Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС 7. Взаимодействие палат

Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат Национального собрания, по предложению Президента Республики Беларусь могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования указанных декретов и срок полномочий Президента Республики Беларусь на их издание.

Временный декрет Президента Республики Беларусь с обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания представляется для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики.

Палаты Национального собрания могут принять решение о досрочном освобождении от должности Президента Республики Беларусь при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента Республики Беларусь.

Палаты Национального собрания вправе внести Президенту Республики Беларусь предложение о проведении республиканского референдума.

Ежегодные послания Президента Республики Беларусь к Парламенту заслушиваются на совместных заседаниях Палаты представителей и Совета Республики без обсуждения и принятия по ним решения.

ВОПРОС 8. Статус депутата Палаты представителей и члена Совета Республики, императивный депутатский мандат

Под правовым статусом депутата Национального Собрания Республики Беларусь понимаются обусловленные социально-политической сущностью общества его права, обязанности и привилегии, закрепленные нормами права и обеспеченные соответствующими гарантиями.

В Республике Беларусь правовой статус депутатов палат Парламента определен Конституцией РБ, Законом Республики Беларусь от 4 ноября 1998 года с изменениями и дополнениями от 29 июня 2000 г. «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь», регламентами Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания РБ.

Политико-правовой статус депутата определяется в основе своей его отношениями с избирателями. В теории конституционного права принято различать два типа отношений депутата с избирателями:

- свободный мандат;

- императивный мандат.

Императивный мандат означает связанность депутата наказами избирателей, его ответственностью за неисполнение своих обязательств перед избирателями.

Принцип свободного мандата запрещает избирателям оказывать давление на депутата и означает признание неделимости парламентского представительства, в соответствии с которым, депутат представляет не отдельный избирательный округ, а весь народ в целом. По принципу свободного мандата депутат избирается не потому, что он что-то обещает своему электорату, а потому, что его позицию, его взгляды представляют интерес для избирателей, а также для граждан всего государства.

Статьей 92 Конституции РБ определено, что депутаты Палаты представителей национального Собрания РБ осуществляют свои полномочия на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Этой же статьей закреплена возможность совмещения депутатских обязанностей депутата Палаты представителей с возможностью исполнения обязанностей члена Правительства. Одновременно, в статье 72 Конституции РБ закреплена возможность отзыва депутата.

Таким образом, в Основном Законе государства определена императивность правового статуса депутатов белорусского парламента.

Более конкретно императивный характер правового статуса депутатов парламента определен в статье 1 Закона РБ «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь», в которой говорится, что «депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате представителей, представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом.

В статье 6 Закона, определяющей условия осуществления депутатом палаты представителей, членов Совета Республики своих полномочий говорится, что депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Член Совета Республики осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе либо без отрыва от производственной или служебной деятельности. Он освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления им своих полномочий. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Следующим элементом правового статуса депутата необходимо рассмотреть права и обязанности депутатов белорусского парламента, которые закреплены в статье 12 и 14 Закона о статусе депутатов, которая так и называется - права и обязанности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики: депутат Палаты представителей, член Совета Республики как члены представительного и законодательного органа Республики Беларусь несут ответственность перед избирателями и соответственно перед Палатой представителей, Советом Республики.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обладают всей полнотой прав, обеспечивающих их активное участие в деятельности Палаты представителей, Совета Республики, образуемых ими постоянных и временных комиссий, других органов.

Условно права и обязанности депутатов можно разделить на 2-е группы: прав и обязанностей в Парламенте и его органах и прав и обязанностей в избирательном округе.

Депутат Палаты представителей ответствен перед избирателями и им подотчетен.

Депутат Палаты представителей обязан периодически, но не реже одного раза в год отчитываться перед избирателями округа о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы, работе Палаты представителей и тех ее органов, в состав которых он избран или входит по должности.

Полномочия депутата Национального Собрания РБ дают его обладателю ряд дополнительных прав, призванных обеспечить его независимость и оградить его от возможности оказания какого-либо давления. Таким образом, гарантии депутатской деятельности являются следующим элементом правового статуса депутата.

Они предусматривают обеспечение политических гарантий для депутатского корпуса, т.е. обеспечение определенной направленности деятельности в рамках действующей политической системы.

Организационных гарантий, предусматривающих создание необходимых условий осуществления депутатской деятельности, со стороны государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.

Гарантии трудовых прав депутатов, обеспечивающих создание надлежащих условий труда и материального вознаграждения для депутатского корпуса.

Одним из гарантов депутатской деятельности является конституционное закрепление депутатской неприкосновенности, как при непосредственном осуществлении своих полномочий, так и в течение всего срока исполнения обязанностей депутата.

Статья 102 Конституции РБ гласит, что депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Однако это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.

В течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления. Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей или члена Совета Республики рассматривается Верховным Судом.

ВОПРОС 9. Компетенция Парламента Республики Беларусь

Палата представителей:

× рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

× рассматривает проекты законов, в том числе

× об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, военной доктрины, ратификации и денонсации международных договоров;

× об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства;

× о правах национальных меньшинств;

× об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

× об установлении республиканских налогов и сборов;

× о принципах осуществления отношений собственности;

× об основах социальной защиты;

× о принципах регулирования труда и занятости;

× о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении;

× об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;

× об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства;

× о местном самоуправлении;

× о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей;

× об уголовной ответственности;

× об амнистии;

× об объявлении войны и о заключении мира;

× о правовом режиме военного и чрезвычайного положения;

× об установлении государственных наград;

× о толковании законов;

× назначает выборы Президента;

× дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

× заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу (при этом повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству);

× рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

× по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству (при этом вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности);

× принимает отставку Президента;

× выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;

× на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

× отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

× Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Полномочия Совета Республики

Совет Республики:

× одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов;

× даёт согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

× избирает шесть судей Конституционного Суда;

× избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

× отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

× принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

× рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

× рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

× Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВОПРОС 5. Сессионная деятельность, заседания | ВОПРОС 10. Исключительная компетенция палат Парламента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.