Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы поиска идей инноваций

Методы прогнозирования инноваций

Поисковые прогнозы – это прогнозы, отвечающие на вопросы типа «Что было бы, если…?» как цепь предположений. К ним относят экстраполяцию тенденций: направление, в котором совершается развитие какого – либо явления, при этом основное предположение будет то, что «среда» (обстановка) не меняется.

Нормативный прогноз – целевое предсказание как инструмент разработки инновационной политики. Они могут быть:

· Мерой сопоставления фактического прогресса в какой–то сфере с прогнозируемым прогрессом;

· Основой для принятия решений по вопросам, не имеющим прямого отношения к самим предсказаниям, например, техническая осуществимость данного выбора. При этом, строятся довольно сложные «дерево целей», «дерево решений», «дерево критериев», «дерево относительной важности» и др.

Прогнозирование на основе анализа тенденций. По степени надежности прогнозов выделяют 5 типов:

· предположение – наличие возможной корреляционной зависимости какой-либо инновации от наблюдаемых тенденций;

· метафора – или аналогия означает выявление общих черт или сходства у двух объектов или процессов;

· квазимодель (почти модель, ненастоящая модель) – можно проверить качественные прогнозы или прогнозы хода какого–либо процесса;

· эмпирическая модель – модель на опыте предсказывает будущее с помощью математической зависимости, согласующейся с эмпирически найденными параметрами;

· аналитическая модель – предсказание и объяснение последовательности события с помощью фундаментальных законов, имеющих широкую область применения.

При поиске, планировании и реализации инноваций невозможно использовать высокоэффективный математический алгоритм. В ходе данной работы сталкиваются с массой проблем, требующих творческого разрешения: поиском идей новых продукций и технологий, разработкой их концепции, решением отдельных технических проблем, прогнозы для новых продуктов, разработка новой рекламной концепции и т.д. Поиск идей для решения этих проблем и задач не систематичен. Это означает, что возникающие задачи прорабатываются концептуально и методически не всегда по порядку, одна за одной, а интуитивно и случайно.

Если инновационные проблемы не могут быть решены логическими средствами, в распоряжении имеется ряд правил поиска, или эвристических методов (эвристика – искусство найти), которые стимулируют ход индивидуальных мыслей или групповых процессов поиска и помогают преодолеть пассивное ожидание появления внезапной мысли. Успех поиска они, однако, не гарантируют.

Для поиска идеи инновации наибольшей эффективностью обладают:

1. Метод проб и ошибок: последовательное выдвижение и рассмотрение всевозможных идей решения проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается, и взамен ее выдвигается новая. Правил поиска и оценки верной идеи нет, а есть субъективные критерии оценки, где существенную роль играет профессионализм и квалификация разработчика нового продукта.

2. Метод контрольных вопросов: – усовершенствованный метод проб и ошибок: по заранее составленному вопроснику задаются вопросы, каждый из них является пробой или серией проб.

3. Метод игр – моделирование процессов (экономических, технических, и т.п.) с любым количеством участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую функцию, подчиняясь набору определенных правил.

4. Метод написания сценариев инновации –упорядоченной во времени последовательности эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой: подбирается коллектив для составления сценариев будущего развития процессов и выявления потенциальных последствий, которые могут при этом возникнуть; формируются специальные вопросы в виде таблицы. Сценарий всегда пишется с целью анализа будущей ситуации, который позволяет квалифицированно определить цели и задачи.

5. Метод мозгового штурма – коллективное генерирование идей (предложен в 1955 г. Американцем Алексом Осборном):

· в решении поставленной задачи участвуют 2 группы людей – генераторы идей и эксперты, но не более 6 чел, штурм – на 20 мин.;

· при генерировании идей никаких ограничений нет;

· самое главное – запрет на критику (это и слабость метода).

Он предполагает следующие этапы:

1.формирование группы участников «мозговой атаки» по численности и составу, наиболее продуктивная группа – 10-15 человек;

2.составление проблемной записки группой анализа проблемной ситуации и включает описание метода и проблемной ситуации;

3.генерация идей: каждый из участников имеет право выступать много раз. Критика предыдущих выступлений и скептические замечания не допускаются. Продолжительность штурма – не менее 20 минут и не более 1 часа в зависимости от активности участников;

4.формирование перечня и систематизация идей: выделение признаков, по которым идеи могут быть объединены; объединение идей;

5.реструктурирование (разрушение) систематизированных идей: каждая идея подвергается всесторонней критике группой высококвалифицированных специалистов (20-25 человек);

6.оценка критических замечаний и составление списка практически реализуемых идей.

Препятствующие факторы мозгового штурма: критика, которая заставляет человека стандартно мыслить и мешает другим высказывать нестандартные идеи, которые, чаще всего, и становятся объектом критики; официальность и формальность; поиск «правильных решений»; разъяснения и обоснования; пассивность клиента (заказчика).

Успеху в появлении идей способствует: безопасная и открытая атмосфера; активное воображение и желание придумывать что-то новое; развитие, переработка и соединение высказанных идей; поиск аналогов обсуждаемой проблемы; активность клиента.

6. Обратный штурм: участники ищут недостатки новой идеи (продукта), устраняют их и выдвигают новые идеи.

Разновидностью «мозговой атаки является «метод 635»:
6 участников должны записать по 3 идеи за 5 минут. Лист ходит по кругу. Таким образом, за полчаса каждый запишет в свой актив по 18 идей, в общей сложности 108. Структура идей четко определена.

7. Метод Дельфы – (Дельфы – греческий город, славившийся своими мудрецами–предсказателями будущего) многоуровневая процедура индивидуального анкетирования. Проводится индивидуальный опрос экспертов в форме анкет – вопросников. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, формируется коллективное мнение группы, выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений. Полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок, те выбирают варианты для дальнейшей обработки, могут корректировать оценки, объясняя при этом причины своего несогласия с коллективным суждением. Эта процедура может повторяться 3–4 раза. В результате и вырабатывается согласованное мнение относительно проблемы.

Особенности метода «Дельфи»:

А) анонимность экспертов, они неизвестны друг другу, их взаимодействие при заполнении анкет полностью исключается;

Б) возможность использования результатов предыдущего тура опроса;

В) статистическая характеристика группового мнения.

8. Метод теории решения изобретательских задач ТРИЗ (создан инженером Г.С.Альтшулером в конце 40–х годов) и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы и методы, инструменты управления инновационными процессами | Инновационные проекты и проекты поддержки инновационной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.