Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС 21. Подписание законов

ВОПРОС 20. Обязательный предварительный конституционный контроль конституционности всех законов

В статье 116 Конституции определен основной государственный орган, призванный обеспечивать контроль конституционности нормативных правовых актов в государстве, — Конституционный Суд Республики Беларусь (далее, если не предусмотрено иное, — Суд).

Особенности предварительного конституционного контроля законов в нашей республике заключаются в следующем:

- данный контроль носит обязательный характер: в Конституционный Суд направляются для проверки конституционности все законы, представленные Президенту на подпись;

- предварительный конституционный контроль законов осуществляется на стадии после принятия Парламентом, но до подписания их Президентом. Это позволяет Суду, как органу судебной власти, не вмешиваться в полномочия законодательной власти;

- отсутствие сторон в процессе, отсутствие спора, необходимость подвергать предварительному конституционному контролю все нормы закона, предельно короткий срок рассмотрения дела в суде.

Подписание зако­нов, как и право законодательной инициативы, представляет собой мощ­ное средство воздействия одной ветви власти на другую.

В Конституции закреплено правило о том, что все законы подписываются Президентом. При этом он имеет право возвра­щать закон или отдельные его положения со своими возражениями в Пала­ту представителей, т.е. Президент обладает правом вето на принятый закон.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, преду­смотренном статьей 100 Конституции, представляется в 10-дневный срок Президенту на подпись. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того как он ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в парламент в связи с окончанием сессии. Таким образом, в новой редакции Конституции предусмотрены последствия, когда Президенту представляется на подпись закон в по­следние дни сессии и по окончании предусмотренного срока для ре­шения вопроса о подписании закона Президент не может вернуть его в парламент, так как наступил перерыв между сессиями.

При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее 30 дней. Совет Палаты представителей направляет текст закона, возвращенного Президентом с возражениями, в головную комиссию для заключения по нему и устанавливает срок для внесения законопроекта для рассмотрения Палатой представителей. Головная комиссия организует работу по законо­проекту в порядке, предусмотренном Регламентом для всех законопроектов.

Возражения Президента Республики Беларусь рассматриваются в ко­миссии, являющейся головной по законопроекту, которая готовит заклю­чение по возражениям и вносит его в Совет Палаты представителей.

Совет Палаты представителей рассматривает заключение комиссии и принимает решение о доработке закона и определяет головную комис­сию или принимает решение о включении в повестку дня сессии Палаты представителей вопроса о повторном рассмотрении закона Палатой представителей.

После доработки возвращенного Президентом Республики Беларусь закона комиссия вносит в Совет Палаты представителей предложение о включении в повестку дня сессии Палаты представителей вопроса о рас­смотрении законопроекта во втором чтении.

Если закон рассматривается Палатой представителей для преодоле­ния возражений Президента, голосование проводится по закону в целом. В этом случае изменение и дополнение закона не допускается. Если закон будет принят Палатой представителей большинством (не менее 2/3) голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее 20 дней. Возвращенный Президентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен в первоочередном порядке.

Вместе с текстом закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь с его возражениями и повторно рассмотренного Палатой пред­ставителей, на имя председателя Совета Республики направляются также постановление Палаты представителей о повторном рассмотрении закона, возражения Президента Республики Беларусь, стенографический отчет (сте­нограмма) заседания Палаты представителей на возражения Президента Республики Беларусь.

Постоянная комиссия Совета Республики, которая ранее давала заклю­чение по закону, возвращенному Президентом Республики Беларусь, рассматривает замечания Президента и текст закона, принятого Палатой представителей при повторном рассмотрении в ранее принятой редак­ции и дает по нему заключение.

При получении заключения постоянной комиссии председатель Сове­та Республики вносит предложение о включении в повестку дня заседа­ния Совета Республики вопроса о повторном рассмотрении закона.

При повторном рассмотрении закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь и принятого Палатой представителей в ранее при­нятой редакции, Совет Республики вправе: не открывая обсуждения, по­ставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции; открыть обсуждение по закону.

По окончании обсуждения председательствующий на заседании Со­вета Республики обязан поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой Палатой представителей редакции.

Закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее 2/3) голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодо­ления Палатой представителей и Советом Республики возражений Пре­зидента подписывается Президентом в 5-дневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президен­та на отдельные положения закона, которые возвращаются для повтор­ного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, отно­сительно которых имеются возражения Президента.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВОПРОС 19. Понятие кворума | ВОПРОС 23. Опубликование актов парламента и вступление их в силу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.