Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Окончательное, полное погашение кредита




Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.

В настоящее время структура кредитной системы РФ состоит из трех ярусов:

1)Центральный банк;

2)банковская система:

—коммерческие банки;

—сберегательные банки;

—ипотечные банки.

3)специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

—страховые компании;

—инвестиционные фонды;

—пенсионные фонды;

—финансово-строительные компании и прочее.

Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночной экономики и все больше приспосабливается к процессу новых экономических реформ.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях:

—продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения(банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов;

—коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к

необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны банковской системы РФ нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Что такое кредитные союзы и есть ли они в России?

2. Какие типы кредитных систем Вы знаете?

 

 

Литература

1. Грязнова А. Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. – М., 2002.

2. Харрис Л. Денежная теория. – М.: Прогресс, 1990.

 

 

Вопросы

1. Что такое кредитная система?

2. Кредитный механизм.

3. Организация кредитования.

4. Кредитная политика.

5. Этапы процесса кредитования.

6. Кредитная заявка.

7. Кредитный риск.

8. Исполнение кредитных обязательств.

9. Управление кредитным процессом.

10. Элементы кредитной системы.

 

 

ЛЕКЦИЯ 19 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Необходимость развития банковской системы определяется потребностями:

- борьба с ростовщичеством, удешевлением стоимости кредитования;

- распространение безналичных расчетов;

- конвертация видов и форм денег;

- ускорение оборота общественного капитала;

- эффективное использование свободных денежных средств;

- усилившийся дефицит государственного бюджета и поиск более дешевых внутренних источников заимствования;

- проведение реформ в области государственного управления финансами.

С виду ростовщический капитал похож на ссудный, так как и то и другое - капитал, приносящий процент.

Ростовщический капитал не обслуживает важнейшие потребности, связанные с его производительным использованием. Займы от ростовщиков - это покупательное или платежное средство для приобретения предметов роскоши, уплаты налогов или ренты и т. п. Ростовщический капитал служит не умножению общественного богатства и капитала, а их перераспределению. Такой капитал предоставляется под более высокий процент, чем ссудный капитал.

В процессе функционирования банковский капитал, понижая процент по ссуде, сокращает поле для ростовщической деятельности и изживает ее. Банки в отличие от ростовщиков оперировали чужими деньгами - государственными средствами или средствами своих клиентов.

При получении ростовщической и банковской ссуд преследуются разные индивидуальные цели. Цель промышленного капиталиста — присвоение прибыли не ниже средней с таким расчетом, чтобы получить предпринимательский доход. Индивидуальной целью получения ссуды у ростовщика часто является выживание, в лучшем случае — приобщение к рыночным отношениям. Ссудный капитал способствует распространению товарно-денежных отношений в капиталистической форме. Ростовщичество вело к капиталистическим отношениям за счет накопления крупных денежных сумм в руках отдельных лиц и лишения собственности других.

Банковская система Российской Федерации прошла ряд этапов.

1. Первый этап (до конца 1993 г.) - значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных спецбанков - Сбербанка, Промстройбанка, Мосбизнесбанка и ряда других. На данном этапе коммерческие банки сформировали своеобразный механизм приспособления к конкурентной среде и извлечения прибыли. Он был связан с гиперинфляцией 1992-1993 гг. и значительных инфляционных ожиданий в 1994 г.В результате была отрицательная ставка ссудного процента. Деятельность многих коммерческих банков заключалась в следующем: принять вклады в рублях, конвертировать их в доллары, дождаться очередного значительного обесценения рубля, когда процент по вкладам станет отрицательным, конвертировать доллары в рубли и расплатиться по вкладам. Главными источниками дешевых и бесплатных обязательств (реальная ставка процента была отрицательной) выступали средства в расчетах, бюджетные средства и депозиты до востребования.

2. Второй этап (1994 - середина 1995 г.) - появилось значительное число вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского капитала в этот период достигает наименьшего значения. Развитию кредитных учреждений способствовала высокая инфляция, что позволяло банкам получать значительные прибыли без реального развития квалифицированного управления. Банки на данном периоде практически не занимались долгосрочным кредитованием предприятий, так как проценты по кредитам фактически не компенсировали инфляции. Но падение темпов инфляции и кризис (24 августа 1995 г.) привели к банкротству большого числа мелких и средних банков, перевели развитие системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала.

3.Третий этап (с сентября 1995 г. по 1997 г.) - характерно уменьшение доли валютных обязательств по сравнению с предыдущим этапом (с 20%до 10-20%), снижение доли кредитов и одновременно рост государственных обязательств. Это было связано с развитием рынка ценных бумаг. Государство стало выступать в качестве главного заемщика финансовых ресурсов у коммерческих банков. Остатки бюджетных средств на счетах банков —агентов по обслуживанию бюджетных счетов активно использовались для покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с переменным купоном (ГКО - ОФЗ).

4.Четвертый этап (с начала 1997 г. по август 1998 г.). Происходит активизация слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Этот этап связан также с началом переориентации многих банков на работу с реальным сектором экономики.

Для этого периода характерно активное встраивание в банковский сектор страховых компаний, в связи с чем использовались различные формы - от соглашений о стратегическом партнерстве до перекрестного владения неконтрольным пакетом акций.

5. Пятый этап (август 1998 - середина 1999 г.) начался с самого крупного банковского кризиса в современной России. Отказ Правительства отвечать по своим финансовым обязательствам в виде ГКО — ОФЗ разрушительно сказался на крупнейших системообразующих банках, основных держателях государственных ценных бумаг. Отток ресурсной базы и, прежде всего, изъятие валютных вкладов сберегателями практически на месяц парализовали банковскую систему. Относительным оплотом надежности оказались малые и средние банки, не имевшие валютных вкладов и обладавшие небольшой долей ГКО - ОФЗ в активах. Банковский кризис быстро трансформировался в валютный и далее в финансовый кризис, привел к глубокому социально-экономическому упадку общества.

6. Шестой этап характеризуется законодательным обеспечением реструктуризации банков, ликвидацией банков-банкротов, реструктуризацией внешней задолженности банков. Российская банковская система постепенно освобождается от банков, созданных в течение десятилетия, предшествующего банковскому кризису, и практически не работавших на банковском рынке. Круг реальных участников российского рынка банковских услуг в целом сформировался, а рынок в основном поделен между ними. Продолжительной тенденцией развития банковской системы является расширение ресурсной базы кредитных организаций. Сформировалась устойчивая тенденция к росту остатков средств, привлеченных на счета физических лиц, что служит индикатором повышения доверия населения к банковскому сектору.

Необходима дальнейшая реструктуризация банковской системы и ускорение роста банковской системы по сравнению с другими секторами экономики.

В первой половине 1990 г. был создан Государственный банк РСФСР, а в конце года принят Закон о Центральном банке Российской Федерации (Банке России), согласно которому он стал главным Банком РСФСР, подотчетным Верховному Совету РСФСР. В Законе были определены функции Банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В этом же году были приняты Законы «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». Предполагалось создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющей функции резервной системы, в которую входили бы Госбанк СССР и учреждаемые в это время на базе республиканских контор банка национальные банки1. В ноябре 1991 г. Центральный банк стал единственным на территории страны органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики.

В Российской Федерации имущество Банка России является федеральной собственностью, т. е. Банк России владеет, пользуется и распоряжается имуществом, включая золотовалютные резервы. Банк России не отвечает по обязательствам государства, и наоборот. Свои расходы Банк России осуществляет за счет собственных доходов.

Особенность организационно-правовой формы Банка России связана с двойственной природой, присущей всем центральным банкам:

-выступает в роли государственного органа, проводящего политику в финансовой сфере, которая связана с совершением сделок на финансовых рынках;

-выступает в роли банка - субъекта коммерческой деятельности. Кроме того, Центральный банк является монополистом в эмиссионной сфере. Чтобы контролировать действия банка в интересах общества, государство как собственник ограничивает его права владения:

- защищает обеспечение устойчивости рубля;

- развивает и укрепляет банковскую систему РФ;

- обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы.

К основным критериям независимости Центрального банка можно отнести следующие:

1) назначение руководства, Председателя или управляющего Центральным банком. Управляющего могут назначать:

- правление Банка;

- законодательная власть, парламент;

- исполнительная и законодательная власть;

- коллективная исполнительная власть (правительство);

- и др.

От того, кто будет назначать, будет определяться степень независимости банка;

2) срок пребывания в должности управляющего и членов правления.

Чем больше срок, тем более независим управляющий Центральным банком.

3). взаимоотношения между Центральным банком и Правительством, законодательная ответственность Центрального банка.

Независимость Центрального банка определяется возможностью Правительства, Министерства финансов участвовать в управлении и принятии решений, а также тем, в какой степени деятельность банка регулируется законом;

4) процедура формирования денежно-кредитной политики; Важное значение определяет тот, кто формирует политику.

5) цели политики, установленные Законом.

Чем больше целей с потенциально конфликтной направленностью указано в законах, регулирующих деятельность Центрального банка, тем менее независим Центральный банк;

6) прямые указания органов государственной власти;

7) ограничения на предоставление кредитов Правительству.

В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура Банка России включает:

1) национальный банковский совет. В его компетенцию входят:

- утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета;

- решение вопросов об участии ЦБР в капиталах кредитных организаций, назначение главного аудитора и определение аудиторской организации;

- внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности банка и его структурных подразделений;

- рассмотрение проекта и основных направлений кредитно-денежной политики;

-рассмотрение вопросов совершенствования деятельности банковской системы;

2) Председателя Банка России, который назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать данную должность более трех сроков подряд. Председатель Банка России несет полную ответственность за деятельность Банка;

3) совет директоров. Он разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений денежно-кредитной политики. В его компетенцию входят:

—принятие решений об определении лимитов операций на открытом рынке и об изменении процентных ставок БР;

—принятие решений о величине резервных требований и о применении прямых количественных ограничений;

—принятие решений о порядке формирования резервов кредитными организациями и об установлении им обязательных нормативов;

4)центральный аппарат включает 22 департамента, каждый из которых является функциональным подразделением по основным направлениям деятельности. Сотрудники центрального аппарата анализируют экономические события, состояние банковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно-кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений совета директоров и председателя Банка России;

5) территориальные учреждения включают 60 главных управлений и19 национальных банков. Территориальные учреждения организуют денежное обращение, надзор и контроль, проводят экономический анализ;

6) расчетно-кассовые центры проводят межбанковские платежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно-кассовое обслуживание счетов

7)другие организации.

Банк России осуществляет следующие основные функции:

—обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

—обслуживание государственного долга, организует размещение, выплату доходов и погашение долговых обязательств Правительства;

—осуществляет межбанковские платежи и расчеты;

—кредитует платежеспособные, но временно неликвидные банки;

—осуществляет банковское регулирование и надзор за соблюдением банками законодательства, нормативных актов и установления банковских операций, ведения бухгалтерского учета и отчетности;

—банк наделен монопольным правом эмиссии наличных денег.

Инструменты денежно-кредитной политики - это операции, способы, при помощи которых Центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. Это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. В основной набор таких инструментов входят:

—операции на открытом рынке — метод, заключающийся в покупке или продаже Центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;

—рефинансирование банков и процентные ставки по операциям Центрального банка;

—резервные требования;

—депозитные операции - операции кредитных учреждений по привлечению денежных средств во вклады и их размещение в межбанковские кредиты;

—прямые количественные ограничения.

Открытый рынок — это операции Центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг на вторичном рынке. Покупки на открытом рынке оплачиваются Центральным банком увеличением резервного счета банка продавца. Суммарные денежные резервы банковской системы увеличиваются, что, в свою очередь, приводит к росту денежной массы. Продажи Центральным банком бумаг открытого рынка приведут к обратному эффекту: суммарные резервы банков уменьшаются и уменьшается при прочих равных условиях денежная масса. Поскольку Центральный банк является крупнейшем дилером открытого рынка, постольку увеличение объема операций по купле-продаже приведет к изменению цены и доходности бумаг. Следовательно, Центральный банк может влиять таким образом на процентные ставки. Это самый лучший инструмент, однако его эффективность снижается тем, что ожидания участников рынка не вполне предсказуемы. Преимущества данного метода:

1)Центральный банк может контролировать объем операций;

2)операции довольно точны, можно изменить банковские резервы на любую заданную величину;

3)операции обратимы, поскольку любая ошибка может быть исправлена обратной сделкой;

4)рынок ликвиден и скорость проведения операций высока ине зависит от административных проволочек.

На открытом рынке центральные банки используют два основных вида операций:

1) прямые сделки - покупка-продажа бумаг с немедленной поставкой. Процентные ставки устанавливаются на аукционе. Покупатель становится собственником бумаг, которые не имеют срока погашения;

2) сделки репо - проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьировать.

По типам операции открытого рынка делятся:

1) динамические операции - направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки;

2) защитные операции - проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки репо.

Применение операций открытого рынка зависит от уровня развития, институциональной среды и степени ликвидности рынка государственных ценных бумаг. В качестве аналога операций на открытом рынке Банк России использует также валютные интервенции.

Валютные интервенции — покупка-продажа иностранной валюты на внутреннем рынке для увеличения или стерилизации денежной массы. Они воздействуют на курс рубля по отношению к доллару. Продажа долларов Центральным банком приведет к повышению курса рубля, покупка - к его понижению. Если Центральный банк проводит валютные интервенции с целью корректировки краткосрочных колебаний валютного курса, тогда он теряет контроль над банковскими резервами и соответственно над предложением денег. Банк России планирует помимо валютных интервенций использовать более гибкий инструмент - валютные свопы.

Валютные свопы - это операции купли-продажи валюты на условиях немедленной поставки с одновременной обратной срочной сделкой. Они позволяют корректировать уровень ликвидности валютного рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.

Рефинансирование банков - инструмент денежно-кредитной политики, когда Центральный банк предоставляет ссуду банку, счет этого банка в Центральном банке кредитуется. Пассивная часть баланса Центрального банка увеличивается, и суммарные резервы в банковской системе возрастают. Увеличиваются активы Центрального банка на сумму ссуды. В итоге прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег, сокращение - уменьшает.

Центральный банк может влиять на объем рефинансирования двумя способами:

- воздействуя на величину процентной ставки по кредитам;

- воздействуя на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования.

Политика рефинансирования воздействует на объемы кредитования банков через механизм выдачи ссуд и предполагает определение Центральным банком целей, форм, условий и сроков кредитования. Кредитное рефинансирование также используется как инструмент стабилизации

банковской системы. Это наиболее эффективный способ предоставления дополнительных резервов и соответственно ликвидности банкам в период кризисных потрясений.

Традиционная форма рефинансирования - пересчет векселей Центральным банком, смысл которого состоит в том, что Центральный банк покупает векселя, уже учтенные банками.

Объем рефинансирования зависит от уровня ставки рефинансирования (стоимости кредитов Центрального банка). Но все-таки ставку рефинансирования принято рассматривать как индикатор намерений Центрального банка. Изменяя ставку рефинансирования, Центральный банк объявляет о своих намерениях относительно денежно-кредитной политики.

Политика рефинансирования обладает меньшим прямым воздействием на денежную систему. Можно непосредственно определить требуемое изменение заемных резервов, но неизвестно, на сколько необходимо изменить ставку рефинансирования, для того чтобы банки обращались за кредитами в Центральный банк. Издержки банков по использованию ставки рефинансирования высоки и изменение ставки рефинансирования оказывается неэффективным инструментом в силу неоднозначности воздействия на финансовые рынки.

Депозитные операции представляют собой привлечение свободных денежных средств банков в срочные депозиты Банка России. Депозитные операции относятся к операциям постоянного действия. Постоянно действующие операции - это совокупность краткосрочных операций Центрального банка по предоставлению либо стерилизации ликвидности на денежном рынке, проводимых по инициативе банков. Депозитные операции предназначены для стерилизации свободной банковской ликвидности. Они проводятся двумя способами:

- на фиксированных условиях - Банк России фиксирует минимальную сумму, срок депозита и процентную ставку. Такие операции осуществляются по системе «Рейтерс-дилинг»;

- на условиях аукциона - проводится как процентный конкурс договоров-заявок банков с назначением Банком России максимальной начальной процентной ставки.

Если депозитные ставки окажутся выше рыночных, то банки будут рассматривать депозиты как альтернативу другим операциям, что приведет к свертыванию финансовых рынков. Исходя из этого видно, что использование депозитных операций является вынужденной мерой в силу ограниченности возможностей Банка России на открытом рынке.

Денежно-кредитная политика Центрального банка представляет собой систему мер, которые изменяют объем денег в обращении для достижения основных экономических целей. К таким целям относят:

- экономический рост;

- высокий уровень занятости;

- стабильность цен;

- ставка процента и курса национальной валюты.

