Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития Э-торговли




1. На начальном этапе Э-торговля развивалась главным образом как продажа-покупка товаров и услуг по линии предприятие (юридическое лицо) – потребитель (физическое лицо). Это направление стали именовать сокращенно: «В-С» (business to consumer). «В-С», взявшее старт с уже развитой посылочной торговли по каталогам, превратилось в быстрорастущее направление Э-торговли в США, Канаде, Бразилии и ряде других стран. Так, для направления «В-С» стала характерной продажа потребительских товаров, коммунальных, туристических, медицинских и других услуг через систему Интернет.

2. Вскоре, однако, другое направление Э-торговли – «предприятие-предприятие», или «В-В» (business to business), развиваясь более высокими темпами, обогнало первое направление. Например, в США торговый оборот по этому направлению, которое в 1990г. началось практически с нуля, достиг в 1998г. 43 млрд долл. и в 200г. составил 843 млрд долл. Направление «В-В» охватило все торговые операции между предприятиями с использованием Интернета, частных электронных сетей, системы электронной передачи данных ЭДИ (electronic data interchange).

3. В середине 90-х годов ХХ века начало интенсивно развиваться и третье направление – «предприятие-правительство» сокращенно «B-G» (business to government). Каждое из этих направлений было связано с организацией конкретных потоков товаров, услуг и платежей. Взаимоотношения правительства и бизнеса включили в свою орбиту государственные закупки, таможенные услуги, торговые процедуры и формальности законодательства.

В соответствии с прогнозами, сделанными известной фирмой «Форестер Ресерч», наиболее быстро в 2001-2005гг. будет расти Э-торговля по линии «предприятие-предприятие».

Очевидно, Э-торговля может радикально изменить структуру производства и торговли, устранив потребность во многих вспомогательных структурах, таких, как распределительные сети, торговые посредники, оптовые и даже розничные поставщики. Очень существенные изменения Э-торговли вносит в сферу финансовых и телекоммуникационных услуг. Многие финансовые сделки уже осуществляются с помощью онлайновой связи. Э-торговля как бы стирает время и расстояние между участниками сделки, при этом перед продавцом сразу открывается доступ на мировой рынок, а покупатель имеет возможность выбора из огромного числа предлагаемых товаров и услуг.

Э-торговля позволяет существенно ускорить процесс заключения внешнеторговой сделки. Такие ее стороны, как сопоставление цен, выбор поставщика, заказ, подготовка платежных и транспортных документов, могут быть автоматизированы и поэтому совершены в очень короткий промежуток времени. Э-торговля упраздняет или сводит к минимуму медленное и дорогостоящее бумажное делопроизводство, заменяя бумажные документы документами, мгновенно пересылаемыми электронным путем.

Объектами Э-торговли являются, во-первых, товары и услуги, которые могут быть переведены в электронную (цифровую – digital) форму. Они получили название «товары и услуги в цифровом формате». В современных условиях лишь ограниченное количество товаров может поставляться в цифровой форме. Это печатная продукция, аудио-, видеозаписи, программное обеспечение, архитектурные проекты и некоторые другие.

Спектр услуг, передаваемых электронным путем, значительно шире. Это образовательные, медицинские, информационные, рекламные, консультационные, бухгалтерские, юридические, научно-технические и многие другие виды услуг. Они входят во второе направление развития Э-торговли.

Термин Э-торговля применяется также к операциям, обеспечивающим продажу и поставку товаров и услуг. Например, транспортные услуги требуют физической перевозки грузов или пассажиров, однако все подготовительные и обеспечивающие операции могут быть осуществлены с помощью электронного обмена данными и путем передачи необходимых документов в электронной форме. Таким же образом поставка любого товара обычным (неэлектронным) путем может быть обеспечена осуществлением всех операций, начиная с рекламы, маркетинга, выбора поставщика, коммерческих переговоров и подписания контракта и заканчивая подготовкой всех необходимых документов и оплатой, электронным путем.

Поэтому значение термина "Э-торговля" шире значения термина "торговля". В литературе на английском языке употребляется термин "электронная коммерция" (e-commerce), обычно переводимый на русский язык термином "Э-торговля". Этот эквивалент (торговля) вошел в глоссарий ООН, и переводчики документов на русский язык используют термин "Э-торговля" как русский эквивалент термина "e-commerce". Но в английском языке термин "коммерция" (commerce) шире термина "торговля" (trade). Оксфордский словарь расшифровывает термин "commerce" следующим образом: «коммерция включает все формы торговли, а также услуги, которые содействуют торговле». Возможно, следует восстановить в развивающейся российской терминологии более точный термин "электронная коммерция", пока же это не сделано, далее будет использоваться привычный термин "Э-торговля".

Определение термина "Э-торговля" и выработка более точного и четкого в экономическом и правовом планах содержания этого термина уходят далеко за названные выше филологические рамки. Это вопрос, за которым стоят серьезные политические и экономические интересы многих стран. Дело в том, что точное определение термина "Э-торговля" автоматически повлечет за собой отнесение всей ее к компетенции ГАТТ или ГАТС, либо сделает Э-торговлю объектом действия обоих Генеральных соглашений. Это, в свою очередь, определит обязательства, которые должны взять на себя страны в области Э-торговли, и правовые нормы, которыми должны руководствоваться правительства в сфере торговли. Сложность четкого определения Э-торговли видна из того, что так называемый Типовой закон об электронной торговле ЮНСИТРАЛ 1996г. не дает определение этого термина. Однако из текста закона можно понять, что термином "Э-торговля" охватываются любые электронные методы и формы передачи данных (передача данных между компьютерами, онлайновая связь, электронная почта, а также и менее сложные формы связи, такие, как телекс, телефакс). Дискуссия об определении Э-торговли и ее месте перекинулась в ВТО в преддверии третьей Министерской конференции ВТО. Здесь мнения разделились.

Например, США склоняются к тому, чтобы рассматривать Э-торговлю как область, входящую в компетенцию ГАТТ, ссылаясь на то, что этот подход открывает дорогу к комплексным переговорам о либерализации Э-торговли. США выступили в ВТО еще в начале 1998г. с проектом Декларации о либерализации мировой Э-торговли, где говорилось, в частности, о целесообразности «продолжать существующую практику не облагать таможенными пошлинами операции в рамках Э-торговли».

Евросоюз, со своей стороны, предложил рассматрвиать Э-торговлю как объект регулирования со стороны ГАТТ и ГАТС: товары, поставленные реально, но оформленные электронным путем, - компетенция ГАТТ; услуги, поставляемые электронным путем, - компетенция ГАТС. Вместе с тем Евросоюз подтвердил свое согласие на то, что действующая практика не облагать таможенными пошлинами электронные передачи должна быть сохранена.

Вопрос о месте Э-торговли в иерархии соглашений ВТО, очевидно, в ближайшие годы будет решен. Пока же среди многих определений Э-торговли наиболее точной, по мнению автора, является формулировка, приведенная в документах ОЭСР: «термин Э-торговля охватывает все виды и формы коммерческих сделок, включая коммерческую деятельность физических и юридических лиц, которые базируются на обработке и передаче данных в цифровой форме, включая текст, аудио- и видеопередачи».

Существует ряд предпосылок, делающих возможным развитие Э-торговли, определяющих ее доступность для граждан, предприятий, а также стран и групп стран и в конечном итоге открывающих путь к Э-торговле. К ним относятся: Предпосылки развития Э-торговли:

· Техническое оснащение пользователей (аппаратное и программное);

· Подготовленность кадров к пользованию техническими средствами;

· Наличие передающих сетей и экономически выгодный доступ к ним;

· Защищенность электронных сообщений и документов;

· Правовое обеспечение электронной передачи и использование информации и документов в электронной форме.

Технической основой Э-торговли являются телефон, факсимильная связь, телекс, компьютер и компьютерные сети, электронные платежные средства. Для развития Э-торговли важна не только техническая возможность их использования, но и коммерческие условия приобретения этих средств и стоимость их коммерческой эксплуатации.

Интернет – это всемирная совокупность компьютерных сетей с общим адресным пространством, открытым для всех пользователей.

Для коммерческих целей программы W.W.W. получили возможность обмена кодифицированной, зашифрованной, конфиденциальной информацией. Поэтому собственно говоря, Интернет и стал использоваться как база ведения Э-торговли. Нельзя не подчеркнуть, что развитие Интернета стало возможным благодаря тому, что в развитых странах эта система стала общедоступной не только с технической точки зрения, но и из-за низкой стоимости ее услуг.

Параллельно Интернету, используя те же технологии организации данных и доступа к ним, стала развиваться система Интранет. Интранет – это внутрикорпоративные связи, осуществляемые подобно Интернету, но обладающие тремя дополнительными достоинствами: скорость, защищенность, контроль за системой. Сети Интернет и Интранет сообщаются. Однако вход и выход в систему Интернет из системы Интранет защищены и требуют специального ключа (пароля) для входа и выхода. В наши дни система Интранет является своеобразным транспортным путем, связующим сети Интернета. Все это стало основой развития Э-торговли по линии предприятие-предприятие.

В сфере транспортных операций еще в середине 70-х годов ХХ века появились локальные сети. Они сохраняют свою роль и сегодня. Однако, как и на других участках Э-торговли, ведущую роль в электронном обеспечении транспортных операций в 90-е годы стал играть Интернет. Как отмечал "Обзор морского транспорта ЮНКТАД-2000", «ведущие морские транспортные компании в настоящее время предоставляют обширную информацию о своих услугах через Интернет, и потребители услуг имеют возможность заключать транспортные сделки через эту сеть. В Интернете открыты порталы дающие возможность потребителям и поставщикам транспортных услуг находить друг друга, заключать сделки получать и отправлять необходимые документы, оплачивать транспортные операции».

Развитие Э-торговли транспортными услугами ведет к сокращению числа посредников в транспортной цепочке, позволяя экономить время, связанное с транспортными операциями и в конечном итоге сокращать издержки во внешней торговле.

Проблемой создания точной и стандартной терминологии в электронном обмене информацией успешно занимается Международная торговая палата (МТП). Она разработала сетевой справочник сокращенных терминов. Эти термины могут быть использованы при заключении электронных сделок. Они напоминают известный документ МТП – Инкотермс. Справочник содержит все термины, необходимые для составления контракта с использованием электронных сетей и для заключения электронных сделок с минимальным юридическим риском. Правила и термины справочника в цифровой форме вводятся в контракты в электронной форме путем ссылки на единый идентификатор, автоматически получаемый из справочника электронных терминов.

Центральное звено в развитии электронных методов торговли – это обеспечение защиты информации, передаваемой в электронной форме.

Защита обмена электронными данными включает по крайней мере четыре главных элемента:

· Сохранение конфиденциальности передаваемых информации и документов, их защищенность от использования кем-либо, кроме лиц, для которых они предназначены;

· Надежность системы передачи информации, которая включает гарантию того, что отправленные электронным путем документы не будут искажены или потеряны при передаче;

· Способность электронной информации и документов к длительному, надежному хранению и доступности дл последующего использования в финансовых, налоговых, правовых и других целях.

Названные выше вопросы должны быть решены в техническом и правовом планах. В настоящее время техническое решение этих проблем достигается путем использования технологии криптографии. Эта технология получила широкое признание в качестве средства обеспечения защищенности электронной системы передачи информации и доверия к ней. Криптографические системы долгое время развивались на национальной основе. Они были связаны с обслуживанием военных, дипломатических, финансовых и других национальных целей. С развитием Э-торговли возникла необходимость создания международно-совместимых систем криптографии. Проблемы, которые здесь предстояло решить, связаны с тем, что отсутствие бумажного документа и подписи от руки затрудняет распознавание оригинала сообщения от копии. То обстоятельство, что электронные сообщения могут быть открыты для доступа посторонних лиц, которые могут изменить документы, переадресовать их или прибегнуть к подлогу, повышает риск использования электронного обеспечения коммерческих сделок. В настоящее время защита электронных сетей развивается по следующим направлениям: шифрование, которое помогает обеспечивать конфиденциальный характер самих данных и их передачи, и создание подписей в цифровой форме, с помощью которых можно идентифицировать документы. Цифровые подписи помогают проверить происхождение документа (удостовериться в его подлинности) и проконтролировать, были ли внесены какие-либо изменения в документ в процессе его передачи (удостовериться в его целостности).

Следующая важная проблема в сфере Э-торговли – это создание необходимых правовых основ для этой формы международной торговли товарами и услугами.

Работу по правовому обеспечению Э-торговли взяла на себя Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Работа ЮНСИТРАЛ по правовым аспектам Э-торговли завершилась разработкой и принятием в июне 1996г. Типового закона об электронной торговле.

Главная цель Типового закона состояла в том, чтобы предложить национальным законодателям свод международно признанных правил, которые позволяют устранить ряд препятствий правового характера и создать для Э-торговли более надежную правовую среду. Сопутствующее Руководство о принятии закона направлено на оказание содействия законодателям и пользователям Э-торговли путем пояснения и разъяснения положений Типового закона.

