Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная философия

Связь социальной психологии с другими науками.

По вопросу о связи социальной психологии с другими науками есть 4 позиции: 1) социальная психология есть часть социологии, 2) социальная психология есть часть социологии, 3) социальная психология есть часть психологии, 4) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии – а) с/п отторгает определённую часть п и определённую часть с, б) с/п захватывает «ничью землю» – область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии. Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. То есть место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними.

Возникла в 6 в. до н. э. Концепция социального фатализма (Лао-Цзы и Конфуций). Учение Платона об идеальном государстве. Аристотель классифицировал политические структуры.

Гоббс и Локк обосновали идею естественного права и общественного договора. Гегель с помощью этих идей обосновал право народа на революцию. Руссо и др. - Французская революция.

18 век. Кант впервые дал четкую формулировку принципа гуманизма и идею мира между народами.

19 век. Гегель исследовал диалектику исторического процесса. Шопенгауэр и Ницше - основоположники рационализма в социальной философии. Маркс:

1) в качестве решающей сферы жизни общества выделяется сфера материального производства; эта сфера определяет социальную, политическую и духовную жизнь общества в целом

2) развитие общества происходит в рамках общественно-экономических формаций (способ производства, соответствующие ему базис и надстройка)

3) в рамках ОЭФ неизбежно возникает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое разрешается политическими революциями

4) движущей силой истории является классовая борьба

5) сущность человека - совокупность общественных отношений

За что критикуют марксизм:

1) за абсолютизацию сферы материального производства

2) за абсолютизацию классовой борьбы

3) за абсолютизацию социальных революций

4) за абсолютизацию социальной сущности человека

20 век - огромное количество концепций.

I. Объективно-идеалистические концепции (идущие от Платона и Гегеля). В основе исторического лежит некая идея, которая определяет ход истории.

II. Объективно-иррационалистические (Шопенгауэр, Ницше и их последователи). В основе исторического процесса лежит иррациональная воля.

III.Субъективно-иррационалистические. Ключ к пониманию истории лежит в глубинах бессознательного (Фрейд, Кетлер и их последователи).

IV.Аксиологические концепции (Тойнбл). В основе исторического прогресса лежит определенная система ценностей. Она определяет вектор исторического прогресса. Когда она разрушается, начинается деградация общества.

V. Технико-фетишистские концепции. Техника рассматривается как враждебная человеку сила, которая несет неминуемую гибель человеческому обществу. Сам технический прогресс означает, что человечество обречено. Мы - пассажиры поезда, который несется в пропасть.

VI.Цивилизационная концепция (немецкий философ Шпендлер, 1913 г. "Закат Европы"). в своей книге Шпендлер утверждает, что есть некий алгоритм развития культуры, Завершающим этапом ее развития является цивилизация - техническая оболочка культуры. Если человечество обращается к цивилизации, то наступает закат культуры.

VII.Концепция свободы Н. Бердяева. Он утверждает, что главный вектор исторического прогресса - стремление к свободе. Оно становится движущей силой истории. Свобода становится также критерием социального прогресса.

VIII.Временная концепция Ястровса (немец). Существует некая ось мирового времени. Она задает вектор исторического прогресса. Исторические события как бы располагаются вокруг этой оси.

IX.Энергетические концепции (австрийский философ и физик Мах и Л. Гумилев). К развитию общества применяется понятие энергии в физическом смысле. Социальная энергетика. Когда общество стабильно, оно характеризуется минимумом потенциальной энергии (Мах). Социальная энергия сосредоточена в основном в элитных группах. Их представители - пассионарии. Когда эта энергия иссякает, наступает деградация, за которой следует гибель этноса (Гумилев).

X. Тоталитарные концепции: неокоммунизм, неофашизм, неомарксизм.

 

Платон («широкий») 429 – 349 г.г. до н.э. Подлинное имя – Аристокл. Встретился с Сократом в 27 лет, что и стало его вторым – духовным рождением. Особенное впечатление на Платона произвела идея Сократа о превосходстве морального добра над красотой. Вскоре состоялся знаменитый пир в Афинах, который организовал Платон после смер­ти Сократа. На пир к Платону были приглашены представители са­мых известных семейств Греции, самые красивые женщины; играла великолепная музыка. Все ждали, что на сцену выйдет Платон и нач­нёт читать свои стихи. Он действительно вышел на сцену и произошло нечто невероятное. Он сжег в присутствии приглашенных все, что он написал и заявил, что больше он не напишет ни одной строчки, пото­му что поэзия слишком тесно связана с реальным миром, а философия имеет дело со всеобщим миром. Поэзия будет мешать занятиям фило­софией. Он дал клятву Сократу заниматься философией до конца своей жизни. Платон заявил, что ''тот пир - последний и больше ника­ких пиров не будет. Раздались выкрики: "Что ты делаешь, Платон, ты еще вернёшься к нам!», но он так н не вернутся. Дальше начинается 10-летнее странствие Платона. Он пытался распространять свое политическое учение и в т.ч. пытался навязать это учение одному из тиранов. Но тиран решил убить Платона, который чисто случайно уцелел потому, что капитан корабля, которому было поручено убить Плато­на решил еще раз заработать на нём и продал его в рабство. Платон был выкуплен за большие деньги своими сторонниками на неволь­ничьем ринке в Малой Азии, после чего вернулся в Афины и больше никуда не уезжал. В Афинах он основал знаменитую академию про­существовавшую l000 лег, вплоть до Османского нашествия в 15-м веке. Сейчас она, в принципе ещё есть. У входа в академию стоят 2 бюста - Платона н Сократа. Учение Платона. Платон создал грандиозную систему объективного идеализма => Ленин назвал линию объективного идеализма в философии "линией Платона". Платон модифицировал концепцию Сократа: В основе бытия лежит множество идей, образующих особый "идеальный" мир. Эти идеи абсолютны и неизменны. Они существуют всегда. Этот идеальный мир способен порождать мир материальный. Материальный. мир - вторичен, т.к. он есть отблеск идеального мира. Сначала возникает идея государства.. а потом, как ее т ('.леек - государство и т. д.. Отсюда вытекает его Кон­цепция познания: Если вы хотите проникнуть в сущность вещей -бесполезно изучать эти вещи: надо вспомнить: что происходило в идеальном мире с этими вещами. Теория Платона - это теория воспоминаний об идеальной действительности. Эта концепция Пла­тона стала теоретической основой Христианства. Платон - главный философ, который стоит у истоков христианской религии: чтобы возник предмет изначально нужна мысль - представление об этом предмете, но чтобы возникла мысль - нужен тот или то, у кого (чего) она может возникнуть и этот (это) существо, как правило материальный объект. Можно думать..) Мысль воздействует на окружающие нас вещи (человечество додумалось до того, как уничтожать друг друга и природу, собственную жизнь... а теперь оно, стонет от того, что некого ждать с воины, нечем дышать на улице, что любая пища, может оказаться не сразу действующим ядом.. Как попасть в идеальный мир, если этот мир действительно существует. Платон утверждает, что это удается сделать только 1 из 10000 людей, т.е. только тот, кто достиг идеала нравственного + эсте­тического и философского. Идеал - это целостная модель будущею. Нравственный идеал связан с реализацией идеи добра; эстетический - с овладением музыкой: философский - это глубокое понимание иде­альною мира.

 

