Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок изменения Конституции РФ




Структура Конституции РФ и ее взаимосвязь с содержанием

В структуре конституции отражается логика построения содержания документа.

Структура конституции — это система группировки однород­ных по содержанию норм по определенным смысловым частям (разделам, главам, статьям).

В расположении разделов, глав, статей есть своя логика, отражен принципиальный философский или политико-правовой подход. Так, в структуре Конституции РСФСР 1937 г. глава о правах и обязанностях граждан стояла на одном из последних мест. В 1930-е гг. на первом месте были интересы укрепления государства как основного ору­дия построения социализма и защиты интересов трудящихся. Это поло­жение было очень ясно выражено в словосочетании: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». В Конституции РФ на первое место в модели об­щественного строя выдвинуты интересы личности, обеспечение ее прав и свобод, и глава о правах и свободах помещена на второе место.

Структура Конституции РФ состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав и 137 статей. В структуре отражается концептуальная мо­дель нового строя и его основные институты.

В преамбуле (вводной части) отражаются задачи и важнейшие цен­ности построения нового общества, имеющие в большей мере полити­ческий и идейно-нравственный характер (например, «соединенные об­щей судьбой на своей земле», «чтя память предков, веру в добро и спра­ведливость»). Вместе с тем эти положения наполняются правовым содержанием и связывают логикой своих идей и задач все содержание Конституции РФ. Например, такие положения преамбулы, как возрож­дение суверенной государственности, утверждение прав и свобод чело­века и гражданина, стремление обеспечить благополучие и процветание России пронизывают все главы и нормы российской конституции.

В главе 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ за­креплены все важнейшие принципы и характеристики нового общества и государства, совокупная модель общества, основанного на об­щедемократических идеях. Данная глава является необходимым клю­чом к пониманию и применению всей российской конституции: «Ника­кие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации» (п. 2 ст. 16).

В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закреплена модель нового для российской действительности отно­шения между личностью и государством. Эта модель построена на при­оритете прав личности, уважения ее достоинства. Размещение этой гла­вы на втором месте показывает, что современное государство обязано повернуться к правам личности, ее интересам. Государство для челове­ка и во имя человека.

Вопросы федеративного устройства закреплены в главе 3 «Федера­тивное устройство» Конституции РФ. Оптимальное национально-госу­дарственное устройство для России является залогом целостности и су­веренности всей страны, средством обеспечения прав наций и народно­стей, проживающих на ее территории, гарантией единства основного источника власти — многонационального народа.

Выделение и последовательность расположения глав Конституции, касающихся высших органов государственной власти, отражают демо­кратическую концепцию построения системы органов государства на ос­нове разделения властей, сдержек и противовесов. Специальные отдель­ные главы выделены для характеристики статуса Президента РФ, Фе­дерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти.

Раздельность глав, характеризующих статус органов власти, показыва­ет, что они самостоятельны и независимы от других органов государ­ственной власти в рамках своих конституционных полномочий. После­довательность расположения глав говорит о том, что при прочих рав­ных Президент РФ занимает особое положение в системе разделения властей, является гарантом эффективного ее обеспечения. Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган Россий­ской Федерации имеет в силу своей представительской природы особо весомое положение в системе разделения властей.

В главе 8 «Местное самоуправление» Конституции РФ закрепляет­ся собственное место муниципального самоуправления в системе пуб­личной власти в нашей стране, отличное от государственной власти. Самостоятельная глава о местном самоуправлении также является ло­гическим выделением важнейшего элемента демократической модели современного общества — института местного самоуправления.

Специальная глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Кон­ституции» Конституции РФ предусматривает три различных способа (механизма) ее изменения: пересмотр Консти­туции; внесение поправок в Конституцию и изменения в ст. 65 Консти­туции РФ. Рассмотрим каждое их этих понятий подробнее.

Субъектами права вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Госдума, Правительство РФ, законода­тельные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Феде­рации или депутатов Госдумы.

Понятие «пересмотр конституции» относится только к главам 1, 2 и 9 Конституции РФ и со­стоит в следующем.

1. Инициатива о пересмотре данных глав Кон­ституции должна быть поддержана тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации (107 голосов) и депутатов Госдумы (270 голосов).

2. Если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание вправе принять одно из двух решений:

1) подтвердить неизменность действующей Конституции РФ; тогда процедура пересмотра Конституции заканчивается;

2) разработать проект новой конституции.

4. Если Конституционное Собрание разрабо­тает новую конституцию, то она может быть принята двумя путями:

1) квалифицированным большинством в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания;

2) всенародным голосованием (референдумом).

Референдум может быть признан результативным, если за новую конституцию проголосуют более половины изби­рателей, принявших участие в референдуме, при условии, что проголосовало более половины избирателей, прожива­ющих на территории РФ.

Процедура пересмотра гл. 1, 3, 9 остается неурегулированной из-за отсутствия важнейшего федерального конституционного закона о Конституцион­ном Собрании.

Понятие «внесение поправок» предусмотрено для глав 3-8 Консти­туции РФ (ст. 136 Конституции РФ). Этот способ предусматривает сле­дующий порядок:

• внесение предложение о поправках. Они вносятся теми же субъектами, что и предложения о пересмотре Конституции РФ;

• рассмотрение и принятие поправок Государственной Думой в форме специального федерального закона о поправках к Конституции РФ. Данный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

• одобрение Советом Федерации федерального закона о поправках большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации;

• в течение 14 дней с момента принятия подписание Президентом РФ
и обнародование его;

• вступление закона о поправках в силу с момента одобрения его органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации.

Порядок принятия федерального закона о поправках в Конституцию РФ осуществляется в порядке, предусмотренном для принятия феде­ральных конституционных законов. Главным отличием в этом порядке является необходимый для вступления в силу федерального закона о поправках в Конституцию РФ этап его одобрения органами законода­тельной власти субъектов РФ.

Установленный Конституцией РФ порядок внесения поправок был конкретизирован в ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступ­ления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Этим законом также предусмотрено, что процесс рассмотрения закона о по­правках в субъектах РФ ограничен годом с момента его принятия. Если этот закон не получил одобрения 2/3 законодательных органов субъек­тов РФ, то повторное внесение предложений по данной поправке допус­кается не ранее, чем через год.

Статья 65 Конституции РФ, которая содержит перечень наименований всех субъектов РФ, изменяется изданием Указа Президента РФ по ходатайству органа государственной власти субъекта о его переименовании. В 1996 г. было уточнено название трех российских республик — Ингушетии, Северной Осетии — Алании, Калмыкии, а в 2001 г. -Чувашии. В 2003 г. изменил свое название и Ханты-Ман­сийский автономный округ. Юридическая база издания подобного указа — Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ. Кроме того, указы издаются по приня­тию поправки к Конституции РФ. Согласно Федерально­му закону от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» поправка вносится отдельным указом Пре­зидента РФ в текст Конституции РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке. Последний вид указов еще ни разу не выпускался в связи с отсутствием соответствующей конституционной практики.

В современный период наиболее реальным является изменение конституционных норм гл. 3 «Федеративное устройство» в связи с развитием и гармонизацией внутри­государственных отношений и необходимостью укрупне­ния отдельных российских субъектов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.