КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема деятельности в психологии. Структура деятельности
Деятельность - это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Психические процессы являются необходимыми условиями человеческой деятельности. Все психические процессы протекают, формируются и развиваются в деятельности. Особенности деятельности: 1. Деятельность носит сознательный характер - человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. 2. Деятельность связана с изготовлением, использованием материальных и духовных ценностей. 3. Деятельность носит общественный характер. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми. Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности - игра, учение и общение. Игра – вид деятельности, в котором исторически закрепились способы взаимодействия людей. Игровая деятельность дает возможность овладеть общественным опытом, обеспечивает личностное и нравственное развитие. Учение – вид деятельности, направленный на усвоение теоретических знаний, умений и навыков в различных сферах общественного сознания (наука, искусство, нравственность, право, религия). Труд – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Психические процессы побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, его личностные свойства. Личностные свойства определяют специфику деятельности и изменяются в ней. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией. Общение включено в практическое взаимодействие людей (труд, учение, игра), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Общение удовлетворяет потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Во всякой деятельности можно выделить следующие этапы: этап постановки цели; этап планирования работы, выбор рационального способа действия; этап осуществления деятельности; проверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов работы и ее оценка. Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Речевая деятельность регулирует поведение человека, помогает ему осознавать свои действия, словесно оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки. Понятие активность шире понятия деятельность и более адекватно в контексте проблематики индивидуальности. Активность – это группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, стремление человека к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может реализовываться в умственном, двигательном, социальном (общении) плане. Активность определяется интеллектуальными и характерологическими особенностями личности, комплексом ее отношений и мотивов. Поведение - это целенаправленная система последовательно выполняемых действий и поступков, которые осуществляют практический контакт человека с окружающими условиями, подготавливают удовлетворение потребностей организма, обеспечивают достижение определенных целей. Источником поведения являются потребности человека. Поведение осуществляется как единство психических — побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений человека) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их. Поведение человека всегда общественно обусловлено. Поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, которые регулируются общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится о высоконравственном, преступном и легкомысленном поведении. Единицами поведения являются поступки, в которых формируется и выражается позиция личности, ее моральные убеждения. Поступок - это творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступок возникает благодаря формированию самосознания личности. Поступок обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью (нетехничностью), ответственностью, единственностью, событийностью. Успешный поступок и успешное действие — это разные вещи. Действие считается успешным, если оно либо выполнено в соответствии с алгоритмом, либо достигло цели, либо и то и другое. Поступок может не достичь цели и при этом считаться успешным, если он был произведен в виде очевидной попытки. Базой для его оценки служит морально-этическая сфера личности. Совершаемые предметные действия ведут к фиксации перцептивных или моторных установок. Совершаемые поступки ведут к фиксации социальных, личностных установок. Позитивно оцениваемые обществом поступки взрослых, а тем более значительные для общества поступки, получают особые имена. Их называют подвигами и деяниями. Лица, их совершившие, возвеличиваются и почитаются обществом, включаются в качестве иллюстраций для принимаемой обществом морально-этической сферы и начинают “работать” на ту же педагогику для коррекции и формирования нормативно-релевантных действий детей. Структура деятельности. Деятельность представляет собой систему, состоящую из отдельных компонентов. В структуру как материальной, так и духовной деятельности входят: - потребности и мотивы, побуждающие субъект к деятельности; - цели — образы результатов, на достижение которых деятельность направлена; - средства, с помощью которых осуществляется деятельность; - целенаправленные действия; - операции - автоматизированные компоненты этих действий — обеспечивающие использование имеющихся средств и условий для достижения необходимого результата. Потребность - нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящимся вне его и необходимым для жизнедеятельности. Потребность - форма связи человека с внешним миром, источник их активности, поведения, деятельности. А. Маслоу выделяет 5 уровней потребностей, считая эти потребности врожденными и универсальными для любого человека: - физиологические (низший уровень), - потребности в безопасности, - потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе, - потребность в уважении и признании, - потребность в самоактуализации, т.е. потребность в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенциалов, воплощении себя. Самоактуализации достигает 1% людей. Эти люди обладают личностными особенностями: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во многих сферах деятельности. Высшие потребности человека отражают его связи с социальными общностями, условия существования и развития социальных систем. Это относится как к потребности социальных групп и общества в целом, так и к потребности каждой отдельной личности, в которых выражается ее социальная сущность. Потребности человека не являются врожденными. Они формируются в процессе освоения человеком социальной действительности, становления его личности. Развитие потребностей происходит через расширение и изменение круга предметов, с которыми взаимодействует человек. Общественное производство материальных благ и духовных ценностей обусловливает развитие общественных потребностей, которые присваиваются индивидами в процессе их социализации, общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества. Эмоциональными проявлениями познавательных потребностей человека являются интересы. Они выступают в качестве побудительного механизма познания. Мотив — предмет, отвечающий потребности человека, побуждающий и направляющий его деятельность. Источником побудительной силы мотива и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. С помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта. Наиболее глубоко и последовательно раскрывал отношения в психологической триаде «потребность—мотив-мотивация—деятельность» А.Н. Леонтьев. Сложные виды деятельности отвечают не одному, а нескольким одновременно взаимодействующим мотивам, образующим систему мотивации действий и поступков человека. Один из мотивов становится основным, ведущим, а другие — подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Окончательное решение «что и как делать?» принимает сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентаций). Весь мотивокомплекс не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, т. е. в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности и в форме общего эмоционального настроения субъекта. Ведущий мотив придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл. Зрелая личность может произвольно и разумно управлять своими мотивами например, убеждениями. Личность способна формировать ведущие мотивы в контексте той или иной ситуации и деятельности, придавая ситуации и деятельности определенный смысл на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей. Мотивами деятельности, поведения являются убеждения, стремления. Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами принципами, мировоззрением. Убеждения — это то, что глубоко прочувствовано, пережито. Стремления — это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы. Мечта - созданный фантазией образ желаемого, побуждающий человека не только созерцать то, что еще предстоит совершить, создать и построить, но и поддерживающий и усиливающий энергию человека. Страсти — мотивы, в которых выражаются потребности, обладающие непреодолимой силой, отодвигающие на задний план в деятельности человек все, что не связано с значимым объектом, и на протяжении длительного времени неизменно определяющие направление мыслей и поступков человека. Идеалы - потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец поведения. Основным предметом изучения психологии деятельности являются действия. Действия – это один из определяющих компонентов деятельности человека, который формируется под влиянием осознанного результата, или цели. В структуру действия входят три основных компонента: принятие решения, реализация, контроль и коррекция. Существует несколько классификаций видов действий. 1. По форме психического отражения различают сенсорные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные действия. 2. По соответствию различным видам деятельности выделяют игровые, учебные, трудовые действия. 3. По степени освоения действия различают внешние и внутренние действия. Мотив активнее направляет деятельность, если он опирается на навыки. Навыки активизируют мотивы, ужесточают их влияние на деятельность, поведение: от силы мотива зависит скорость и устойчивость усвоения навыков. Чем сильнее мотив, тем быстрее усваиваются навыки. В процессе автоматизации действий навыки создаются. К.К.Платонов предложил этапы формирования навыков: I - осмысление навыка - отчетливое понимание цели, но невыразительное представление о способах ее достижения; II - сознательное, но неумелое выполнение - отчетливое понимание того, как нужно выполнять действие, и не совсем точное выполнение его; III - автоматизация навыка - выполнение действия при определенном ослаблении произвольного внимания; исчезновение лишних движений; IV - высокоавтоматизированный навык - точное, экономное, стойкое выполнение действия. В процессе автоматизации навык переходит в привычку. Привычка - это психическое образование, благодаря которому человек имеет возможность выполнять определенное действие автоматически, с точностью и скоростью, без лишних затрат физической и нервной энергии. Операция – способ выполнения действия. Одна и та же операция может входить в структуру разных действий. Например, заучивать стихи можно при подготовке к уроку литературы (при совершении учебного действия) или для тренировки памяти (при совершении мнемического действия). Одно и то же действие может выполняться разными операциями: для подготовки к ответственному выступлению оратор использует способ заучивания текста, но иногда применяет мнемотехнические средства – метод размещения, метод ключевых слов. Операции формируются двумя способами: с помощью подражания и путем автоматизации действий. В отличие от действий операции малоосознаваемы. Психофизиологические основы деятельности образуют особенности протекания различных психических процессов, обеспечивают многозначность взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит формирование психического образа, осуществление и изменение опосредованных им отношений человека с предметным миром.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |