КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление движением товаров и запасами
Управление материально-техническими ресурсами Товародвижением называется система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей. Под планированием товародвижения понимают систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок. Товародвижение является инструментом стимулирования спроса. Мерой эффективности системы товародвижения служит отношение затрат фирмы к ее результатам. Основной результат, который достигается в системе товародвижения, – это уровень обслуживания потребителей. Данный показатель зависит от многих факторов: скорости исполнения и доставки заказа, качества поставленной продукции, оказания различного рода услуг покупателям по установке, ремонту и поставке запасных частей и др. Результаты планирования товародвижения оказывают влияние на маркетинговые программы фирмы и принятие правильных решений по выбору каналов сбыта продукции. Важной особенностью планирования товародвижения является верное определение фирмы организации торговли. При этом следует правильно выбрать канал товародвижения – прямой или с участием посредника. При выборе канала товародвижения основным условием является его доступность для изготовителя. Для этого необходимо провести сравнительную характеристику затрат предприятия на возможные каналы сбыта. В эти затраты входят: расходы на подбор и обучение сбытового персонала; административные расходы; затраты на рекламу и стимулирование сбыта, на организацию товародвижения, включая расходы на транспортировку, складское хозяйство; уровень комиссионных выплат. Сравнительная оценка стоимости отдельных каналов сбыта должна также увязываться с перспективами роста объемов реализации товаров. Процесс организации товародвижения включает следующие этапы: – выбор места хранения запасов и способа складирования; – определение системы перемещения грузов; – введение системы управления запасами; – установление процедуры обработки заказов; – выбор способов транспортировки продукции. При эффективной организации товародвижения каждый из этих этапов планируется как неотъемлемая часть уравновешенной и логически построенной общей системы, все элементы, которой взаимосвязаны. Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Материальные запасы – это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. Материальный поток на пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке. Причём, управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику. На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создаётся два вида запасов: 1 Запасы производственные – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса. 2 Запасы товарные – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако пустит его в производство покупатель). Функции запасов: 1 Удовлетворить ожидаемый спрос. 2 Обеспечить потребности производства. 3 Защитить от исчерпания ресурсы. 4 Защитить от увеличения цен или использовать преимущества количественных скидок. Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Основными видами затрат, связанных с содержанием запасов являются: – замороженные финансовые средства; – расходы на содержание специально оборудованных помещений; – оплата труда специального персонала; – постоянный риск порчи, хищения. Наличие запасов – это расходы, отсутствие запасов – это тоже расходы, но выраженные в форме разнообразных потерь, к которым относят: – потери от простоя производства; – потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса; – потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и другие. Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определёнными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, так как отсутствие запасов может привести к потери прибыли. Основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы: – вероятность нарушения установленного графика поставок; – возможность колебания спроса; – сезонные колебания производства некоторых видов товаров; – скидки за покупку крупной партии товаров; – цена на некоторые товары может резко возрасти; – издержки, связанные с оформлением заказа; – возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению; – возможность немедленного обслуживания покупателей (т.е. выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса); – сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей; – упрощение процесса управления производством (т.е. создание запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия). Запасы – это резерв материальных ценностей предприятия. Основная особенность, определяющая метод планирования и контроля запасов – характер спроса на эти запасы. Спрос может быть: 1) зависимым – спрос на такие единицы хранения, которые требуются в производстве конечного продукта (материалы, комплектующие); 2) независимым – спрос на готовую продукцию. Управление запасами имеет два основных аспекта. Один относится к уровню обслуживания потребителей, т.е. к способности производить нужный товар в достаточном количестве, в нужное время и в нужном месте. Другой аспект связан со стоимостью заказа и поддержания запасов. Основная цель управления запасами – достичь удовлетворенного уровня обслуживания потребителей, в то же время удерживая расходы на поддержание запасов в разумных пределах, т.е. когда и сколько заказывать. Управление производством имеет две основные функции, связанные с запасами: 1 Установить систему учета и контроля за хранящимися запасами. 2 Определять когда и сколько заказывать. Основные черты эффективного менеджмента: – система отслеживания и учета наличных запасов и заказов в стадии исполнения; – надежное прогнозирование спроса, включая определение возможной ошибки прогноза; – информация о сроках производства и доставки, и о их возможных изменениях; – разумные оценки стоимости поддержания запасов, стоимости заказов, расходов из-за недостаточных запасов; – система классификации для запасов. Системы учета запасов бывают: 1 Периодическая. В периодической системе физический подсчет составляющих в запасах производится через определенные периоды времени (раз в неделю, раз в месяц), для того чтобы определить объем заказов по каждому наименованию. Преимущество данной системы заключается в том, что заказы на большинство товаров производятся одновременно, это дает экономию расходов на осуществление и доставку заказов. Недостатки: – отсутствие контроля над запасами в периоды в между проверками; – необходимость поддерживать резервный запас на случай нехватки товаров; – приходится определять нужный объем и заказывать товары при каждой новой проверке запасов. 2 Непрерывная (или постоянно действующая). Данная система постоянно и непрерывно отслеживает все изменения в запасах, следовательно, такая система может представить информацию о текущем уровне запасов на любой момент времени. Когда объем наличных запасов достигает заранее определенного минимума, то производится пополнение на фиксированное количество Q. Преимущества: – контроль за уровнем запасов, обеспеченный постоянным отслеживанием запасов; – фиксированный объем возобновления запасов; – руководство предприятия может определить объем экономичной партии заказа. Один из недостатков – дополнительные расходы на ведение учетной документации. Однако, все же необходимо периодически осуществлять физический подсчет запасов, чтобы корректировать учетные данные, для учета возможных ошибок, мелких хищений, порчи и других факторов, которые могут снизить действительный объем запасов. Пример постоянного отслеживания изменений уровня запасов – банковские операции типа ведения текущего счета клиента (поступление и снятие сумм со счета). С созданием и поддержанием материальных запасов связаны три основных вида расходов: 1 Стоимость хранения (складские расходы) – расходы, связанные с содержанием товара на складе (в запасе). 2 Стоимость выполнения заказа – это стоимость оформления и получения заказа (определение нужного объема заказа, оформление счетов-фактур, проверка партии поставки на качество и количество, перемещение запасов на временное хранение). Стоимость выполнения заказа – это, как правило, фиксированная денежная сумма за заказ независимо от размера партии. 3 Издержки, связанные с нехваткой наличного запаса. Возникают в случае, когда спрос превышают наличные запасы; часто выражаются как нереализованная (неполученная) прибыль на единицу продукции. При управлении запасами важно учитывать, что хранимые товары существенно различаются с точки зрения денежных вложений, потенциальной прибыли, объема, возможного ущерба от нехватки и недостачи. В этой связи целесообразно распределять усилия по управлению запасами в соответствии с относительной важностью предметов хранения. Метод А-В-С классифицирует запасы по какому-то определенному показателю важности, обычно по годовому использованию данного товара в денежном выражении (т.е. денежная стоимость единицы товара на складе, умноженная на годовой показатель использования данного товара). Как правило, используются три класса предметов: А (очень важные), В (предметы средней степени важности), С (наименее важные). Как правило, класс А составляет 15-20 % из общего числа предметов по объему и 60-70 % по цене. Предметы класса С могут составлять до 60 % по объему хранения и всего лишь около 10% по цене (рисунок 37). Рисунок 37 – Типичная классификация относительной денежной стоимости и объема запасов по категориям, с использованием метода А-В-С
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |