КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сфера услуг как вид экономической деятельности
10.1. Управленческий анализ деятельности предприятий сферы услуг 10. Вопросы для самопроверки 1. Назовите особенности транспортной отрасли. 2. Охарактеризуйте цель, задачи, направления и источники информации анализа деятельности АТО. 3. В чем проявляется специфика деятельности при общей оценке экономического и финансового состояния транспортной организации? 4. Как проводится анализ выполнения плана и динамики объема перевозок? 5. Раскройте основные аспекты анализа деятельности технической службы транспортной организации. 6. В чем заключаются особенности анализа организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов? 7. Как целесообразно анализировать трудовые ресурсы и эффективность их использования в АТО? 8. Почему при оценке деятельности транспортных организаций уделяется внимание охране природы и использованию природных ресурсов? По каким направлениям должен проводиться такой анализ? Понятие «сфера услуг» весьма обширно. Под него подпадает многочисленный спектр видов хозяйственной деятельности, начиная с парикмахерских и заканчивая такими высокоинтеллектуальными видами деятельности, как программное обеспечение, юридические услуги, экономический консалтинг и т.п. Самая мощная экономическая империя мира — фирма «Microsoft» — является предприятием сферы услуг. Принято общее разделение сферы услуг на производственные (автосервис, ремонт телевизоров) и интеллектуальные непроизводственные услуги (юридическая консультация), хотя данное разграничение подчас весьма условно. Сфере услуг присущи следующие основные особенности. 1. Повышенная роль «человеческого фактора» в ресурсном потенциале организаций сферы услуг. «Стоимость» трудовых ресурсов является неформализуемым компонентом ресурсного потенциала и не включается в состав совокупных активов предприятия. 2. Для предприятий, оказывающих сервисные услуги, такие оборотные активы как «незавершенное производство» и «готовая продукция» имеют специфичный характер. Здесь незавершенное производство — это услуга, находящаяся в стадии исполнения, а готовая продукция — уже оказанная услуга. 3. Понятия «готовая продукция» как определенной стадии финансового цикла не существует, незавершенное производство «перетекает» непосредственно в стадию реализованной продукции (дебиторской задолженности). 4. Длительность производственного цикла в сфере услуг может колебаться от нескольких часов (парикмахерские, фотография, кинотеатры, другие организации бытового и культурно-массового обслуживания) до нескольких месяцев (подрядные организации, работающие по крупным индивидуальным заказам). 5. Структура оборотных активов в целом имеет свои особенности. Основную долю текущих активов занимают активные расчеты (дебиторская задолженность), а в некоторых предприятиях, берущих стопроцентную предоплату за оказываемые услуги, оборотные средства — это в основном текущий остаток денежных средств на расчетном счете и в кассе. 6. Структура обязательств имеет свои особенности. Долгосрочные обязательства (кредиты и займы) в сфере услуг, как правило, отсутствуют. В краткосрочных пассивах задолженность поставщикам и подрядчикам формируется за счет авансов, полученных от заказчиков, и прочей кредиторской задолженности, а для крупных организаций — это в основном обязательства перед субподрядчиками. Следовательно, предприятия сферы услуг, как правило, имеют небольшую величину пассивных расчетов. 7. Предприятия сферы услуг достаточно часто ориентируются на упрощенные формы учета и налогообложения. Все эти особенности делают достаточно сложным формирование единого методологического подхода к проведению анализа деятельности таких предприятий. Поэтому методику проведения анализа целесообразно рассмотреть на примере предприятий одной сферы, занимающихся новым и активно растущим бизнесом — туризмом. Туризм — временные переезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного проживания. Результатом туристического производства является туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туром называется комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Главные виды деятельности в данной области — туроператорская и турагентсткая. Туроператорская деятельность — это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым туроператором. Турагентская деятельность — это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым турагентом. То есть у туроператора есть собственные производственные площади (гостиницы, санаторно-курортные комплексы), услуги по пользованию которыми он сам предлагает своим клиентам, а турагент является лишь посредником при продвижении турпродукта от производителя к конечным потребителям. Основные особенности туристической деятельности: · покупка туристского продукта не является потребностью первой жизненной необходимости и имеет существенную стоимость, поэтому объемы деятельности туристической фирмы во многом определяются уровнем благосостояния населения; · на результаты деятельности туристических фирм существенное влияние оказывают такие факторы, как политическая ситуация, климатические условия в разных странах мира, однако влияние этих факторов довольно сложно запланировать и измерить; · для туристического бизнеса характерна неравномерность распределения спроса на туры во времени. Количество продаваемых путевок во многом зависит от наличия у клиентов свободного от работы времени, его продолжительности и предпочтений периода отдыха. Основными задачами анализа деятельности предприятий торговли являются: · анализ основных показателей туристического бизнеса; · анализ операций с клиентами туристической фирмы; · анализ выбора собственной или арендованной площади туроператором; · анализ выбора собственного или привлеченного транспорта туроператора для турпоездок; · анализ эффективности использования гостиничных площадей: · факторный анализ рентабельности в туристическом бизнесе; · обобщение результатов анализа, выявление резервов и разработка мероприятий по улучшению деятельности. Основные данные для проведения анализа содержатся в: · формах годовой и квартальной бухгалтерской отчетности; · данных бухгалтерского учета; · формах федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Для субъектов малого предпринимательства в сфере туристического бизнеса используется также информация ежеквартального статистического отчета № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |