Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы социальных движений




Социальные движения не следует смешивать и с организациями.

Природа социальных движений

Современные социологи, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Например, Р. Тернер определяет социальное дви­жение как «совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротив­ления социальным изменениям в обществе или в социальной группе».

Это определение объединяет широкий круг социальных дви­жений: религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др.

Следует помнить, что социальные движения – это не соци­альные институты.

Социальные институты – относительно устой­чивые и стабильные общественные образования, в то время как социальные движения высокодинамичны и имеют неопределен­ный жизненный цикл.

В большинстве случаев организация является формальным социальным образованием с ярко выраженным официальным членством и фиксированными правилами, инструкциями и жестко закрепленными статусами и ролями. Социальное движение может включать в себя организации, но значительная их часть практически полностью лишена признаков организованности.

Существу­ет несколько следующих наиболее распространенных способов изучения социальных дви­жений:

1) локальное изучение, когда основное внимание уделя­ется внутреннему содержанию движения без учета факторов внеш­ней среды;

2) историческое, или лонгитюдное, изучение, ко­торое охватывает проблемы зарождения и развития социального движения, предполагает рассмотрение его внутреннего содержания и в ходе которого результаты опросов общественного мнения ком­бинируются с изучением документов, газет, архивов и других ис­точников с фиксированной информацией;

3) сравнительное изучение членства в движении, при котором анализируется пове­дение как простых, рядовых членов движений, так и их лидеров, либо статистически (в соответствии с их возрастом, полом, поли­тическим и экономическим статусом, профессией, образованием и другими характеристиками) для определения внутригрупповых свя­зей, либо с помощью интервью и биографического метода для определения их общих чувств и мотивов поведения;

4) изу­чение движений с помощью контент-анализа их отчетов, речей и пропагандистских заявлений лидеров.

Далеко не всегда легко класси­фицировать социальные движения, так как одно движение мо­жет быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут при­обретать различные оттенки, быть более или менее экстремист­скими, носить политический или экономический характер, охва­тывать небольшие социальные группы или крупные социаль­ные единицы (классы, страты) и т.д.

1. Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ог­раниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в состоянии изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения. Каждый участвующий в та­ком движении индивид соглашается с существующей непривле­кательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.

Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую прошлую жизнь. Подобного рода движения отвергают, игнорируют несправедливую действительность и обращают свой взор к славному прошлому и подвигам предков. Такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население.

2. Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую «Утопию», слова утопия и утопический означали общество совершенства, существующее только в человеческом воображении, которое люди пытаются создать практически.

Утопические идеалы жизнестойки и долговечны. Поэтому они могут забываться после распада движения и спус­тя некоторое время вновь возрождаться в других движениях. Очевидно, это происходит потому, что люди никогда не перестанут представлять себе наиболее совершенное общество.

3. Движения реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации. Чтобы индивиды объединились для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких дви­жений должны а) позитивно относиться к порядку в данном обще­стве, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сто­ронах общественного устройства, б) иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо реформы.

В связи с этим можно сказать, что движе­ния реформ в законченном виде возникают лишь в демократиче­ских обществах, когда люди имеют значительную свободу и мо­гут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства.

4. Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильст­венное полное изменение социальной системы, структуры и функ­ций многих основных социальных институтов. Революции сле­дует отличать от государственных или дворцовых переворотов, ко­торые совершаются людьми, стоящими у руля правления и ос­тавляющими институты и систему власти в обществе неизменными.

Если реформаторы стремятся испра­вить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем со­циальном порядке, то революционеры считают, что система не за­служивает того, чтобы ее спасали.

Любое революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Амери­канские исследователи Л. Эдварде и К. Бринтон смогли выделить наиболее типичные стадии успешного развития революционных движений:

1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

2) неспособность интел­лектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их;

3) появление по­буждения к активным действиям, восстанию и социального ми­фа или системы верований, оправдывающих это побуждение;

4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов стра­стей в народе;

6) выход на активные позиции экстремистов и ра­дикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оп­позицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному со­стоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни. По такой схеме в целом протекали французская, китайская и, наконец, российская революции.

Иногда очень трудно классифицировать движение как чисто реформистское или чисто революционное, поскольку и в том, и в другом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до край­не радикальных революционеров, склонных к насильственным действиям.

5. Движения сопротивления. Если революционные движения воз­никают среди людей, которые не удовлетворены тем, что соци­альные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быст­ро. Другими словами, движения сопротивления – это усилия оп­ределенных групп людей, направленные на блокирование возмож­ных или искоренение уже происшедших изменений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.