Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторов

Развитие на основе инновационно-инвестиционных

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (работ, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Виды инновационной деятельности:

– инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);

– пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;

– маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);

– приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

– приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);

– производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

Следует разграничить понятия «новшество» и «инновация».

Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить распространение инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты.

Инновация – конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для продажи. На «входе» предприятия как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» предприятия будут только новшества как товары.

Новшества могут быть покупные или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую фирмой продукцию (выполняемую услугу), т.е. превращения в форму инновации.

На современном этапе предприятия стремятся увеличивать удельный вес новшеств, реализованных в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в данной сфере и диктовать покупателям и конкурентам свою политику.

Под инвестиционной деятельностью понимается последовательность действий инвестора по выбору и созданию инвестиционного объекта, его эксплуатации, а иногда – ликвидации, по осуществлению необходимых дополнительных вложений и привлечению (в случае необходимости) внешнего финансирования.

Инвестиционная деятельность подразумевает наличие множества участников. В качества ее субъектов выступают, с одной стороны, банки, финансовые компании, а также частные инвесторы, государство и другие инвестиционные институты, т.е. участники, обладающие свободными инвестиционными ресурсами, с другой – предприятия и организации, испытывающие потребность в этих ресурсах.

Под инвестиционным объектом понимается объект предпринимательской деятельности, на который направлены инвестиции. Инвестиционный объект существует исключительно в процессе проведения инвестиционной деятельности и представляет для инвестора интерес только в той мере6, в которой обеспечивает удовлетворение его целей. Поэтому инвестиционный объект представляет для инвестора временный интерес: объект продается или ликвидируется, как только перестает соответствовать поставленным целям.

Осуществление инвестиционной деятельности при определенных условиях требует участия посредников, задача которых обеспечить взаимодействие инвестиционных институтов с потребителями инвестиционных ресурсов.

В процессе анализа и оценки инвестиционной деятельности тесно переплетаются понятия «инвестирование» и «финансирование». С формальной точки зрения инвестирование всегда начинается с расходования денежных средств, а финансирование предполагает наличие или поступление средств в начале осуществления соответствующего проекта.

Поэтому процесс инвестирования начинается с расходования собственных или заемных средств и предусматривает в будущем превышение доходов над расходами в результате сделанных инвестиций. Финансирование же предполагает наличие собственных средств или их поступление из внешних источников, которые инвестор использует в настоящее время, но в будущем должен возвратить с процентами, если получил их в кредит. С точки зрения заемщика, кредитная сделка являет собой финансирование его деятельности, т.е. получение им определенной суммы денежных средств и использование ее по собственному усмотрению при условии обязательной возвратности и выплаты процентов (плата за пользование кредитными ресурсами). Для кредитора денежные средства, передаваемые заемщику на определенный срок на условиях возвратности с целью получения платы за пользование средствами в форме процентов, представляет собой инвестирование его капитала с целью получения гарантированных доходов.

Глобальной целью инновационно-инвестиционных решений является выбор проектов, которые обеспечат будущий приток ре­альных денежных средств, превышающий первоначальные инве­стиции.

Методология управления инвестиционными процессами или проектами включает следующие этапы:

– планирование инвестиционного процесса – состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе детализации инвестиционных операций;

– реализация инвестиционного проекта, включающая образование управленческой структуры проекта и функционально-целевое распределение обязанностей участников проекта, собственно инвестирование (осуществление производства, сбыта, финансирования);

– текущий контроль и регулирование инвестиционного процесса на всех его стадиях – от первоначального инвестирования до ликвидации;

– оценка и анализ качества исполнения проекта и его соответствия поставленным целям.

Источниками финансовых средств для инвестиций являются: собственные (амортизационные отчисления, отчисления от прибыли на инвестиционные потребности и др.) и привлекаемые из вне (кредиты банка, средства внебюджетных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ и пенсионных фондов).

Основные направления инвестиционной политики предприятия:

– инвестиции, направляемые на повышение эффективности деятельности предприятия. Целью этих инвестиций является создание условий для снижения затрат предприятия за счет замены устаревшего оборудования, переобучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства и сбыта.

– инвестиции в расширение производства. Их цель состоит в расширении объемов выпуска товаров и услуг для сформировавшихся рынков в рамках существующих производств.

– инвестиции в создание новых производств. Они предназначены для создания совершенно новых мощностей освоения новых технологий для выпуска товаров и услуг, ранее данной фирмой не производившихся.

– инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления (новых экологических норм или стандартов безопасности).

С точки зрения экономической конъюнктуры возможны два типа инвестиционной стратегии фирмы:

– пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают сохранение величины показателей экономической рентабельности данной фирмы;

– активные инвестиции, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и прибыльность ее операций по сравнению с уже достигнутыми уровнями. Это происходит за счет внедрения новых технологий, организации выпуска конкурентоспособной продукции, завоевания новых рынков сбыта и поглощения конкурирующих фирм.

Инвестиционный проект – планируемая и осуществляемая система мероприятий по вложению капитала в создаваемые или модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, а также в иные виды предпринимательской деятельности с целью ее сохранения и расширения.

Инвестиционные проекты классифицируются по следующим признакам:

– по величине привлекаемых инвестиционных средств;

– по длительности исполнения (краткосрочные, среднесрочные, длительные);

– по интенсивности вложений средств (например, крупные инвестиции на короткий период окупаемости, этапно-прерывистый период и др.);

– по типу комплементарности при наличии групповых отношений между проектами (независимые инвестиционные проекты, взаимозависимые и взаимообусловленные, дополнительные, альтернативные);

– по типу эффекта (сокращение затрат, наличие социального эффекта, повышение конкурентоспособности и т.п.);

– по способам финансово-денежных расчетов с инвесторами.

Различают малые инвестиционные проекты, краткосрочные, монопроекты, мультипроекты, мегапроекты и международные проекты.

Малые инвестиционные проекты ограничены по объемам инвестиций и допускают ряд упрощений в процедурах проектирования и реализации.

Монопректы имеют четко очерченные ресурсные, временные и другие рамки.

Мультипроекты как самостоятельная разновидность инвестиционных проектов выделяются в тех случаях, когда несколько взаимосвязанных проектов выполняются по единому замыслу.

Международные проекты отличается значительной сложностью и стоимостью, основаны на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров.

Мегапроекты – это целевые программы, содержащие большое количество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и сроками исполнения.

Инвестиционные проекты различаются по степени риска (рисунок 29).

Тип 1 Инвестиции в создание новых производств Тип 2 Инвестиции в расширение производства Тип 3 Инвестиции в повышение эффективности Тип 4 Инвестиции в целях удовлетворения требований государственных органов
Высокий уровень риска Низкий уровень риска

Рисунок 29 – Связь между типом инвестиций и уровнем риска

Сравнение различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) и выбор лучшего из них проводится с использованием показателей:

1)чистого дисконтированного дохода;

2)индекса рентабельности;

3)внутренней нормы доходности;

4)срока окупаемости капитальных вложений.

1 Чистый дисконтированный доход (ЧДД) представляет собой величину разностей результатов от проекта и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.

 

, (97)

 

где Тр – расчетный период;

Рt – результат в t-й год;

Зt – затраты в t-й год;

И t – сумма инвестиций (капитальные вложения);

αt – коэффициент дисконтирования.

Коэффициент дисконтирования определяется по формуле:

(98)

где Е – ставка дисконтирования.

Если ЧДД > 0, то проект можно принять; если ЧДД < 0, то проект следует отклонить; если ЧДД = 0, то проект ни прибыльный и не убыточный.

Достоинства показателя: прост в расчетах, позволяет оценить на сколько возрастет ценность фирмы или богатство инвестора за расчетный период.

Недостаток показателя: не показывает относительную меру роста или богатства инвестора.

2 Индекс рентабельности (JR), представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.

. (99)

 

Индекс рентабельности тесно связан с ЧДД, если ЧДД положителен, то индекс рентабельности JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 – неэффективен.

Если JR > 1, то проект можно принять; если JR < 1, то проект следует отклонить; если JR = 1, то проект ни прибыльный и не убыточный.

Достоинства показателя: прост в расчетах, показывает относительную меру роста богатства инвестора за расчетный период. Его можно использовать для ранжирования проектов.

Недостаток показателя: не показывает абсолютную величину богатства инвестора, не учитывает размер проекта (большой или маленький).

Предпочтение в условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться тем проектам, для которых наиболее высок индекс рентабельности.

3 Внутренняя норма доходностив) представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной вложениям в проект, при котором ЧДД=0. В этом случае доходы и затраты на проект определяются путем приведения к расчетному моменту времени.

 

. (100)

 

Для определения внутренней нормы доходности ставку дисконтирования увеличивают на 0,01 % при положительном значении ЧДД, а при отрицательном значении ЧДД с тем же шагом уменьшают, пока ЧДД не достигнет нуля или ближайшего к нулю положительного или отрицательного значения. Если ЧДД достигнет ближайшего к нулю положительного или отрицательного значения, то внутреннюю норму доходности можно рассчитать:

 

(101)

 

где Еп, Е0 – ставки дисконтирования соответственно при положительном и отрицательном значениях ЧДД;

ЧДДп, ЧДД0 – соответственно положительное и отрицательное значение ЧДД.

Если Ев > Е, то проект можно принять; если Ев < Е, то проект следует отклонить; если Ев = Е, то проект ни прибыльный и не убыточный.

Получаемую расчетную величину Ев сравнивают с требуемой инвестором нормой доходности. Если проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение Ев указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным. В случае, когда имеет место финансирование из других источников, то нижняя граница значения Ев соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая взвешенная величина плат за пользование авансируемым капиталом.

Пример. Для реализации крупного изобретения потребовалось привлечь долгосрочные кредиты, акции и часть госбюджетных ассигнований. Доля перечисленных источников и годовое начисление на них представлены в таблице 11.

 

Таблица 11 – Источники финансирования

Источники финансирования Доля, % Начисление в год, %
Долгосрочные кредиты 40,0 12,0
Акции 40,0 15,0
Бюджетные средства 20,0 -
Итого 100,0  

Цена авансируемого капитала, соответствующая минимальному Ев, составляет (12 · 40 + 15 · 40) = 10,8% или 0,11.

Достоинства показателя:

– показывает минимальную доходность, которую может обеспечить проект оставаясь безубыточным;

– показывает максимально допустимое значение стоимости капитала;

– позволяет получить относительную оценку привлекательности проекта (чем больше Ев тем больше привлекательности внедрения проекта), однако в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов часто предпочтение отдается ЧДД.

Ограничения в использовании показателя:

– ограниченность в выборе из альтернативных проектов (равные значения внутренней нормы доходности не означают их равноценность для внедрения; проект с наибольшим значением Ев не обязательно обеспечивает наибольшее значении ЧДД);

– при лимитировании капитальных вложений выбор проектов должен строиться по методу индекса доходности;

– отсутствие Ев (существуют проекты, где ЧДД всегда положительное, следовательно Ев не найти);

– внутреннюю норму доходности сложно использовать при необходимости учета временной структуры процентной ставки, то есть когда ставка дисконтирования изменяется по годам.

За рубежом расчет внутренней нормы доходности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа проектов. Для дальнейшего анализа отбирают те проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15-20%.

Вместе с тем норма дисконта при определении ЧДД определя­ется другими методическими подходами. Формально при оценке коммерческой эффективности инвестиционного проекта каждый инвестор имеет право самостоятельно устанавливать норму годового дохода на вложенный капитал, т.е. каждый хозяйствующий субъект использует индивидуальную норму дисконта.

Однако экономически обоснованные подходы предполагают оп­ределение нижней и верхней границы нормы дисконта, в интервале которых и следует устанавливать конкретный уровень доходности капитала.

Очевидно, что нижняя граница нормы дисконта должна форми­роваться исходя из уровня банковских процентов по депозитным вкладам и процентов по заемным средствам (долгосрочные креди­ты), а также из соотношения собственных и заемных средств для финансирования инвестиционного проекта. Расчетная формула может быть представлена в следующем виде:

, (102)

где Ен – нижний уровень нормы дисконта, доли единицы;

Ед – банковский процент по депозитным вкладам, доли единицы;

Ек – кредитный процент по заемным средствам, доли единицы;

Кс – сумма собственного капитала, руб.;

Кз – сумма заемного капитала, руб.

Действительно, при норме дисконта ниже уровня Ен инвесторы предпочитают размещать денежные средства в банках и не вклады­вать их непосредственно в производство.

Верхний предел нормы дисконта определяется внутренней нор­мой доходности. Экономический смысл этого заключается в сле­дующем: если весь проект осуществляется только за счет заемных средств, то Евн равна максимальному проценту, под который можно взять кредит, чтобы иметь возможность расплатиться за него из до­ходов при реализации проекта.

Отсюда следует, что если Е выше Евн, то встает вопрос о целе­сообразности разработки и осуществления проекта вследствие не­приемлемости условий инвестора по норме дохода на капитал.

По-видимому, оптимальным вариантом для выбора нормы дис­конта может быть среднее значение:

. (103)

4 Срок окупаемости Ток – это период времени, за который чистые денежные поступления в результате реализации проекта покроют все затраты. Или период времени, по истечению которого сумма чистых денежных поступлений, возникающих в результате реализации проекта, становится равной капитальным вложениям.

Если денежные поступления одинаковы по годам расчетного периода в течение всего периода жизни проекта, то срок окупаемости равен отношению объема инвестиций к сумме ежегодных чистых денежных поступлений (Д). Формула срока окупаемости (Т):

 

. (104)

Если денежные поступления из года в год не постоянные, т.е. разные по годам расчетного периода, то срок окупаемости определяется суммированием денежных поступлений в течение ряда лет до тех пор, пока их общая сумма не станет равной инвестиционным издержкам (капитальным вложениям).

Пример 6. Инвестиционный проект требует капитальных вложений 150 млн.руб. и в течении 5 лет приводит к следующим денежным поступлениям (таблица 6). Определить срок окупаемости.

Таблица 12 – Расчет срока окупаемости проекта

Годы Денежные поступления, млн.руб. Кумулятивные денежные поступления, млн. руб. Суммы, остающиеся к возврату, млн.руб.
      150-30=120
      150-70=80
      150-120=30
       
       

Срок окупаемости составляет: Ток=3+20/(50/12)=3 года 5 мес.

Преимущества метода:

– простота расчетов;

– возможность ранжировать проекты по срокам окупаемости, а следовательно и по степени риска;

– метод дает представление в течении какого периода времени инвестор будет рисковать своим капиталом.

Недостатки метода:

1) срок окупаемости не учитывает денежные поступления, получаемы в результате инвестиционного проекта за пределами срока окупаемости.

Пример. Рассмотрим два проекта (таблица 13):

Таблица 13 – Сравнительная характеристика двух проектов

  Проект А, тыс.руб. Проект В, тыс.руб.
Инвестиции    
Денежные поступления:    
1 год    
2 год    
3 год    
4 год    
5 год    
Итого    

ТокА = 3 + 3000/(20000/12)=3 года 2 мес.;

ТокВ = 2 + 5000/(10000/12)=2 года 6 мес.

2) не учитывается разница во времени денежных поступлений до срока окупаемости (не учитывается временная ценность денег). Однако, этот недостаток легко устранить, рассчитывая денежные поступления с использованием коэффициента дисконтирования.

Пример 8. Исходные данные приведены в таблице 12.

Таблица 14 – Расчет срока окупаемости проекта с учетом дисконтирования, млн.руб.

Годы Денежные поступления Е=15% Текущая стоимость
Денежные поступления Кумулятивные денежные поступления
    0,87 26,1 26,1
    0,756 30,24 56,34
    0,658 32,90 89,24
    0,572 28,6 117,84
    0,497 24,85 142,69

Данный проект следует отклонить.

3) установленный заранее нормативный срок окупаемости может колебаться в значительных пределах и зависит от различных факторов. Он устанавливается часто интуитивно без должного теоретического обоснования и может привести к отказу от более экономических выгодных проектов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники финансирования инвестиций | Цели и задачи предпринимательства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.