Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартные прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Введение.

Оценка

Документация

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Лекция № 2

 

 

Бухгалтерский учет, как и любая другая наука, разрабатывает собственные способы и приемы для

понимания содержания предмета. Задачи бухгалтерского учета решаются с помощью различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Отдельные, конкретные способы являются составными частями метода, его элементами.

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:

1 Документация.

2 Инвентаризация.

3 Счета.

4 Двойная запись.

5 Оценка.

6 Калькуляция.

7 Финансовая отчетность

 

Инвентаризация

 

 

Счета

 

 

Двойная запись

 

 

 

Калькуляция

Отчетность

 

 

Бухгалтерская отчетность классифицируется по следующим основным признакам: периодичности составления, объему сведений, по назначению.

 

В зависимости от периодичности составления:

  1. Промежуточная
  2. Годовая

По объему сведений:

  1. Первичная – составляют отдельные предприятия на основе данных текущего БУ
  2. Сводная – составляют организации, имеющие дочерние и зависимые общества.

 

В соответствии с Законом РК «О БУ и фин.отчетности» фин.отчетность, за исключением отчетности гос.учреждений включает в себя:

  1. Бухгалтерский баланс
  2. Отчет о прибылях и убытках
  3. Отчет о движении денежных средств
  4. Отчет об изменениях в капитале
  5. Пояснительную записку

 

 

Все эти приемы (элементы) в основном специфичны для бухгалтерского учета и взаимосвязаны, они применяются не изолированно друг от друга, а в органической связи.

Таким образом, бухгалтерский учет начинается с документации хозяйственных операций. На основании документов производится запись операций на счетах при помощи двойной записи. Для обобщения в едином денежном измерении учетных данных, содержащихся в документах и счетах, применяется денежная оценка. Данные, отражаемые на счетах, проверяют и уточняют при инвентаризации. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости продукции с помощью калькуляции, а также для составления баланса и других форм отчетности.

 

 

Основные предпосылки развития логистики в настоящее время следующие:

1. Быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали более дорогостоящими в связи с ростом товарных цен и инфляции.

2. Достижение предела эффективности производства. Становится все труднее достигнуть существенного снижения производственных затрат, потому что с производства уже «сняты сливки». Основным резервом становится система распределения продукции, где логистика набирает значительный потенциал при решении вопросов повышения эффективности работы фирм.

3. Фундаментальные изменения в философии запасов. В одно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции, другая половина – у оптовых посредников и производителей. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10% у розничных продавцов и 905 у дистрибьюторов и производителей.

4. Компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание: местонахождения каждого потребителя, размер каждого заказа, местоположение средств производства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от каждого склада или завода каждому потребителю, доступных видов транспорта и предлагаемого уровня обслуживания, местоположение поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения. Развитие компьютерных технологий позволяет осуществить на практике концепцию логистики.

5. Рост использования компьютеров поставщиками и потребителями. Это позволяет фирмам систематически изучать качество услуг различных поставщиков. Результаты анализа приводят многие фирмы к осознанию необходимости модернизации используемых ими систем распределения. Некоторые производственные фирмы используют систему поставки материальных ресурсов «точно в срок», которая предъявляет высокие требования ко всем участникам логистического процесса.

Цели логистики. Цель системы физического распределения состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и её хранением в соответствии с требуемым уровнем обслуживания потребителя.

Целью управления материальными ресурсами, которое призвано обслуживать внутрифирменные материальные потоки, является эффективное удовлетворение потребностей фирмы в сырье, материалах, полуфабрикатах и т.д.

Цели логистики связаны с координацией физического распределения и управления материальными ресурсами для снижения затрат или улучшения обслуживания потребителей. Чтобы достичь этих целей менеджер по логистике использует три взаимосвязанных концепции системного подхода – общих затрат, предотвращения подоптимизации и финансовых обменов.

Концепция общих затрат. В данной концепции функции логистики рассматриваются в целом, а не каждая в отдельности. К логистике относят следующие функции: перевозка продукции, складирование запасов, оптимизация размещения запасов у поставщиков, контроль запасов материальных ресурсов и готовой продукции, погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание информационных потоков и т.д. Сутью концепции общих затрат является то, что все затраты рассматриваются как осуществляемые одновременно для обеспечения требуемого уровня обслуживания. При сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым функциям увеличатся, по некоторым – уменьшатся. Цель состоит в гармонизации интересов с тем, чтобы получить минимальные общие издержки.

Концепция предотвращения подоптимизации состоит в том, чтобы усилия по совершенствованию отдельной функции не привели бы к нарушению гармонизированных интересов смежных функций фирмы или корпорации.

 

1. Понятийный аппарат логистики и фазы ее развития.

Слово “логистика” происходит от греческого слова и означает искусство вычислять, рассуждать. Первоначально (в период Римской империи) логистика служила для распределения продуктов питания. Далее функции логистика расширялись и ее задачами становится вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о ее потребностях и подготовка каждого военного похода. Во время второй мировой войны логистика активно применяется при материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочными материалами и продовольствием в необходимых количествах.

Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективного управления материальными потоками в экономике. Таким образом, возникшее в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 30-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно - распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельное направление научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику. Она представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из основных функций которого перешли к логистике.

В современных условиях специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую или распределительную) логистику. Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации.

Между указанными направлениями существует связь и взаимозависимость, поэтому корректнее вести речь не о видах логистики, а об ее функциональных областях (см. рис. 1).

 

Информационная логистика
               
Закупочная логистика   Производствен-ная логистика   Сбытовая (рас-пределительная) логистика
   
               
Транспортная логистика

Рисунок 1 - Взаимосвязь между видами логистики.

“Маршруты”, по которым проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, называются логистическими цепями. В логистической цепи выделяются следующие главные звенья: поставки материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции.

Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления (включая и кадры).

В зависимости от масштаба выполнения логистических операций логистика разделяется на макро- и микрологистику.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика решает вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами товародвижения внутри промышленных предприятий или их подразделений в рамках макрологистической концепции.

Усложнение производства и обострение конкуренции в 80-90-х годах нашего столетия потребовали более тонкой увязки логистики со стратегическими целями фирм. В связи с этим, главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.

Отсюда две функции логистики; оперативные и координационные.

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения производства и распределения (по существу, функции традиционного материально-технического обеспечения).

К числу функций координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие; прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.

Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, как говорится “маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует”.

Интерес к проблемам логистики связан с причинами экономического характера. Почему? В западных странах около 93% времени движения товара от первичного источника до конечного потребителя приходится на его продвижение по различным каналам материально-технического обеспечения. Собственно производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени, а транспортировка - 5%.

Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей. Это означает “подстраивание” организации сбыта под интересы клиентуры, как в части цены, партионности, так и по фактору времени.

К другим факторам, способствующим развитию логистики, относятся:

n использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

n ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;

n унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизация технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочной средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.

В реальной экономике системы логистики по разным причинам находятся на разных стадиях или уровня. Существуют отдельные стадии, через которые функции логистики неизбежно должны пройти, прежде чем они достигнут высокого уровня развития.

Анализ ведущих промышленных компаний капиталистических стран позволил выявить в их рамках четыре последовательные стадии развития логистических систем:

первый уровень: область действия логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляемой с предприятий, и ее транспортировку;

второй уровень: характерно управление потоком производимых предприятием товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя; контроль системы логистики распространяется на следующие функции - обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики;

третий уровень контролирует логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции; к дополнительным функциям таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или доставка сырья, управление запасами сырья или незавершенного производства, проектирование систем логистики;

системы четвертого уровня интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов; интеграция способствует увязке часто противоречивых целей различных компаний.

 

 

2. Информационная логистика

 

Существенным фактором реализации логистических операций является достижение максимальной координации материальных и информационных потоков путем их объединения. Инструментом подобного объединения является информационное обеспечение процессов производства, начиная с закупки и кончая сбытом продукции.

Потоки информации являются теми связующими “нитями”, на которые нанизываются все элементы логистической системы. В практику внедряются логистические информационные системы, которые позволяют органически объединить в единое целое все логистические подсистемы. Современная информационная логистика хорошо укладывается в рамки компьютерных технологий.

Для создания информационной логистической системы на уровне производства необходимо сформировать модель такой системы. Структурная модель должна содержать два основных элемента: производственные мощности и средства организации материального потока. Комбинируя эти элементы, организаторы системы делят всю структуру предприятия на буферную и технологическую части. При этом охватываются все виды деятельности - от получения сырья до передачи готовой продукции покупателю. Основной критерий, отличающий буферные и технологические зоны, сосредоточен в вопросе: находится ли предмет труда в стационарном состоянии или он приведен в движение? Получив ответ на этот вопрос, далее определяют, какие конкретно данные должны быть собраны, обработаны и переданы для обеспечения оптимального управления материальным потоком. Определенные таким образом группы передаваемых данных должны включать в себя следующие девять информационных элементов, которые создают базу для информационного контроля над всей структурой материально-технического снабжения:

1. Тип предмета снабжения.

2. Количество и его объем.

3. Происхождение предмета снабжения.

4. Его местоположение (размещение).

5. Время прибытия в пункт размещения.

6. Время отправки из пункта размещения.

7. Система транспортировки.

8. Время транспортирования.

9. Резервирование.

 

Перечисленные группы данных составляются для всех мест размещения и для каждого перевозимого объекта. С этой целью устанавливаются пункты считывания и передачи информации во всех местах размещения. Как правило, такие пункты рекомендуется организовывать на границах между буферными и технологическими секциями производства. Заключительный этап построения информационной модели системы материально-технического снабжения связан с распределением полученных данных по двум компьютерным системам с различными областями функционирования. Одна система (она связана с транспортными заказами) ведет контроль потока материалов и осуществляет управление им, другая же управляет непосредственно производством и следит за заделами материалов, находящихся под непосредственным влиянием процесса производства. В ряде случаев обе системы объединяют в одну. В любом варианте информация начинает обрабатываться сразу после поступления производственного заказа так же, как и регистрация материалов, уже перевезенных с помощью транспортной системы.

На рис. 2. представлена наиболее типичная информационная система логистики, функционирующая на отдельно взятом производстве. Эта система имеет ряд особенностей:

во-первых, она всепроникающая - для нее нет закрытых зон; ее каналами связи и датчиками пронизаны все уровни по горизонтали и вертикали;

во-вторых, она строго иерархична, управляющие уровни точно очерчены и несут ответственность за вверенные им функции;

в-третьих, функции внешних связей приданы лишь определенному уровню иерархии.

На верхней ступени находится генеральное руководство фирмы с функциями менеджмента (планирование и контроль). Функциональный контроль осуществляется на следующем уровне и включает поставки предметов снабжения, управление предприятием, управление распределением. Основные контролируемые параметры - время обработки, обслуживание поставок, запасы, производительность.

На нижней ступени расположены системы, входящие непосредственно в контакт с рабочими местами и функционально управляющие производством и подачей материально - технического оборудования. Здесь контролируемыми параметрами являются: производственные мощности, количество и маршруты прохождения продукции, сроки производства.

Отдельно выделяется “уровень автономных подсистем”, состоящий из локальных информационных сетей. Локальная информационная сеть, связанная с конвейером, собирает и передает данные о размещении предметов снабжения, контроле их качества, состоянии средств погрузки, маркировке и идентификации продукции, поступление ее на склад. Эта сеть передает данные непосредственно на второй уровень, отвечающий за поставки материально-технических средств. Локальные сети, расположенные непосредственно на рабочих местах, питают информацией структуру контроля производства о темпах сборки, результатах тестирования и пр. А информацию о положении в буферных зонах и на складах получает структура контроля за материально-техническим снабжением.

 

Рынок снабжения Рынок сбыта
       
  Руководство производством  
   
       
  Поставки материально-технических средств   Контроль управления предприятием   Распределение продукции  
           
     
  Контроль производства   Контроль материально-технического снабжения  
     
уровень автономных подсистем.  
  Конвейеры. Размещение Контроль качества Средства погрузки Идентифика-торы   Обработка Автоматиза-ция Сборка Оператив-ные данные Тестирова-ние Автоматы складирования Буферные зоны. Сортировка Хранение Управление Автоматизированная транспортная система Роботы Идентификаторы
   
  Планирование маршрута, конвейер, склад готовых товаров, идентификаторы, упаковка, средства погрузки, зона погрузки  
                                                 

 

Рисунок 2 - Пример организации информационно-логистической сети

на производстве.

Обе контролирующие системы активно обмениваются информацией на своем уровне. Наконец, локальная сеть, собирающая данные по обработке готовой продукции и ее перевозке клиентуре, передает их в подразделение, ведающее распределением продукции.

Для информационной поддержки сбытовой деятельности фирмы необходимо задействовать следующие основные виды информации, хранимые в памяти автоматизированных систем:

1. история рынка сбыта, типы сбытовых операций;

2. прогнозы рынка и сбыта;

3. конкуренция: история, состояние, перспективы;

4. доля на рынке: история и анализ;

5. цены и ценообразование;

6. расходы;

7. модели рынка (сбыта);

8. контроль деятельности персонала;

9. территориальное планирование, циклы деловых поездок;

10. источники запросов перехода на новый продукт и пр.;

11. реестр покупателей;

12. исходная и получаемая информация;

13. печатание и отправка почты;

14. контроль ответов и анализ результатов рекламной деятельности;

15. обсчет сбытовой деятельности;

16. движение заказа, выставление счетов, составление смет и отчетов;

17. доступ к внутренней и внешней информации.

Исходя из представленного списка видно, что информационные системы обеспечивают сбытовую службу в вопросах планирования, техники сбытовых операций, наблюдение рынка, внутреннего контроля и т.д.

 

3. Логистические аспекты функционирования транспорта.

3.1. Услуги транспорта.

 

В последние 15-20 лет в экономике развитых стран произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись и России. Это вызвано тем, что в хозяйственную практику предприятий и фирм стали внедряться новые методы и технологии доставки товаров, базирующихся на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, на развитии новейшей техники в области информатики и коммуникаций. С рубежа 70 – 80 годов началось органическое срастание транспорта с обслуживаемым производством, превращение его в звено единой системы «производство- транспорт – распределение». Новый подход к транспорту, как к ключевой части логистической цепи проводит к необходимости рассмотрение его в разных аспектах. До настоящего времени большинство транспортных предприятий выполняли только перевозочные операции. Новые экономические условия обусловили необходимость формировать рынок транспортных услуг.

Согласно существующим понятиям к услугам относят все виды труда, непосредственно не связанные с изменением и преобразованием предмета труда. К услугам относят и те виды труда, которые не овеществляются в продукте труда (транспорт, связь).

В последнее время важность и значимость логистических услуг возрастает. Целый ряд логистических посредников становятся предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продвижением и реализацией товаров, причем стоимость услуг может превосходить прямые затраты на производство. Однако, пока нет эффективных методов оценки качества услуг. При оценке качества предоставляемых услуг наиболее значимыми компонентами могут выступать следующие:

- надежность (исполнение точно в срок);

- ответственность (гарантия исполнения услуг);

- доступность (легкость установления контактов);

- безопасность (отсутствие риска и недоверия со стороны потребителя услуг);

- взаимопонимание (искренний интерес к потребителю).

В связи с внедрение логистики в странах с рыночной экономикой пересматривается политика в области транспорта. Транспорт начинает играть ключевую роль в системе товародвижения. В дальнейшем технико-эксплуатационные особенности отдельных видов транспорта обеспечит им надежное положение на рынке транспортных услуг, особенно в условиях повышенного спроса на перевозки грузов мелкими партиями, которые, в свою очередь, ускорят развитие автоматизированной обработки грузов, контейнеризации и пакетирования, а также информатики и перевозочной работы.

 

3.2. Транспортное обслуживание и его качество.

 

Реализация каналов снабжения сырьем, полуфабрикатами и распределением готовой продукции в рамках логистической системы требует решения комплекса транспортных проблем. Изучение спроса на транспортные услуги свидетельствует, что одним из главных требований клиентов к работе транспорта является своевременность отправки и доставки грузов. Связано это со стремлением большинства грузовладельцев к сокращению запасов как в сфере производства, так и в сфере обращения, поскольку их затраты на содержание запасов составляют по ряду отраслей 20% и более от стоимости выпускаемой продукции.

В целом доставка продукции распадается на ряд последовательных конкретных отдельных этапов, зачастую не связанных между собой и выполняемых разными подразделениями. Поэтому оптимизация такой пространственно-временной системы представляет собой достаточно сложную задачу.

Зарубежный опыт свидетельствует об актуальности повышенного внимания к проблемам транспортного обслуживания. В странах с развитой рыночной экономикой определились следующие тенденции транспортного обслуживания: увеличение объема перевозок повышенной стоимости с одновременным сокращением малоценных грузов; увеличение средних расстояний доставки и рост доли международных перевозок; повышение ответственности за качество и сроки перевозки по всей транспортной цепи; рост объема перевозок между предприятиями при сокращении объемов перевозок в самих предприятиях, уменьшение объемов массовых навалочных грузов и увеличение объемов штучных грузов в контейнерах и на поддонах; повышение коэффициента грузоподъемности подвижного состава; увеличение объема перевозок грузов в специализированном подвижном составе; преобладание логистических подходов при организации перевозок и управлении транспортным процессом.

3.3. Виды доставок.

 

Транспортная логистика базируется на концепции интеграции транспорта, снабжения, производства и сбыта, на отыскании оптимальных решений в целом по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства с помощью критерия минимума затрат по всей логистической цепи. Стабильное положение любого предприятия в условиях рынка определяется не только низкими производственными издержками, но и возможностью обеспечить сбыт производимого продукта. Функции транспорта в системе распределения товаров заключаются в её транспортном и экспедиционном обеспечении.

Транспортно- экспедиционное обеспечение распределения товаров включает:

- деятельность по планированию, организации и выполнению доставки продукции от месте производства до мест потребления и дополнительных услуг по подготовке партий отправок к перевозке;

- оформление необходимых перевозочных документов;

- заключение договора на перевозку с транспортными предприятиями;

- расчет за перевозку грузов;

- организацию и проведение погрузочно-разгрузочных работ;

- хранение, расфасовку, упаковку, складирование;

- укрупнение мелких и разукрупнение крупных отправок;

- информационное обеспечение;

- страхование, финансовые и таможенные услуги и т.д. с использованием оптимальных способов и методов при условии полного удовлетворения потребностей производственных и торговых предприятий в эффективном распределении товаров.

Транспортное обеспечение определяется как деятельность, связанная с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени с предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных услуг и услуг хранения.

Экспедиционное обеспечение является составной частью процесса движения товара от производителя к потребителю и включает выполнение дополнительных работ и операций, без которых перевозочный процесс не может быть начат в пункте отправления, продолжен и завершен в пункте назначения.

По числу видов транспорта, участвующих в доставке товаров и пассажиров, системы доставки делятся на одновидовую (юнимодальную) и многовидовую (мультимодальную и интермодальную). Иерархическая структура перевозок выглядит следующим образом: в вершине пирамиды находятся интермодальные перевозки, ниже – мультимодальные и юнимодальные межрегиональные перевозки, далее – внутриобластные и городские перевозки и, затем, местные перевозки отдельными предпринимателями и собственным транспортом производственных и коммерческих структур.

Интермодальные перевозки – это система доставки грузов в международном сообщении несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу и передачи грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца в единой грузовой единице (или транспортном средстве).

Системообразующим элементом выступает интермодальная грузовая единица, которая допускает таможенное пломбирование в ней груза согласно международным требованиям, исключающее доступ к грузу без срыва пломбы. Основой современных интермодальных перевозок грузов являются контейнеры международного стандарта ISO. Однако могут использоваться и другие грузовые единицы, но отвечающие следующим требованиям: позволяют применять комплексную механизацию перегрузочных работ в портах и пунктах перевалки; отвечают международным или региональным стандартам. К ним можно отнести контрейлеры, трейлеры, сменные кузова, пакеты и блок-пакеты груза.

Мультимодальные перевозки – это прямые смешанные перевозки по меньшей мере двумя различными видами транспорта и,как правило, внутри страны.

Юнимодальные перевозки – прямые перевозки только каким-либо одним видом транспорта.

Каждые из приведенных видов перевозок обладает специфическими особенностями в технологии, организации и управлении, но имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем доставки грузов или пассажиров.

Составляющие элементы доставки грузов (или пассажиров) характеризуются определенными закономерностями. Выявление закономерностей звеньев и элементов доставки являются основой в системном построении всех возможных видов организации перевозок грузов и пассажиров.

Простейшей организацией для перевозки грузов (пассажиров) обладает транспортное звено. Организационная структура транспортного звена предполагает оптимизацию как состава элементов, так и структуры звеньев и взаимосвязей между ними.

Для обеспечения операционного контроля и управления процессами трансформации необходима достоверная информация с линии, получаемая по цепям обратной связи.

Главным объектом управления в этой схеме являются материальные и сопутствующие им потоки информации и денежных средств, обеспечивающие реализуемую технологию перевозки, а основой построения эффективной системы операционного менеджмента – производственное расписание, сформированное исходя из задач удовлетворения потребительского спроса на транспортные услуги.

Производственное расписание, составленное на основе объемно-календарного планирования, позволяет установить дифференцированные по каждому элементу доставки объемные и временные характеристики материальных потоков. Классическим методом объемно-календарного планирования является сетевое планирование, когда предлагается последовательное или последовательно-параллельное выполнение определенных работ и операций с целью сокращения длительности общего технологического цикла.

Целесообразно рассматривать доставку как процесс непрерывного обеспечения последующих подразделений при синхронизации работы всех звеньев системы и согласовании её со спросом.

Для повышения эффективности и системной устойчивости на рынке транспортных услуг при доставке грузов должна быть обеспечена максимальная координация и интеграция всех звеньев транспортного процесса.

 

3. Закупочная логистика

 

В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом.

1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).

2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).

3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.

В практике закупочной деятельности выработан ряд “общих правил” или рекомендаций, которые не только существенно облегчают отношения с поставщиками и банковской сферой, но и упрочивают положение производства, создают условия для выживания в конкурентной борьбе. Этот своеобразный кодекс может быть кратко сформулирован следующим образом: в основе успешной подготовки и производства продукции, при прочих равных условиях, лежат хорошие отношения между предпринимателями, с одной стороны, и кредиторами и поставщиками, с другой.

Общей проблемой для большинства компаний является дилемма. Как осуществить производственную программу: путем прочного, но не всегда экономически эффективного обеспечения материалами, либо задержать выпуск продукции в связи с затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных материалов?

Важнейший элемент в политике закупок - анализ цены приобретаемых товаров. Для анализа цены закупок, так же, как и анализа стоимости собственного производства, используются различные виды расчетов:

а. простой метод калькуляции (показатель общих издержек делится на показатель производственной продукции);

б. калькуляция по эквивалентным показателям (издержки дробятся по отдельным статьям и берутся усреднено);

в. постоянная калькуляция (точный учет издержек по каждой операции на базе АСУ).

Следующим элементом в политике закупок является определение метода закупок. Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, от состава комплектующих изделий и материалов.

Основными методами закупок являются:

- оптовые закупки;

- регулярные закупки мелкими партиями;

- закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов.

У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки.

Рассмотрим наиболее часто используемые методы.

1. Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества - простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки, Недостатки - большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала, необходимость обслуживать сырье до его потребления.

2. Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества таковы - ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия на складские операции; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Недостатки - вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.

3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения - полный перечень товаров; количество товаров на складе; требуемое количество товаров. Преимущества - ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.

4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями: количество не устанавливается, а определяется приблизительно; оплачивается только поставленное количество товара; поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем; по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены. Преимущества - отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.

5. Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода – покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости.

Важной функцией служб снабжения различных фирм является выбор поставщика. Такой выбор в настоящее время осуществляется двумя методами. Первый - анализ возможных вариантов и предложений делает торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика, исходя прежде всего из низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие проблемы.

Второй метод заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ производится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванного отдела с производственным и отделом контроля качества продукции.

Существует и третий путь, который применяется в основном для обеспечения снабжения компании с нового, плохо изученного рынка. Подобная ситуация может сложиться в результате возникновения потребности в принципиально новом для компании сырье и комплектующих.

Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются: 1. конкурсные торги (тендеры); 2. письменные переговоры между поставщиками и потребителями.

Конкурсные торги (тендеры) - распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупать сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму или предполагается наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Победителем конкурсных торгов признается участник, представивший наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям тендерное предложение.

Другим вариантом процедуры получения предложения от потенциального поставщика могут быть письменные переговоры между поставщиком и потребителем. Это может быть организовано двумя способами. Первый - когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям свои предложения (или оферты). При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты). В запросе указываются все необходимые реквизиты (наименование товара, требуемое количество, условия и сроки поставки, платежа и др.), кроме цены, которая появится в ответном предложении.

Для выбора поставщика имеется два основных критерия:

1. стоимость приобретения продукции и услуг;

2. качество обслуживания.

Кроме основных критериев выбора поставщика, существуют и другие (их более 60), к ним относятся: удаленность поставщика от потребителя; сроки выполнения текущих и экстренных заказов; наличие у поставщика резервных мощностей; организация управления качеством продукции у поставщика; кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр.

Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников. Ими могут быть: собственное расследование; местные источники, такие как действующие на данной территории юридические лица или осведомители официальных органов; конкуренты потенциального поставщика; информационные агентства и т.д.

В отборе источников информации следует руководствоваться правилами: нельзя ограничиваться одним источником информации; как минимум один из используемых источников должен быть независимым.

 

 

4. Логистика производственных процессов

 

Современные условия функционирования промышленного предприятия на рынке производителей ставят его в полную зависимость от положения на рынке поставщиков и потребителей.

Изменение “рынка продавца на рынок потребителя” предполагает выявление взаимозависимостей предприятия со всеми субъектами инфраструктуры и разработку экономико - математического аппарата управления ими.

Цель удовлетворения рынка потребителя кардинально меняет подход к планированию и управлению всеми производственно - хозяйственными объектами с точки зрения целевых приоритетов. Если раньше основополагающим выдвигалось положение о максимальной загрузке всех производственных ресурсов, то сегодня в первую очередь необходимо рассматривать:

1. высокий уровень соблюдения сроков поставки;

2. малые запасы;

3. минимальное время производственного цикла.

Это требует интегрированного подхода к исследованию производственно-финансовых проблем всех составляющих снабженческо-производственно-сбытового процесса.

В силу комплексности выдвинутой проблемы предприятий рассматривается как производственно-сбытовая система, т.е. единая организационно-хозяйственная структура, состоящая из промышленного предприятия, поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, потребителей готовой продукции, а также включающая в себя систему транспортного и складского хозяйства.

При рассматриваемом подходе к оценке предприятия необходимо иметь в виду его организационно-экономическую устойчивость.

Под организационно-экономической устойчивостью понимается способность предприятия сохранять финансовую стабильность при постоянном изменении рыночной конъюнктуры путем совершенствования и целенаправленного развития его производственно-технологической и организационной структуры методами логистически-ориентированного управления. Сказанное относится к четвертому уровню развития логистики на предприятиях. В настоящее время наибольшее распространение получили локальные производственно-технические подсистемы, работающие по принципу подоптимизации.

 

5. Сбытовая (распределительная) логистика.

 

Сбытовая логистика, или логистика распределения - неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировка, складирование и.др.

Как определенная система взглядов распределительная логистика явилась продуктом совершенствования транспортно-экспедиционной системы.

Основная цель логистической системы распределения - доставить товар в нужное место и в нужное время. В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворять сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. При этом решение задачи организации каналов распределения играет главную роль.

Канал распределения - это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.

Канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд важных функций:

1. производят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;

2. стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;

3. устанавливают контакты с потенциальными покупателями;

4. приспосабливают товар к требованиям покупателей;

5. проводят переговоры с потенциальным потребителем продукции

6. организуют товародвижение (транспортировка и складирование);

7. финансируют движение товара по каналу распределения;

8. принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней (рис.3)

 

Произво- дитель   Пореби- тель
 
  канал нулевого уровня  
Произво- дитель   Розничный посредник   Пореби- тель
   
  одноуровневый канал  
Произво- дитель   Оптовый посредник   Розничный посредник   Пореби- тель
     
    двухуровневый канал  
Произво- дитель   Оптовый посредник   Мелко- оптовый посредник   Розничный посредник   Пореби- тель
       

трехуровневый канал

Рисунок 3 - Каналы распределения товаров разных уровней.

 

При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: (1) от чьего имени работает посредник и (2) за чей счет посредник ведет свои операции. На рис. 4 представлены посредники четырех типов (см. табл.1)

Свое имя   Свой счет
 
     
Чужое имя   Чужой счет
 

Рисунок 3 - Признаки классификации посредников.

 

Таблица 1 - Типы посредников в каналах распределения

Тип посредника Признак классификации
Дилер От своего имени и за свой счет
Дистрибьютор От чужого имени и за свой счет
Комиссионер От своего имени и за чужой счет
Агент, брокер От чужого имени и за чужой счет

 

Дилеры - это оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки. Дилер является собственником продукции после полной оплаты поставки. Дилеры являются держателями привилегий, объединяя в своих руках ряд последовательных этапов процесса производства и распределения. В логистической цепи дилеры занимают положение, наиболее близкое к конечным потребителям.

Дистрибьюторы - оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного времени. Дистрибьютор не является собственником продукции. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. В этом случае в рамках договора на предоставление права продажи заключается договор поставки.

Комиссионеры - это оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продукции. Производитель остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Комиссионер обязан обеспечить сохранность товара. Он отвечает за утрату или повреждение продукции по вине комиссионера. Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой поставщика и ценой реализации.

Агенты - посредники, выступающие в качестве представителя другого основного по отношению к нему лица (принципала). Как правило, агенты являются юридическими лицами. Агент заключает сделки от имени и за счет принципала.

Брокеры - посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. В отличие от агентов брокеры не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон заключающейся сделки и действуют лишь на основе отдельных поручений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правонарушение и юридическая ответственность | Циклич. Парадигма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.