Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.1. Глобальные рыночные тенденции – инновации

Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном месте.

Двадцатку стран – лидеров по международным туристическим прибытиям возглавляют пять государств – Франция, Испания, США, Италия и Китай, которые посещают от 37 до 77 млн. путешествующих.

В последние десятилетия международный туризм сделал гигантский рывок, превратившись в одну из самых крупных и высокодоходных отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Международный туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, выступая катализатором социально экономического развития.

При всем впечатляющем росте индустрии гостеприимства именно качественные сдвиги в туристском спросе и предложении определяли развитие международного туризма в последние десятилетия.

Перемены в социальной сфере, связанные с ухудшением экономической конъюнктуры, в свою очередь, сказались на характере туристского спроса. Был снижен возраст выхода на пенсию, удлинен отпускной период, сокращена рабочая неделя и введен гибкий график работы. Эти меры, направленные на сглаживание сложившихся диспропорций на рынке труда, одновременно способствовали увеличению фонда свободного времени населения и расширению круга потенциальных потребителей туристских услуг.

Наконец, современный характер туристского спроса складывается под воздействием субъективных факторов. С появлением новых ценностей в психологии человека происходят глубокие перемены. Они обусловлены следующими моментами: более свободным, непосредственным самовыражением и самоутверждением личностью своих физических и духовных данных; пересмотром отношений с другими индивидуумами, социальными группами и учреждениями; формированием иного отношения к природе.

Рассмотренные факторы определили глубокие сдвиги в туристском потреблении. С увеличением объема свободного времени на фоне ухудшения общеэкономической ситуации в рекреационном поведении населения обнаруживаются две главные тенденции – дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок.

Последние десятилетия в секторе туризма были отмечены углублением специализации, нарастанием процессов концентрации производства, переходом на новые технологии. В туризме, как и в других отраслях экономики, специализация стала важным принципом организации работы предприятий. Среди многих направлений деятельности фирма выделяет для себя главные, концентрируя на них основные усилия. Эти направления специализации соответствуют определенным сегментам туристского рынка, состоящим из групп людей с отличительными характеристиками: демографическими, психографическими, поведенческими и др.(1)

Большинство компаний не сегментируют рынок так, чтобы обеспечить оптимальные условия для успешных инноваций. В идеале они должны сегментировать рынок так, чтобы охватить группы потребителей с неудовлетворенными потребностями. На протяжении многих лет наиболее распространенной была сегментация потребителей по потребностям, типу продукта, цене, возрасту, склонности к риску и другим демографическим и психографическим критериям. Такая практика может быть удобной и эффективной для компании в продвижении товара, но она губительна в отношении инновационных процессов.

Некачественное сегментирование можно объяснить, во-первых, тем, что многие менеджеры привыкли использовать сегментирование в целях продвижения товара и его рекламы. Для этих потребностей могут быть использованы атрибутивные категории (тип продукта, ценовая категория, возраст покупателей, размер бизнеса и т. д.). Во-вторых, многие компании не способны разработать эффективный метод определения однородных групп потребителей с оптимальным инновационным потенциалом(2).

Рынок инноваций - это собственно рынок товаров и услуг.

Рынок инноваций характеризуется повышенным риском, как для производителей продукции, так и для ее потребителей.

Риск для производителей нового товара существует в следующих видах:

Производственный риск, который связан с невозможностью материализации инновации по производственным причинам, например, из-за несовершенства технологии, отсутствия необходимых специалистов, ошибок, заложенных в конструкции изделия.

Коммерческий риск, заключается в недополучении ожидаемой суммы прибыли от реализации нового товара. Причины этого также могут быть различны - ошибочные прогнозы объема спроса, изменения, произошедшие во внешней среде, изменения конъюнктуры рынка.

Риск конкуренции - опережение конкурентами в освоении и выпуске нового товара, что переводит фирму в разряд отстающих.

Риск для потребителя заключается:

-в несоответствии заявленных изготовителем качества, новизны и других потребительских свойств инновации действительным свойствам продукции.

-в возможности причинения ущерба здоровью, жизни, имуществу потребителя.(3)

Инновационный продукт или услуга — наиболее распространенный вид вложений, который является результатом улучшения уже существующего товара или услуги. Практически каждая компания должна использовать этот сценарий, чтобы не потерять долю рынка в борьбе с агрессивными конкурентами. Для этого необходимо определить, какие потребности покупателей не были учтены, и улучшить продукт/услугу.

Инновация нового рынка возникает, когда компания обнаруживает сферу, в которой потенциальные потребители вынуждены выполнять некую работу самостоятельно, поскольку на рынке не представлены необходимый товар или услуга. В результате эта компания создает новый рынок.(2)

На сегодняшний момент туризм приобрел значение массового социального явления. Он перешел из категории элитного продукта к категории продукта, доступного потребителю. Можно сказать, что произошли изменения и в отношении людей к туризму. Часть средств семейного бюджета теперь неизменно идет на проведение отпуска.

На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.

Анализируя состояние и перспективы развития туристского рынка.следует проанализировать те факторы макросреды которые оказывают на него максимальное воздействие. Изменения во внешней среде являются для туристических фирм источником и новых возможностей, и новых угроз.

Изменения в возрастной структуре населения так или иначе оказывают влияние фактически на все отрасли бизнеса. Менеджеров туризма больше интересует возраст населения, нежели его фактическая численность. Необходимо следить за тенденциями в возрастных сегментах населения страны и определять их влияние на туристский спрос.

Рост количества новорожденных является нежелательным обстоятельством для менеджеров туризма, так как семьи с младенцами и маленькими детьми больше предпочитают оставаться дома, нежели путешествовать. К тому же в таких семьях часть дохода, которая могла бы быть потрачена на туризм, тратится на маленьких детей. Однако возрастающее количество детей является хорошим фактором развития туризма на долгосрочную перспективу, так как эти дети будут потенциальными потребителями туристских услуг.

Рост группы людей пожилого возраста (60-65 лет) и группы людей в возрасте свыше 65 лет. Эти группы иногда называют рынком людей зрелого возраста, пенсионного возраста, пожилого или "третьего возраста". Этот рынок должен быть изучен менеджерами туризма, так как он является постепенно растущим.

С позиции отношения этих возрастных групп к туризму и пyтешествиям различают три основные подгруппы: группа людей; в возрасте от 55 до 64 лет; от 65 до 74 лет и от 75 лет и старше.

Возрастная группа людей от 55 до 64 лет характеризуется наличием больших свободных денежных средств, чем другие группы пенсионного возраста, наличием небольших домохозяйств и свободой от расходов средств на образование, воспитание и содержание детей.

Население, состоящее из людей в возрасте свыше 65 лет, может быть также поделено на три различные подгруппы, или рынки. Люди от 65 до 74 лет считаются активными пенсионерами и составляют более молодую группу - важный рынок путешествующих. Вторую группу составляют люди в возрасте от 75 до 84 лет. По сравнению с первой группой они не так активны, чаще всего не расположены к путешествиям. Третью группу составляют люди от 85 лет и выше. Турорганизации не видят потенциала данного сегмента рынка. Однако необходимо знать, с каким турпродуктом можно проникнуть на данный рынок.

Надо помнить, что пенсионеры, хотя и располагают большим количеством свободного времени, которое они могли бы потратить на путешествия, однако они ограничены в денежных средствах.

Некоторые пенсионеры продолжают работать и тратить денежные средства на путешествия. Для этого сегмента туристского рынка необходима специальная маркетинговая программа. Данные возрастные группы людей могут стать потребителями недорогих товаров и услуг, поэтому целесообразно предлагать им специальные возрастные льготы, скидки на размещение и питание, льготные тарифы на транспорте. Таким людям по карману путешествия внутри страны с целью посещения родственников или с целью отдыха и лечения в санаториях и домах отдыха. При выборе средств транспорта должен делаться акцент на более доступные и недорогие средства передвижения.

Женщины становятся более важным сегментом туристского рынка. Это доказывает тот факт, что в структуре населения большую часть составляют женщины и что средняя продолжительность их жизни постепенно увеличивается по сравнению со средней продолжительностью жизни мужчин. Эти факторы, а также растущая социальная, политическая и экономическая роль женщин увеличивают их долю в туристском рынке. Женщины наравне с мужчинами считаются основной рабочей силой (4).

Кастомизация – это любая индивидуализация отношений с потребителем. Она уже вошла в деятельность практически всех передовых компаний и в ближайшее время станет привычным явлением для любого рынка. Почти каждый новый тренд подталкивает нас к этому: усиление конкуренции, индифферентность потребителей и рост их запросов, интернет.

На каждом рынке есть утилитарные продукты, продукты с продвинутыми потребительскими свойствами, имиджевые и гедонистические продукты. Логика выбора и сам рынок двигаются от утилитарного к имиджевому (потребление напоказ) и гедонистическому (потребление для личного удовольствия). Кастомизация, как мотивационная категория, идет уже после этих крупных продуктовых групп.

Помимо описанного выше условия, кастомизировать можно лишь продукт, емкость рынка которого очень велика - в наличии или огромная аудитория потребителей или очень дорогой продукт.(5)

Услугам присущи характеристики и особенности, которые не только отличают их от материального товара, но и делают их уникальными.

Общая специфическая особенность услуг - удовлетворять конкретные потребности конкретных потребителей.

Деловые услуги имеют производительный характер. Исходя из того, что услуги представляют собой не материальные вещи, а форму деятельности, они, как правило, не транспортабельны, их нельзя складировать, они не подлежат хранению.

Еще одна важная специфическая особенность состоит в том, что типы услуг не взаимозаменяемы, а виды услуг легко взаимозаменяемы.

Услуги обладают четырьмя уникальными свойствами, из-за которых их продажа, в отличие от продажи товаров, усложняется.

• Неосязаемость.

• Несохраняемость (зависимость от спроса).

• Неотделимость. Услуги потребляются и производятся одновременно.

• Непостоянство.

Бренд – это системное комплексное понятие, отражающее виртуальный образ объекта в сознании субъекта.

Наиболее успешные мировые бренды являют собой яркий пример того, как постоянное внедрение инноваций позволяет совершенствовать продукт, неуклонно расширяя круг его потребителей. Постоянные инвестиции в повышение потребительских свойств бренда на основе регулярного внедрения инноваций являются основополагающим фактором успешного развития бизнеса компании. Бренды прочно вошли в современный мир, существенно изменили жизнь человека, всесторонне улучшая её качество, их постоянное совершенствование открывает человеку всё новые и новые горизонты.

Предприятие может изменить своё положение на рынке, если выведет какой-либо новый продукт, услугу или технологию, неизвестные до этого ни рынку, ни потребителю. И сам рынок неизбежно претерпит изменения на фоне перемен в потребительских предпочтениях, схемах действий игроков и других факторов.

Как известно бренд и потребитель неразрывно связаны между собой. Само создание бренда имеет своей конечной целью завоевание потребительских симпатий, что представляется более реальным, воплощая в своей продукции качество и инновационность, которые несут с собой новые возможности и новые характеристики товара, способные удовлетворить самые изысканные требования потребителей.

Важно отметить, что инновации приносят для бренда косвенные выгоды в виде усиления его позиций на рынке. В то же время, выгоды, которые инновации приносят бренду компании, обретают реальную ценность, принося организации доход.

Бренду, разработанному на основе внедрения инновационных стратегий, гораздо легче проникнуть в новые сферы товаров и услуг, нежели традиционным брендам. Потребители ожидают от такого бренда стремления к поиску новых путей развития и с большей готовностью идут за ним на неисследованную территорию. Такое быстрое признание со стороны потребителей, во-первых, помогает новому продукту быстро достигать оптимальных объёмов производства, а во-вторых, способно уменьшать сопутствующие затраты, поскольку в подобной ситуации требуется гораздо меньше усилий для объяснения сути и преимуществ нового продукта и убеждения его приобрести.(6)

Партнерские отношения характеризуют интересы, ценностные ориентации и адаптацию партнеров, отражая их взаимное экономическое, социальное и организационное положение в механизме партнерских связей в системе существующего разделения труда. Партнерские отношения – это отношения общения, возникающие на основе общественно-производственных отношений, и формируются в результате воздействия внутренних и внешних факторов.

Партнерские взаимоотношения - долгосрочные взаимоотношения между двумя или несколькими бизнес партнерами.

Рассмотрим формы делового сотрудничества, характеризующиеся средней и сильной степенью связи: стратегические альянсы и совместные предприятия.

Среди форм делового сотрудничества специалисты выделяют т.н. стратегические альянсы. Стратегический альянс - долгосрочное соглашение между двумя и большим числом самостоятельных компаний по сотрудничеству в области сбыта продукции, научных исследований и т.д.

Стратегический альянс - соглашение между двумя или несколькими юридическими лицами о том, что участвующие в соглашении стороны будут действовать определенным образом для достижения конкретной цели. Стратегические альянсы имеют смысл в случае, если у заинтересованных сторон есть дополняющие друг друга преимущества.

Совместное предприятие - это организация любой формы собственности, созданное на основе объединения имущества учредителей. Совместные предприятия могут являться результатом слияний, поглощений или в случае, если одна компания приобретает блокирующий пакет акций другой фирмы.

Партнерские взаимоотношения зависят от целей бизнеса, индустрии, в которой функционирует компания, возраста организаций и многих других факторов.

Переход к рыночным отношениям в корне изменил договорные партнерские связи и потребовал новых нормативных актов, по которым договорные связи формируются исключительно по воле хозяйствующих субъектов. В новых условиях хозяйствования договор становится главным средством взаимодействия участников экономического процесса, выполняя при этом для каждого из участников предпринимательской деятельности функцию планирования и регулирования собственной хозяйственной деятельности.

Формы партнерских связей по основным сферам предпринимательской деятельности:

1)Сфера производства товаров и услуг:

1. Совместное предпринимательство

(внутреннее и международное)

2. Производственная кооперация

3. Подрядное, субподрядное производство, субконтрактинг

4. Лицензирование

5. Управление по контракту

6. Проектное финансирование и др.

2) Сфера торговли и товарообмена:

1. Бартер и встречная поставка

2. Коммерческая триангуляция

3. Формы торговых сделок /обычная,

форвардная, сделка спот и др.

4. Консигнация и др.

3) Сфера материально- технического обслуживания:

1. Концессия

2. Франчайзинг

3. Лизинговая деятельность и др.

4) Сфера финансового обслуживания:

1. Факторинг

2. Коммерческий трансферт

3. Венчурное финансирование

4. Страхование, в том числе хеджирование

5. Эккаунтинг, включая аудит

6. Форфейтинг

7. Финансовый лизинг и др.

5) Сфера подготовки кадров для предпринимательских структур:

1. Государственные учебные заведения

2. Коммерческие центры, школы бизнеса

3. Бизнес-инкубаторы по подготовке

предпринимателей

4. Дистанционное обучение через интернет

и компьютерную сеть.

5. Учебно-деловые центры /УДЦ

6. Консалтинг и др.

6) Сферы институциональных отношений

1. Институты, регулируемые государством (законодательство, общественные организации и др.)

7) Сфера социального обслуживания предпринимателей

1. Учреждения социальной защиты

2. Социальное партнерство /профсоюзы/

3. Служба социального мониторинга

4. Сообщества малых предприятий

5. Ассоциации, союзы, гильдии и др.

8) Сфера информационного и консалтингового обслуживания

1. Информационные спецагентства и другие

информационные коммуникации

2. Специализированные консалтинговые и

реинжиниринговые центры

3. Интернет, СМИ и др.(7).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инновационныймаркетинг | Инновационные технологии в сфере туризма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.