КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика развития речи детей с нарушенным слухом
Краткое содержание лекционного материала и практических работ Тема 3. Условия, содержание и методические приемы формирования речи в детском саду.
С самого начала обучения детей с нарушенным слухом речи в детском саду создаются специальные условия. Дети должны постоянно находиться в слухо-речевой среде. Это означает, что окружающие их взрослые постоянно мотивированно общаются с каждым из детей речью, побуждают детей к повторению и самостоятельному высказыванию. Создаются специальные ситуации, в которых у детей возникает потребность в речевом общении. Создание таких ситуаций для речевого общения детей со взрослыми и между собой должно осуществляться в ежедневной бытовой деятельности, во время игр, прогулок, на специально организованных занятиях. Создание слухоречевой чреды, в свою очередь, предполагает постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры. Важным условием развития речи неслышащих детей является также постоянный контроль за речью детей с соблюдением единства требований к ней со стороны всех взрослых. Речь самих взрослых должна соответствовать нормам литературного языка, иметь нормальные громкость и темп, выразительную интонацию. Специальные занятия по развитию речи – важнейшее условие речевого развития детей со сниженным слухом. Здесь сурдопедагог закрепляет и систематизирует материал, сообщавшийся детям ранее на занятиях воспитателей, во время музыкальных занятий, прогулок, режимных моментов и т. д. Он проводит специальную работу по углублению, уточнению, расширению значений слов, формирует разные виды речевой деятельности, развивает связную речь детей и т. д. Содержание работы по развитию речи глухих и слабослышащих детей в специальном дошкольном образовательном учреждении определяется необходимостью тесной связи всей жизнедеятельности с задачами формирования речи. В процессе всех режимных моментов – одевания, умывания, приема пищи и т.д. – постоянно проводится работа не только по овладению бытовыми действиями, но и по ознакомлению со значением соответствующего речевого материала. Многократное использование слов и фраз способствует его запоминанию и усвоению в ситуативном плане. На занятиях по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, развитию движений и др. также систематически проводится работа над формированием речи. Но особую роль играют специальные занятия сурдопедагога по развитию речи. Именно на них учитель-дефектолог закрепляет и систематизирует материал, сообщавшийся детям ранее на занятиях воспитателей и других педагогов, во время режимных моментов и т. д. Содержание работы над речью отражено в Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста (1991 г.) и Программе воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста (1991 г.) под редакцией Л. П. Носковой. Учебный материал программ сгруппирован в разных разделах по темам, являющимся базовыми и «сквозными» для отработки в разные годы обучения на соответствующем возрасту детей и их речевому развитию уровне. Эффективность работы по развитию речи в значительной степени зависит от используемых методов, их многообразия, соответствия возрасту и особенностям психофизического развития детей. На начальном этапе развития речи применяются приемы, направленные на формирование речевой активности детей, обучение подражанию предметным и речевым действиям взрослого, усвоение предметной отнесенности слов и выражений, развитие разговорной речи. Используются наблюдение, демонстрация предметов, картинок, слайдов, выполнение действий по подражанию педагогу и др. Широко используются на занятиях по развитию речи приемы не только рассматривания, но и обследования предметов. Ознакомление с предметами позволяет уточнить значения слов, обозначающих его назначение, свойства и качества, внешний вид, детали предмета. В обучении речи широко используются демонстрация действий, элементы инсценирования. Игровые приемы связаны с использованием разнообразных игрушек, чаще всего образных. Предполагается сюрпризностъ появления игрушек и предметов, действия, «выполняемые» игрушками, их неожиданные исчезновения и появления, одобрение или порицание действий детей и др. На начальном этапе обучения преобладают занятия с куклой. Игровые действия сопровождают деятельность педагога, привлекают внимание детей к ней. Игровые приемы создают положительный эмоциональный фон, способствуют формированию мотивации речи, влияют на активность детей, тем самым повышая результативность занятий. Игровые приемы соответствуют возрастным интересам детей и поэтому находят широкое применение на занятиях. Один из наиболее распространенных методических приемов развития речи – дидактические игры. Они используются при проведении занятий по различной тематике, обеспечивая интерес детей к теме, способствуя усвоению и запоминанию речевого материала. Подбор дидактических игр определяется целями и задачами занятия. Особенно широко используются дидактические игры при проведении словарной работы, формировании навыков слухо-зрительного и слухового восприятия, глобального чтения. Практическая деятельность — рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок способствуют закреплению и уточнению слов и выражений.
Основная литература 1. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004. 2. Программа. Обучение и воспитание глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991. 3. Программа. Обучение и воспитание слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991. Дополнительная литература 1. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха /Под ред. Л. А. Головчиц. – М., 2003. 2. Дошкольное воспитание аномальных детей. Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л. П. Носковой. – М., 1993. 3. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., Просвещение, 1961. 4. Учебные видеоматериалы (видеозаписи занятий по развитию речи).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |