Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 64. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов




Статья 63. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

представить в установленном законодательством порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь и Национального собрания Республики Беларусь проекты соответствующих нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным настоящим Законом к их ведению;

привести в соответствие с настоящим Законом решения Правительства Республики Беларусь, а также обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, актов этих органов, противоречащих настоящему Закону;

принять иные меры, необходимые для реализации настоящего Закона.

Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:

Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 года "Об основах службы в государственном аппарате" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., №32, ст.416; 1995 г., №35, ст.470);

Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 года "О дополнении статьи 12 Закона Республики Беларусь "Об основах службы в государственном аппарате" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., №14, ст.191);

Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об основах службы в государственном аппарате" и Постановление Верховного Совета Республики Беларусь "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "Об основах службы в государственном аппарате" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995 г., №17, ст.176);

Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 23 ноября 1993 года "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "Об основах службы в государственном аппарате" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., №32, ст.417; 1995 г., №35, ст.471);

Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 13 апреля 1995 года "О толковании пункта 4 части первой Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об основах службы в государственном аппарате" и Постановление Верховного Совета Республики Беларусь "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "Об основах службы в государственном аппарате" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995 г., №24-25, ст.338).

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

 


Тема 9. Президент Республики Беларусь

Нормативно-правовые акты к теме:

1) Закон Республики Беларусь 21 февраля 1995 г. № 3602-xіі О Президенте Республики Беларусь с изменения и дополнения в ред. Закон Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. № 166-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 166, 2/1263)

ВОПРОС 1. Институт президентуры в Республике Беларусь: понятие, назначение.

Беларусь - президентская республика. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

В Республике Беларусь институт президентства появился с принятием 15 марта 1994г. Конституции Республики Беларусь.

Учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитиибелорусской государственности и свидетельствовало о восприятиигосударственно-политических институтов демократических стран.

Возникновение института президентства в Республике Беларусь, необходимость учреждения поста президента было обусловлено совокупностью социально-политических и правовых факторов. Среди них: кардинальные изменения в политической системе государства в результате августовских событий 1991г.; вакуум исполнительной власти в стране после устранения с политической арены органов КПСС-КПБ; принципиальные изъяны парламентских структур и неспособность существующих политико-правовых институтов центральной власти разрешать политические и социально-экономические проблемы и противоречия и др.

Назначение института главы государства заключается в следующем:

1) глава государства – необходимое звено государственного механизма;

2) он гарантирует стабильность государственной системы;

3) он свидетельствует о легитимности государственной власти;

4) он выступает высшей инстанцией в кризисных ситуациях.

ВОПРОС 2. Политико-правовое положение Президента Республики Беларусь в системе органов государственной власти

Конституция Республики Беларусь указывает, что Президент, Правительство, Парламент и суды осуществляют государственную власть. В то же время Конституция Республики Беларусь, не относят Президента Республики Беларусь ни к одной ветви государственной власти. Традиционно, согласно концепции Ш. Монтескье, принцип разделения властей имеет дело с тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной

Как известно, Президент Республики Беларусь является главой государства, обладает большим объёмом весьма существенных полномочий в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

Объединительная функция Президента проявляется в том, что он, по Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Республики Беларусь. В регулировании отношений между Президентом и Парламентом проведена линия на обеспечение самостоятельности и независимости обеих властных институтов. Но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, установлены обязательные связи между ними. С другой стороны, Конституция Республики Беларусь предусматривает систему сдержек и противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Парламента; Президент вправе принимать указы и распоряжения, но его акты не должны противоречить конституции и законам. Президент может отклонить закон, принятый Парламентом.

Президент Республики Беларусь обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов власти. Осуществляя это полномочие, глава государства принимает конкретные меры к обеспечению взаимодействия Правительства.

ВОПРОС 3. Порядок избрания, вступления в должность и прекращения полномочий Президента Республики Беларусь

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания:

«Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

ВОПРОС 4. Конституционно-правовые гарантии осуществления полномочий Президента Республики Беларусь

Конституция и Закон «О Президенте Республики Беларусь» определяют ряд правовых и социальных гарантий Президенту Республики Беларусь, необходимых для обеспечения его деятельности. К числу таких гарантий можно отнести личные гарантии и гарантии социально-экономического характера.

Являясь главой государства и его высшим должностным лицом, Президент Республики Беларусь наделен определенным комплексом гарантий личного характера. Прежде всего, Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

Уголовное дело о публичном оскорблении Президента или клевете в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, возбуждается в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Иски о защите чести и достоинства Президента предъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь. Препятствование законной деятельности Президента не допускается и преследуется по закону.

К личным гарантиям президентской деятельности можно также отнести особый порядок привлечения Президента к уголовной ответственности. Так, в статье 88 Конституции предусмотрено, что в случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

К числу социально-экономических гарантий президентской деятельности относится государственное обеспечение и обслуживание Президента, которое включает заработную плату, предоставление служебного жилого помещения и транспорта специального назначения; охрану, возлагаемую на службу специального назначения; расходы на представительные цели внутри страны; расходы, связанные с посещением иностранных государств; специальное медицинское и санаторно-курортное обслуживание его и его семьи; государственное страхование и др.

В случае отставки Президента, досрочного освобождения Президента от должности бывшему Президенту устанавливается пенсия в размере, определяемом законодательством; предоставляется государственное жилье в избираемом им населенном пункте Республики Беларусь.

Законодательством Республики Беларусь для Президента могут устанавливаться и иные правовые и социальные гарантии.

ВОПРОС 5. Компетенция Президента Республики Беларусь

В качестве главы государства Президент Республики Беларусь пользуется достаточно широкими полномочиями. Следует отметить, что полномочия Президента существенно изменились после внесения в 1996 году изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Как уже указывалось, для обеспечения преемственности и взаимодействия между государственными органами Президент имеет возможность влиять на многие государственные институты в Республике Беларусь. Компетенция Президента включает две основные группы полномочий: полномочия, предоставленные Президенту Конституцией (конституционные полномочия Президента) и полномочия, предоставленные Президенту законами, в том числе и делегированные Национальным собранием в виде законов на издание декретов.

По своей направленности полномочия Президента можно условно разделить на несколько групп. К первой из них относятся полномочия Президента, связанные с функционированием институтов непосредственной демократии в Республике Беларусь. Конституционные полномочия этой группы включают право Президента назначать республиканские референдумы, очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы. К данной группе относится и право Президента проводить республиканские собрания, предоставленное ему Законом «О республиканских и местных собраниях», принятом в 2000 году.

Вторая группа полномочий Президента касается взаимоотношений Президента и органа законодательной власти - Национального собрания Республики Беларусь. Кроме уже отмеченного права Президента назначать выборы в палаты Парламента, Президент может распустить палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Президент также назначает 8 членов Совета Республики Национального собрания, обращается с ежегодными посланиями к Парламенту Республики Беларусь, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением.

Президент обладает правом законодательной инициативы в Национальном собрании, причем законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению - Совета министров.

Президент подписывает законы, принятые Парламентом. Он может возвратить закон со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее 30 дней (подробнее об этом далее).

К полномочиям Президента в отношении палат Национального собрания относится его право своим указом созывать внеочередные сессии Парламента по собственной инициативе либо по требованию палат.

Для обеспечения взаимодействия с Национальным собранием Президент имеет право назначать в этот государственный орган своих представителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.