КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок изменения Конституции РФ
Структура Конституции РФ и ее взаимосвязь с содержанием В структуре конституции отражается логика построения содержания документа. Структура конституции — это система группировки однородных по содержанию норм по определенным смысловым частям (разделам, главам, статьям). В расположении разделов, глав, статей есть своя логика, отражен принципиальный философский или политико-правовой подход. Так, в структуре Конституции РСФСР 1937 г. глава о правах и обязанностях граждан стояла на одном из последних мест. В 1930-е гг. на первом месте были интересы укрепления государства как основного орудия построения социализма и защиты интересов трудящихся. Это положение было очень ясно выражено в словосочетании: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». В Конституции РФ на первое место в модели общественного строя выдвинуты интересы личности, обеспечение ее прав и свобод, и глава о правах и свободах помещена на второе место. Структура Конституции РФ состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав и 137 статей. В структуре отражается концептуальная модель нового строя и его основные институты. В преамбуле (вводной части) отражаются задачи и важнейшие ценности построения нового общества, имеющие в большей мере политический и идейно-нравственный характер (например, «соединенные общей судьбой на своей земле», «чтя память предков, веру в добро и справедливость»). Вместе с тем эти положения наполняются правовым содержанием и связывают логикой своих идей и задач все содержание Конституции РФ. Например, такие положения преамбулы, как возрождение суверенной государственности, утверждение прав и свобод человека и гражданина, стремление обеспечить благополучие и процветание России пронизывают все главы и нормы российской конституции. В главе 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ закреплены все важнейшие принципы и характеристики нового общества и государства, совокупная модель общества, основанного на общедемократических идеях. Данная глава является необходимым ключом к пониманию и применению всей российской конституции: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации» (п. 2 ст. 16). В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закреплена модель нового для российской действительности отношения между личностью и государством. Эта модель построена на приоритете прав личности, уважения ее достоинства. Размещение этой главы на втором месте показывает, что современное государство обязано повернуться к правам личности, ее интересам. Государство для человека и во имя человека. Вопросы федеративного устройства закреплены в главе 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ. Оптимальное национально-государственное устройство для России является залогом целостности и суверенности всей страны, средством обеспечения прав наций и народностей, проживающих на ее территории, гарантией единства основного источника власти — многонационального народа. Выделение и последовательность расположения глав Конституции, касающихся высших органов государственной власти, отражают демократическую концепцию построения системы органов государства на основе разделения властей, сдержек и противовесов. Специальные отдельные главы выделены для характеристики статуса Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти. Раздельность глав, характеризующих статус органов власти, показывает, что они самостоятельны и независимы от других органов государственной власти в рамках своих конституционных полномочий. Последовательность расположения глав говорит о том, что при прочих равных Президент РФ занимает особое положение в системе разделения властей, является гарантом эффективного ее обеспечения. Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган Российской Федерации имеет в силу своей представительской природы особо весомое положение в системе разделения властей. В главе 8 «Местное самоуправление» Конституции РФ закрепляется собственное место муниципального самоуправления в системе публичной власти в нашей стране, отличное от государственной власти. Самостоятельная глава о местном самоуправлении также является логическим выделением важнейшего элемента демократической модели современного общества — института местного самоуправления. Специальная глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» Конституции РФ предусматривает три различных способа (механизма) ее изменения: пересмотр Конституции; внесение поправок в Конституцию и изменения в ст. 65 Конституции РФ. Рассмотрим каждое их этих понятий подробнее. Субъектами права вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Госдума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Госдумы. Понятие «пересмотр конституции» относится только к главам 1, 2 и 9 Конституции РФ и состоит в следующем. 1. Инициатива о пересмотре данных глав Конституции должна быть поддержана тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации (107 голосов) и депутатов Госдумы (270 голосов). 2. Если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание. 3. Конституционное Собрание вправе принять одно из двух решений: 1) подтвердить неизменность действующей Конституции РФ; тогда процедура пересмотра Конституции заканчивается; 2) разработать проект новой конституции. 4. Если Конституционное Собрание разработает новую конституцию, то она может быть принята двумя путями: 1) квалифицированным большинством в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания; 2) всенародным голосованием (референдумом). Референдум может быть признан результативным, если за новую конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в референдуме, при условии, что проголосовало более половины избирателей, проживающих на территории РФ. Процедура пересмотра гл. 1, 3, 9 остается неурегулированной из-за отсутствия важнейшего федерального конституционного закона о Конституционном Собрании. Понятие «внесение поправок» предусмотрено для глав 3-8 Конституции РФ (ст. 136 Конституции РФ). Этот способ предусматривает следующий порядок: • внесение предложение о поправках. Они вносятся теми же субъектами, что и предложения о пересмотре Конституции РФ; • рассмотрение и принятие поправок Государственной Думой в форме специального федерального закона о поправках к Конституции РФ. Данный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; • одобрение Советом Федерации федерального закона о поправках большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации; • в течение 14 дней с момента принятия подписание Президентом РФ • вступление закона о поправках в силу с момента одобрения его органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Порядок принятия федерального закона о поправках в Конституцию РФ осуществляется в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. Главным отличием в этом порядке является необходимый для вступления в силу федерального закона о поправках в Конституцию РФ этап его одобрения органами законодательной власти субъектов РФ. Установленный Конституцией РФ порядок внесения поправок был конкретизирован в ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Этим законом также предусмотрено, что процесс рассмотрения закона о поправках в субъектах РФ ограничен годом с момента его принятия. Если этот закон не получил одобрения 2/3 законодательных органов субъектов РФ, то повторное внесение предложений по данной поправке допускается не ранее, чем через год. Статья 65 Конституции РФ, которая содержит перечень наименований всех субъектов РФ, изменяется изданием Указа Президента РФ по ходатайству органа государственной власти субъекта о его переименовании. В 1996 г. было уточнено название трех российских республик — Ингушетии, Северной Осетии — Алании, Калмыкии, а в 2001 г. -Чувашии. В 2003 г. изменил свое название и Ханты-Мансийский автономный округ. Юридическая база издания подобного указа — Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ. Кроме того, указы издаются по принятию поправки к Конституции РФ. Согласно Федеральному закону от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» поправка вносится отдельным указом Президента РФ в текст Конституции РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке. Последний вид указов еще ни разу не выпускался в связи с отсутствием соответствующей конституционной практики. В современный период наиболее реальным является изменение конституционных норм гл. 3 «Федеративное устройство» в связи с развитием и гармонизацией внутригосударственных отношений и необходимостью укрупнения отдельных российских субъектов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |