Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № правительство РФ

Разграничение предметов ведения и полномочий в рамках Российской Федерации. Участие субъектов РФ в делах Федерации

Одной из основ федеративного устройства России служит разграни­чение предметов ведения и полномочий в рамках Российской Федерации.

Конституция РФ (ст. 71) предметы исключительного ведения Рос­сийской Федерации определяет в виде перечня, включающего 18 пунк­тов, которые можно разделить на несколько сфер.

В сфере прав и свобод человека и гражданина Российская Федера­ция регулирует права и свободы человека и гражданина, решает вопро­сы гражданства, защищает права национальных меньшинств. Помимо Федерации эти вопросы могут регулировать субъекты РФ, но только в тех случаях, когда такое регулирование направлено на расширение этих прав и свобод, укрепление гарантий их реализации.

В сфере государственного строительства к ведению Российской Фе­дерации отнесено федеративное устройство и территория, установление и регулирование федеральных государственных органов, а также общих принципов организации государственных органов субъектов РФ, госу­дарственная граница, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголов­но-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, амни­стия и помилование, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, федеральная государственная служба.

К ведению Российской Федерации отнесено принятие и изменение федеральной Конституции, контроль за ее соблюдением, а также феде­ральные государственные награды и почетные звания.

В экономической и социально-культурной сферах в исключитель­ном ведении Российской Федерации находится федеральная государ­ственная собственность и управление ею, денежная эмиссия (выпуск в обращение денежных единиц), федеральные банки. Федерация опреде­ляет правовые основы единого рынка, основы ценовой политики, при­нимает федеральный бюджет, финансовое и валютное законодательство, устанавливает федеральные налоги и сборы, таможенное регулирование и т. д.

Часть производственных систем и отраслей экономики, которые имеют общегосударственное (стратегическое) значение, находятся в ве­дении Российской Федерации: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транс­порт, информация и связь, космическая деятельность и др.

В социально-культурной сфере к ведению Федерации отнесено не­много вопросов: установление основ федеральной политики и федераль­ные программы развития в этой области.

В сфере обороны, безопасности и внешней политики только Россий­ская Федерация вправе иметь свои вооруженные силы, заниматься во­просами оборонного производства, определять порядок продажи и по­купки оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного иму­щества, производить ядовитые вещества, наркотические средства, устанавливать порядок их использования.

К числу иных предметов исключительного федерального ведения относятся установление различных стандартов и эталонов, исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объек­тов, статистический и бухгалтерский учет.

Следует отметить, что некоторые перечисленные в ст. 71 предметы ведения конкретизируются в других статьях Конституции РФ. Напри­мер, положение о денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75).

Компетенция Федерации уточняется и, как правило, расширяется Конституционным Судом РФ. Так, Постановление Конституционного Суда от 4 марта 1997 г. № 4-П определяет, что регулирование реклам­ной деятельности не может находиться ни в ведении субъектов РФ, ни даже в совместном ведении Федерации и ее субъектов, поскольку эта сфера затрагивает вопросы единого рынка и гражданско-правового за­конодательства.

Конституция РФ (ст. 72) определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в виде перечня, насчитывающе­го 14 пунктов.

Предметы совместного ведения по их содержанию можно разделить натри группы.

Сфера государственного строительства включает обеспечение со­ответствия актов субъектов Российской Федерации федеральным, защи­ту прав и свобод человека и гражданина, кадры судебных и правоохра­нительных органов, административное, семейное, жилищное, трудовое и другое законодательство.

Экономическая сфера включает владение, пользование и распоря­жение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, установление общих принципов налогообложения и сборов и др.

Социально-культурная сфера включает здравоохранение, соци­альную защиту, общие вопросы образования, науки, культуры и др.

Конституция РФ напрямую не устанавливает вопросы исключи­тельного ведения субъектов Российской Федерации. К ним относятся те, что не перечислены ни в одном из имеющихся перечней предметов ведения и полномочий. Компетенция субъектов РФ по остаточному прин­ципу вытекает из норм Конституции РФ (ст. 71, 72). Так, к вопросам исключительного ведения субъектов РФ вполне могут быть отнесены государственные награды субъектов РФ, управление государственной собственностью субъектов Федерации и др.

В России разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществ­ляется не только на основе Конституции РФ, но и Федеративного дого­вора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномо­чий. Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географически­ми и иными особенностями субъекта РФ. Договоры между органами го­сударственной власти РФ и органами государственной власти ее субъек­тов носят не международный, а внутригосударственный характер. Они не могут иметь преимущества перед Конституцией РФ. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установил новый порядок заключения и вступления в силу таких договоров. Со­гласно ст. 26.7 названного федерального закона договор о разграниче­нии полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении этого договора. Таким образом, договор о раз­граничении полномочий должен быть утвержден федеральным законом.

Разграничение может происходить также с помощью текущего за­конодательства. Так, в Лесном, Земельном, Водном кодексах устанав­ливаются полномочия Федерации и субъектов РФ по вопросам регули­рования этих законов.

Наиболее системный вариант разграничения полномочий (прежде всего по предметам совместного ведения) предусмотрен в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, в ред. от 21.07.2005). В Законе установлены ос­новные принципы и порядок разграничения полномочий при заключе­нии: а) договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов о разграничении полномочий; б) соглашений между феде­ральными органами исполнительной власти и органами исполнитель­ной власти субъектов Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

В федеральном законе предусмотрены три группы полномочий субъектов по предметам совместного ведения:

1) полномочия, которые финансируются из бюджета субъекта. Закон установил исчерпывающий перечень этих полномочий. Изменять этот перечень можно только внесением поправок в данный закон;

2) полномочия, которые передаются субъекту от Российской Федерации (на определенный срок) и финансируются из федерального бюджета. Эти полномочия передаются на основании специального федерального закона, и финансирование этих полномочий утверждается при
утверждении закона о федеральном бюджете на очередной год;

3) полномочия, которые не требуют дополнительного финансирования ни из бюджета субъекта, ни из бюджета Федерации. Эти полномочия могут не устанавливаться федеральными законами, а осуществляться органами власти субъекта.

Передачи осуществления части полномочий от федеральных орга­нов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации, и наоборот, осуществляется в форме соглашения. Соглаше­ния считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства РФ и официального опубликования в установленном порядке.

Федеративное устройство России предполагает участие субъектов РФ в формировании и осуществлении федеральной государственной власти. Федеральные государственные органы являются общими для всей Федерации, в организации их деятельности и используемых ими процедурах отражена федеративная природа России.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъек­та РФ: по одному от представительного и исполнительного органов госу­дарственной власти. В созданный указом Президента РФ Государствен­ный совет РФ (совещательный орган, содействующий реализации пол­номочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти)

входит сам Президент России и все главы субъектов Федерации. Посредством Государственного совета субъекты РФ могут принимать участие в обсуждении имеющих особое государственное значение проблем, каса­ющихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов, во­просов государственного строительства и укрепления основ федерализ­ма, а также вносить необходимые предложения Президенту РФ.

Участие органов государственной власти субъектов РФ в делах федеральных органах государственной власти выражается также в их праве отстаивать свои интересы в Правительстве РФ; просить Президента РФ использовать согласительные процедуры (ст. 85 Конституции РФ); вно­сить законопроекты в Государственную Думу (ст. 104); обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ, в том числе при возникновении споров о компетенции между ними и органами государственной власти Российской Федерации (ст. 125); участвовать в рассмотрении Государ­ственной Думой проектов федеральных законов по предметам совмест­ного ведения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционно-правовой статус субъектов РФ | Акты Правительства РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.