Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о социализации личности. Функции социализации

Понятие о фрустрации. Мотивация и фрустрация.

Фрустрация – состояние человека, вызванное объективно или субъективно непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели. Сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций. Человек может проявить озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования.

Если человек никак не может достичь поставленных целей, то наступает фрустрация (от лат. крушение, расстройство). Фрустрация - это такое психическое состояние, переживаемое личностью, когда личность на пути достижения своей цели сталкивается с тем или иным непреодолимым препятствием или препятствием, которое кажется ей непреодолимым. Состояние фрустрации может быть обусловлено особенностями личности и зависит от силы стремления к достижению цели.

Возможные реакции на фрустрацию: 1) фиксация неправильных действий (зацикливание); 2) агрессия, направленная на барьер, других лиц или себя самого; 3) уход от источника фрустрации (физический или психологический). Психологический уход - мечтания, алкоголь, наркотики; 4) замещение цели (другая цель); 5) проекция своего состояния на других лиц; 6) рационализация (по типу лиса - виноград); 7) идентификация с лицом, вызывающим фрустрацию (стремление походить на него); 8) уход в болезнь; 9) воровство, не имеющее смысла; 10) забастовки; 11) вытеснение цели из сферы сознания.

Мотивация. Принятие человеком той или иной роли имеет определенные мотивы.

Мотивация - желание. Нужно создать такие условия, чтобы человек захотел работать хорошо.

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. В системе отечественной психологии употребляют термину, которые предлагают рассматривать, как синонимы слова «социализация», «развитие личности», и «воспитание». Содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», усвоение им социальных влияний, «приобщение его к системе социальных связей» и т.д.

Социализация – совокупность всех социальных процессов, благодаря которым, индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Процесс развития личности в ее активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, преимущественного внимание к одной из сторон. Научное рассмотрение проблемы социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а напротив, личность понимается как активный социальный объект.

Соотношение понятий «социализация» и «воспитание". Воспитание употребляется в двух значениях: узком – целенаправленное воздействие на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий (главное здесь целенаправленность) и широком – воздействие на человека всей системой общественных связей с целью усвоения им социального опыта (субъект – это вся жизнь, общество). Если воспитание употребляется в узком смысле, то социализация отличается по своему значению. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Результат – не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, то есть продвижение на новую ступень. При такой интерпретации понятия «социализация» достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика тог, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Таким образом, процесс социализации не противостоит процессу развития личности, но позволяют обозначить различные точки зрения на проблему.

Социализация – это процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяют три сферы, в которой осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации человек имеет дело с расширением деятельности (освоение новых видов), происходит личностный выбор деятельности, затем центрирование вокруг главного и соподчинение ему всех остальных деятельностей. Здесь же происходит освоение личностью новых ролей, осмысление их значимости. В общении происходит его расширение – умножение контакта человека с другими людьми, переход от монологического общения к диалогическому (ориентация на партнера). Самосознание: процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я» (каким образом происходит включение человека в различные группы). Наиболее распространенная схема «Я»: познавательный компонент (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Лишь внутри целостности можно говорить о наличии структурных элементов. Его развитие в ходе социализации контролируемо. Поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Вместе с этим освоением индивид вносит в неё свой опыт, подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.

Согласно концепции Рисмена, социализация в ходе исторического процесса может быть резюмирована тремя эпохами 9три характера: средневековье – традиционное направление; внутрь направленное – поднимающийся капитализм с частными предприятиями; других направлений – современный монополистический капитализм.

Обобщенное представление о механизме социализации индивида и путях усвоения социального опыта в подходе Поршева. Сначала представитель разноплеменной общности осознает свои границы через противопоставление другим общностям (они)Þведет к сознанию и развитию своей общности (мы). С увеличением общностей границы размываются, процесс формирования личности. В истории наблюдается обогащение процессов социализации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессиональная деформация личности | Теории развития личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.