Основная проблема состоит в том, что не все основные цели согласуются друг с другом. Экономический рост и снижение уровня безработицы могут сопровождаться ростом процентных ставок. Конфликт целей ставит центральный банк перед необходимостью выбора приоритетов политики и его концептуального обоснования. Для этого Центральный банк должен определить показатели, которые влияют на конечные цели и поддаются его контролю. Такие показатели называются промежуточными целями денежно-кредитной политики.

В качестве промежуточных целей могут выступать:

- денежная масса;

- номинальная процентная ставка;

- номинальный ВВП;

- валютный курс.

Выбор промежуточной цели основан на следующих критериях:

- быстрота измерения и доступность информации о целевом параметре;

- возможность контроля и управления с помощью инструментов Центрального банка;

- согласованность и предсказуемость влияния на конечные цели.

На современном этапе все большее распространение получает концепция ценовой стабильности как основной цели денежно-кредитной политики. Опыт показывает, что денежно-кредитная политика внесет наибольший вклад в развитие экономики и повышение жизненного уровня граждан, если обеспечит долгосрочную стабильность цен. Тому существует несколько объяснений:

- стабильность общего уровня цен позволяет лучше наблюдать относительные цены. Это помогает рынку эффективно распределять ресурсы, что в свою очередь приводит к ценовой стабильности и повышает возможности экономики;

- ожидания инвесторами стабильности цен в будущем снижают «инфляционную премию» для компенсации рисков держателей долгосрочных активов, что в свою очередь создает стимулы к инвестированию, способствует экономическому росту;

- в условиях ценовой стабильности меньше ресурсов отвлекается от производительного использования для хеджирования (страхования валютного рынка) инфляционного риска;

- налоговая система и система социального обеспечения могут оказывать искажающее воздействие на экономическое поведение. В большинстве случаев это приводит к усилению инфляции или дефляции, что сказывается на дополнительных реальных издержках;

—поддержана ценовой стабильности препятствует значительному и произвольному перераспределению богатства и доходов в результате инфляции или дефляции, способствуя, таким образом, социальной и политической стабильности.

В целях обеспечения устойчивости банковской системы ЦБ РФ устанавливает обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала;

2) нормативы ликвидности определяются как соотношение:

-между активами и пассивами банка с учетом сроков, сумм, видов активов и пассивов и других факторов;

-ликвидных активов (денежные средства, бессрочные требования банка, краткосрочные государственные ценные бумаги другие активы) и суммарных активов банка;

3) нормативы достаточности капитала вычисляются как предельное соотношение общей суммы собственных средств банка и суммы его активов, взвешенных с учетом риска;

4) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) вычисляется как предельное соотношение общей суммы вкладов граждан и величины собственного капитала банка;

5) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам.

Денежное таргетирование на практике означает, что Центральный банк поддерживает заданные параметры изменения денежной массы. Такая стратегия основана на двух предпосылках:

—если существует стабильная связь между деньгами и уровнем цен, то ценовой стабилизации можно достичь ограничением денежной массы;

-объем денег должен быть контролируемым денежной политикой на ограниченном временном горизонте.

При прямом таргетировании инфляции стратегия Центрального банка фокусируется непосредственно на динамике инфляции. Политика Центрального банка в этом случае сводится к более или менее механической реакции на отклонения прогнозных значений инфляции от заданных значений на определенном временном горизонте.

Таргетирование валютного курса предполагает его фиксирование на заданном уровне путем корректировки процентных ставок и денежной базы.

 

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов

1. В чем принципиальное отличие Государственного банка СССР от Центрального банка РФ?

2. От чего зависит ставка рефинансирования ЦБ РФ?

 

Литература

1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 03. 02. 1996 г. № 17-ФЗ. – М.: Омега-Л, 2006.

2. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. - М., 1999.

 

 

Вопросы

1. Объективная обусловленность банковской системы.

2. Ростовщический и банковский капитал.

3. Этапы развития банковской системы РФ.

4. Двойственная природа ЦБ РФ.

5. Критерии независимости Центрального банка.

6. Структура управления Банка России.

7. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

8. Операции ЦБ РФ на открытом рынке.

9. Валютные интервенции.

10. Операции рефинансирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.