по защите трудовых прав. К генеральному соглашению стали приниматься два приложения, в которых определялся перечень конвенций МОТ, рекомендуемых к ратификации, и согласованный социальными партнерами перечень основных социально-экономических показателей, по которому должен проводиться постоянный мониторинг качества и уровня жизни россиян.

Постепенно генеральные соглашения стали заключаться до начала наступления года, с которого оно действовало. А с принятием ТК РФ установлено, что генеральное соглашение должно заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания РФ (ст. 47).

Генеральное соглашение от 20 декабря 2001 г. между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 гг. разрабатывалось одновременно с завершением работы по принятию ТК РФ. Оно учитывало опыт разработки генеральных соглашений, новые социально-политические и экономические условия, сложившиеся в России, и впервые было заключено на три года, что отразило сложившуюся определенную стабилизацию в стране.

В Соглашении стороны определили, что в предстоящий период главной целью социальной политики Российской Федерации должно стать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, гарантий необходимого жизненного уровня на основе развития экономики Российской Федерации.

Соглашение закрепило согласованные позиции сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в 2002 - 2004 гг. и совместные действия по их осуществлению на основе принципов социального партнерства, достигнутых обязательств и договоренностей.

В основных разделах Соглашения получили отражение: 1) цели и меры в области экономической политики; 2) доходы, заработная плата и уровень жизни населения; 3) развитие рынка труда и содействие занятости населения; 4) социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы; 5) защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность; 6) цели и меры в области социально-экономических проблем северных регионов России; 7) социальное партнерство и координация действий сторон соглашения.

Данный перечень основных разделов с некоторыми изменениями был сохранен в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 - 2007 гг., в котором были выделены следующие разделы: I "В области экономической политики"; II "Заработная плата, доходы и уровень жизни населения"; III "Развитие рынка труда и содействие занятости населения"; IV "Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы"; V "Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность"; VI "В области социально-экономических проблем северных регионов России"; VII "Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения".

К Соглашению было принято пять приложений: 1) Перечень социально-экономических показателей, подлежащих обсуждению в рамках проведения Сторонами консультаций на первой стадии; 2) Перечень социально-экономических показателей, подлежащих обсуждению в рамках проведения Сторонами консультаций на второй стадии; 3) Перечень Конвенций МОТ; 4) Основные социально-экономические показатели мониторинга качества и уровня жизни населения; 5) Протокол разногласий.

Стороны в числе приоритетных целей Соглашения указали на проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе повышения эффективности отечественной экономики, увеличения валового внутреннего продукта.

Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008 - 2010 гг. включило в себя разделы, в которых получили отражение: 1) экономическая политика; 2) заработная плата, доходы и уровень жизни населения; 3) развитие рынка труда и содействие занятости населения; 4) социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы; 5) условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность; 6) социально-экономические проблемы развития северных регионов России; 7) социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения.

К нему были приняты три приложения: 1) Перечень основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета, по которым проводятся консультации Сторон; 2) Перечень конвенций Международной организации труда и других международных актов, по которым стороны обязались рассмотреть вопросы, связанные с их ратификацией; 3) Основные социально-экономические показатели мониторинга качества и уровня жизни населения.

При заключении Генерального соглашения стороны поставили в числе приоритетных целей проведение социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики, повышения ее конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального и карьерного роста работников. В дальнейшем в связи с кризисными условиями были приняты дополнительные рекомендации по действию сторон и проведению антикризисных мер, что внесло коррективы в реализацию данного Генерального соглашения.

 

§ 6. Действие соглашений и их соотношение

с законодательством, коллективными договорами, локальными

нормативными актами, трудовыми договорами

 

При разработке и заключении любого вида соглашения, а также его реализации и осуществлении контроля за его выполнением необходимо учитывать особенности действия соглашения, которые определены ст. 48 ТК РФ.

Во-первых, соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

Во-вторых, соглашение действует в отношении работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.

В-третьих, соглашение действует в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В-четвертых, в отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст. 34 и 48 ТК РФ).

В-пятых, соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными во всех предыдущих случаях.

В-шестых, в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

В-седьмых, соглашение действует в отношении работодателей и работников в результате осуществления законодательно установленных процедур его распространения.

Данные процедуры состоят в следующем.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

При разработке содержания соглашений, их заключении и выполнении стороны социального партнерства должны учитывать правовые требования, предъявляемые к соотношению законодательства, соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов, трудового договора, правильно определять и применять правовые последствия нарушения этих требований.

В ТК РФ указано, что соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в соглашение, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Условия соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (ст. 50 ТК РФ).

Обязательность выполнения соглашений - один из основных принципов социального партнерства (ст. 24 ТК РФ).

В законодательстве особо указывается на обязательность выполнения соглашений работодателями. Обеспечение работодателем условий труда, предусмотренных соглашениями, является существенным признаком современной нормативно-правовой характеристики трудовых отношений (ст. 15 ТК РФ). Члены объединения работодателей обязаны соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями (ст. 8 Федерального закона "Об объединениях работодателей").

ТК РФ, закрепляя основные права и обязанности работодателя, установил, что работодатель обязан соблюдать условия соглашений, предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения соглашения и контроля за его выполнением, исполнять обязанности, предусмотренные соглашениями (ст. 22 ТК РФ).

Работодатель должен принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в соответствии с соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 ТК РФ).

В случае когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено установленным нарушением работодателем соглашения, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника (ст. 80 ТК РФ).

В соответствии с ТК РФ неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения соглашения, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, являются одной из разновидностей индивидуального трудового спора (ст. 381 ТК РФ). А неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений относятся к одному из видов коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ). В зависимости от характера споров - индивидуальные или коллективные - определяется и осуществляется порядок их разрешения.

По мере действия соглашения, изменения законов и иных нормативных правовых актов, а также в случаях возникновения споров в его содержание могут быть внесены изменения и дополнения, которые производятся в порядке, установленном для заключения соглашения. В связи с окончанием срока действия соглашения он может быть продлен на срок не более трех лет либо стороны заключают новое соглашение.

Среди различных вопросов, касающихся действия соглашений, особенно актуальными, на которые обращают внимание социальные партнеры, являются вопросы обеспечения обязательности этих правовых актов для исполнения всеми участниками, их подписавшими. Выдвинута задача также добиваться распространения и обязательности выполнения положений отраслевых соглашений, заключенных между соответствующими отраслевыми профсоюзами и объединениями работодателей, на всех работодателей отрасли путем расширения состава членов таких объединений.

 

§ 7. Регистрация соглашений, контроль за их выполнением

и ответственность за их невыполнение

 

Исходя из основных принципов социального партнерства и в целях их реализации введена регистрация соглашений, осуществляется контроль за их выполнением и установлена ответственность за их невыполнение.

В проведении этих мер должно проявляться содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе, в соблюдении сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов.

В Российской Федерации законодательно установлена и регламентируется регистрация соглашения. Введение регистрации должно способствовать законности соглашений, содействовать тому, чтобы обеспечивались полномочность представителей сторон, свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, добровольность принятия сторонами обязательств, принимаемых на себя сторонами, реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. Регистрация имеет уведомительный характер, она не должна препятствовать свободе сторонам заключать соглашения и не должна удлинять срок введения его в действие.

Согласно ТК РФ соглашение в течение семи дней со дня подписания должно быть направлено представителем работодателей на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление соглашения в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда (ст. 50 ТК РФ).

Установление контроля за выполнением принятых соглашений и ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине соглашений также относится к основным принципам социального партнерства (ст. 24 ТК РФ).

ТК РФ, определяя контроль за выполнением соглашения, установил, что контроль за выполнением соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (ст. 51 ТК РФ). Организация контроля за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется комиссиями, образуемыми на равноправной основе по решению сторон регулирования социально-трудовых отношений из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ). При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ).

Право на контроль за выполнением соглашений специально определяется и различается применительно к профсоюзам и объединениям работодателей.

В соответствии с законодательством о профсоюзах первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением соглашений (п. 3 ст. 13 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое должно рассматриваться в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом, т.е. с ТК РФ (п. 3 ст. 13 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Гарантированное законом право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде предусматривает то, что профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах (п. 1 ст. 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми соответствующими профсоюзными структурами. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 370 ТК РФ, п. 2 ст. 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок выполнения работодателями условий соглашения (п. 3 ст. 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами (п. 2 ст. 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать работодателей, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством (п. 2 ст. 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.