Сегодня идеал рассматривается как особая форма сплочения социальных, сил общества для решения определённых задач. Нет идеала - значит нет сил в обществе для решения таких задач. Это опасная ситуация. Поэтому, задача философии сегодня состоит в выработке такого идеала. Так что условие проникновения в иде­альный мир - это условие нормального существования человечества. Т.е. наличие идеала - это условие нормального существования человечества. Так вот. значит, если этот идеал; реализован - нравственный, эстетический и философ­ский - у души вырастают крылья, она преодолевает пространство и время н попа­дает в реальный мир. Образ пещеры, характеризующий платоновскую модель познания: в пещере находятся узники, прикованные цепями к противоположной от входа стене так, что они могут видеть только эту стену: входа они не видят т.к. они расположены к нему спиной; и они могут судить о том, что делается в окружаю­щем мире только по движению тени на этой стене. Движение тени никогда адек­ватной картины мира не составит. Вывод Платона: если вы пытаетесь познать мир, изучая вещи, которые вас окружают - вы уподобляетесь узникам пещеры, Не будьте этими узниками. Социальная философия Платона связана, прежде всего, с концепцией идеального государства. Данное государство обладает сложной структурой: во главе государства - мыслящая философская элита, обладающая интеллектуальным превосходством; следующий социальный слой - свободные граждане: далее – рабы, создающие материальные ценности; наконец, воины, обес­печивающие безопасность государства. Философы и воины не должны иметь никакой собственности - их ничто не должно отвлекать от выполнения интересов в первом случае - государственных, во втором - военных. Маркс пишет, что иде­альное государство Платона - это идеализация египетского кастового строя. Эстетика Платона: В мире существует абсолютная непреходящая красота, как идея. Это важнейший атрибут идеального мира. Высшим родом искусства, является музыка. Она обеспечивает прямое общение с вечностью, с миром идей. Другим видам искусства это недоступно. Аристотель Стагирит (384/383, Стагир, - 322/321 до Рождеста Христова, Халкида Эвбейская). Отца его звали Никомах. В последствии он так назвал своего сына и свою этику => "Никомахова этика". В 18 лет он поступил в академию Платона и был связан с ней на протяжении 2()-ти лет. Он начал критиковать Платона. Он не мог понять, каким образом неизменные идеи порож­дают меняющийся мир. Аристотель начал задавать многочисленные вопросы Пла­тону. Платону это не понравилось и он назвал Аристотеля, ребенком, лягающим собственную мать. На что Аристотель ответил: «Платон мне друг, но истина дороже», после смерти Платона начинается малоазиатский период жизни Аристотеля. Один из тиранов в Средней Aзии был выходцем из платоновской академии. Аристотель направился туда и женился на его племяннице. Тирана звали Гермий (он был зверски убит). Аристотель отправляется в Дельфа и создаёт там нечто, наподобие маленького храма, внутри храма дельфийского. Это расценили, как кощунство и он имел кучу неприятностей по этому поводу. Далее, происходит замечательное событие и жизни Аристотеля. Филипп Македонский приглашает его в качестве домашнего воспитателя к своему сыну - будущему Александру Македонскому. В течение 3-х лет Аристотель ведет с ним занятия. Когда Александру исполняется 16 лет, он становится приемником отца, а в последствие - становится великим завоевателем. В истории известны всего 2 случая, когда философы становились учителями тиранов и этот - второй (первый - с учителем Нерона - Сенекой). Когда Александру Македонскому исполнилось 16 лет он стал во главе империи. В походах он всегда возил с собой «Иллиаду» Гомера; обладал интернациональным сознанием (не имел национальных предрассудков). К концу жизни он стал превращаться в злобного и мстительного тирана – завоевателя; он уничтожил племянника Аристотеля и существует легенда о том, что он был отравлен Аристотелем. В конце концов, Аристотель действовал по принципу я тебя породил, я тебя и убью. После смерти Александра Македонского Аристотель возвращается в Афины, где создает знаменитый Ликей - прообраз нынешних лицеев. Ликей - это школа Аристотеля. Аристотель напи­сал книгу "Органон". В ней изложено его учение. Органон - что орга­ническая сода. Он поставил перед собой грандиозную задачу - обоб­щить всё, что было сделано в античной философии и ему это в значительной степени удалось => Маркс на бывает Аристотеля всеобъемлющей головой древности. Ещё его называют Александром Македон­ским греческой философии - намёк на его воспитательскую деятельность, т.к. то. что Ал.Мак. сделал в политике, то же сделал и Ари­стотель в философии. Философия в учении A. шла после критики => появился первый метафизик (мета - значит сверх), => философию cтали называть метафизикой. Только в 18 столетии термин "метафизика" приобрёл более точный смысл: метафизика - что специальное учение, которое использовало законы механики для описания бытия. Т.о. есть 2 определения метафизики: 1) м. - это синоним философии: 2) м. - это синоним механического материализма (т.к. она перено­сит законы механики на весь мир). Структура философского знания по Аристотелю:}. Учение о бытии (= онтология): 2. Практическая фило­софия (= наука о поведении человека).3. Поэтическая философия (= эстетика). Онтология: Для описания окружающего мира А. создаёт разветвленную систему понятий. Он называет 10 философских катего­рий: сущность, количество, качество, пространство, отношение, со­стояние, страдание, обладание, действие, место. Далее он выделяет 5 привилегированных понятий: форма, причина, субстрат, цель. идея (= закон, которому подчиняются все вещи). Решающую роль играет категория формы, форма - что активное начало: она формирует костную материю: в конечной форме - является Богом. А. подвергает резкой критике концепцию Платона: он утверждает, что неизменные идеи не могут порождать меняющийся мир. Социальная философия Аристотеля: Он начинает с концепции человека и дает 2 знаменитых определения этого понятия: 1. Человек - животное общественное (не может жить вне социальной сферы/среды, как муравей): 2. Человек - аполитическое животное (что означает, что развитое общество невозможно без политической организации, т.к. этo будет стадо, а не общество). А. Проводит анализ 158 политических структур. В основном это были государства Греции; там каждый город создавал свою собственную ситуацию со многими специфическими особенностями. Аристотель пришёл к выводу, что адекватными формами являются следующие: 1) монархия: 2) аристократия: 3) полития (власть среднего класса). Он называет также неадекватные формы: 1) тирания: 2) олигархия; 3) охлократия (власть толпы). Этой работой Аристотель положил начало политологии. Учение опознании: А. подвергает резкой критике учение Платона, согласно которому, познание начинается с общих идей. .Познание должно начинаться не с общих идей, а с чувственных впечатлений (ощущений). И только в процессе обработки чувственных данных возникают идеи. Т.о..Аристотель выделяет 2 ступени познания: чувственную и аналитическую. Он является основоположником науки о человеческом поведении. Он создаёт знаменитую «никомахову этику» (Никомах – сын Аристотеля). Он сформулировал основные законы логики, которые в неизменном виде дошли до сегодняшнего дня. Из всех видов искусств он выделяет трагедию, считая её связанной с особым состоянием - каталипсисом (= схватывание, понимание). Каталппсис - это состояние очищения: входя в это состояние человек как будто рождается заново. В этом заключена очистительная сила трагедии. Аристотель пришел к такому выводу анализируя греческую трагедию: трагедии Софокла, Аристофана. Аристотель является основоположником педагогики. Педагогика - это наука о воспитании. Он подвергает резкой критике профессиональную школу. Он пишет, что школа должна готовить не ремесленника, а человека. Сейчас у нас усилена гуманитарная подготовка в технических ВУЗах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет социальной психологии | Основные этапы развития социально-психологического знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.