Типовой закон устанавливает ряд ключевых принципов. Первый из них касается недискриминации: информацию не следует признавать не имеющей юридической силы, недействительной или не имеющей исковой силы лишь на том основании, что она составлена в электронной форме (ст. 5). Для обеспечения действенности этого принципа в Типовом законе устанавливаются правила, указывающие, что именно следует считать в электронной среде эквивалентом документа в письменной форме, а также подписи и подлинника. Кроме того, вводятся правила, регулирующие вопросы доступности и доказательной силы электронных сообщений, сохранения сообщенных данных, заключения и действенности контрактов.

После его принятия Типовой закон используется в качестве образца для многих стран, стремящихся найти надлежащее решение проблем в области Э-торговли. Ряд стран недавно ввели или собираются ввести законодательств предусматривающее принятие Типового закона или направленное на решение вопросов, связанных с упрощением процедур Э-торговли. В других странах (иногда для консультации с частным сектором) созданы рабочие группы по вопросам политики. Занимающиеся разработкой поправок, которые необходимо внести в законодательство в целях упрощения процедур Э-торговли, рассмотрением вопроса о принятии Типового закона, подготовкой необходимого законодательства и решением вопросов, связанных с электронной подписью.

Работа в области развития правовых, административных и организационных правил Э-торговли ведется и во многих других международных учреждениях и организациях. Однако постепенно центром этой работы становится ВТО.

В рамках ВТО возможны два подхода к обсуждению Э-торговли: концентрация всех вопросов, относящихся к этой проблеме, в общем, проблемном вопросе либо обсуждение Э-торговли в связи с теми соглашениями ВТО, к которым она имеет отношение.

По какому бы из этих путей ни развивалось обсуждение, уже ясно, что Э-торговля заняла прочное место среди новых перспективных направлений деятельности ВТО. Предварительно можно назвать несколько конкретных направлений, по которым развивается эта деятельность.

· Снижение барьеров в торговле товарами, несущими в себе материальную основу Э-торговли. Это товары информационной технологии (компьютеры, телекоммуникационное оборудование, научные приборы, программное обеспечение, микропроцессоры и многое другое).

· Разработка новых правовых аспектов Э-торговли, включая такие важные проблемы, как идентификация подписи под документами, защита конфиденциальности, идентичности информации документов. а также товаров и услуг. передаваемых электронным путем, защита авторских прав и многое другое. Отправной пункт в этом направлении – Типовой закон, разработанный Комиссией ООН по праву в международной торговле. Однако многое еще предстоит сделать в этой области в рамках ВТО.

· Таможенное и налоговое обложение товаров и услуг, передаваемых электронным путем, прежде всего через систему Интернет. Вторая Конференция министров стран – членов ВТО рекомендовала в мае 1998г. ввести годичный мораторий, сохранив действующую практику беспошлинной торговли. Этот вопрос был рассмотрен на третьей Конференции министров стран – членов ВТО (Сиэтл, ноябрь – декабрь 1999г.), однако конференция отложила принятие окончательных решений.

В рамках ВТО целый ряд действующих соглашений имеет правовые нормы, которые могут быть распространены на область Э-торговли (например, ГАТС: Приложение по телекоммуникациям, ст.I-IV, VIII, IX, XIV,XVII, XVIII; ТРИПС; Соглашение по информационным технологиям).

ГАТС уже сейчас охватывает широкий спектр операций, осуществляемых в режиме Э-торговли. К их числу относятся услуги в Интернете, товары и услуги, которые могут поставляться в цифровой форме (например, финансовые услуги, электросвязь, компьютерные услуги и программное обеспечение, коммерческие услуги, развлекательные услуги, почтовые и курьерские услуги). Наиболее важными способами предоставления услуг через Э-торговлю являются трансграничные поставки и потребление за рубежом.

Россия в области перехода на методы Э-торговли отстает от развитых стран и многих развивающихся государств. Переход на эти методы – дело уже не будущего, а настоящего. Этот переход требует технического оснащения, продуманной экономической политики и правового обеспечения Э-торговли необходимыми законодательными актами. Последнее и, может быть, самое главное – это подготовка персонала, способного активно и эффективно использовать современные методы Э-торговли в деятельности предприятий, особенно мелких и средних фирм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.