Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одновременно описывается внутреннее состояние самых разных людей

Типы персонажей в произведении

с точки зрения возможных способов их изображения (внешнее и внутренне описание)

 

1. Персонажи, которые не могут в данном произведении быть носителями психологической точки зрения (описываются только извне)

2. Персонажи, которые не могут в данном произведении описываться глазами какого-то стороннего наблюдателя (всегда описываются изнутри),

3. Персонажи, которые могут описываться в произведении как со своей собственной точки зрения (внутреннее описание), так и с точки зрения внешнего наблюдателя. Такой персонаж может быть носителем авторской точки зрения, и одновременно быть объектом его описания.

4. Персонажи, которые будучи один раз описаны изнутри, уже не могут далее описываться с помощью внешнего описания.

 

ВАРИАНТ 4

Множественность точек зрения при повествовании.

Одновременное использование нескольких точек зрения.

Это случаи, когда одна и та же сцена описывается с нескольких разных точек зрения.

В чем это проявляется в тексте?

(в отношении разных лиц говорится не только о том, что они сделали, но и что они почувствовали или подумали, то есть то, что недоступно внешнему наблюдателю).

При этом такое внутреннее описание может быть распространено на всех действующих лиц, либо на отд. Их группу, а «статисты» описываются извне.

Отличие от варианта 3

Здесь описание не распадается на отдельные куски, данные с точки зрения разных людей. Здесь не соположение разных точек зрения, а их СИНТЕЗ.

Сравнение:

Вариант 3 – освещение разных участков помещения разными лампами,

Вариант 4 – рассеянное освещение, возникающее при одновременном освещении комнаты разными лампами

 

В этом вар. Повествователь не находится в позиции непосредственного участника действия. Он как бы ставит себя над действием - в такую позицию, что ему становятся доступны не только все поступки, но и все мысли и ощущения.

 

Позиция автора здесь ИРРЕАЛЬНА: он принимает точку зрения всевидящего и всезнающего наблюдателя.

Такая позиция автора может быть понята как ретроспективная: автор как бы повествует о делах уже давно пережитых, когда он во всем уже разобрался и может реконструировать, кто и что чувствовал в то время, когда эти события происходили.

В таких сценах переход от одной точки зрения к другой свершается так быстро, что теряются границы микроописаний, и описания эти сливаются нерасчленимо.

 

Функция таких сцен – передают внутренне состояние героев, участвующих в сцене:

Используется Достоевским в моменты внутреннего перелома его героев, кульминации их духовного напряжения.

Композиционный ритм произведения ускоряется до предела (определяется частотой перехода от одной точки зрения к другой), и это может соответствовать внутреннему состоянию героев.

Примеры у Успенского:

Братья Карамазовы (гл. «Луковка», «Внезапное решение» (описание здесь ведется с точки зрения Мити, Фени, Петра Ильича Перхотина)

 

Вывод о проблеме авторского знания как центральной проблеме плана психологии.

Если обобщить все возможные проявления точек зрения в плане психологии, можно сказать, что центральным здесь является вопрос об авторском знании и об источниках этого знания.

Иначе говоря, речь идет о том, ставит ли себя автор в позицию человека, которому известно все об описываемых событиях, или накладывает определенные ограничения на свое знание.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типологические возможности такого построения повествования | Организация и технология проектного процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.