КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На субсчете 58/1
Тема 4. Учет финансовых вложений. Финансовые вложения – это вложения в уставные капиталы других организаций, инвестиции в государственные ценные бумаги, в акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, а также предоставление другим организациям займов. Учет финансовых вложений ведется с использованием активного счета 58 «Финансовые вложения», к которому могут быть открыты субсчета: 58/1 «Паи и акции», 58/2 «Долговые ценные бумаги», 58/3 «Предоставленные займы», 58/4 «Вклады по договору простого товарищества» и другие. Финансовые вложения, осуществляемые организацией, отражаются по дебету счета 58 и кредиту счетов учета денежных средств и других активов, подлежащих передаче в счет этих вложений. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между покупной стоимостью (суммой фактических затрат на приобретение) и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (по мере начисления причитающегося по ним дохода) относить на финансовые результаты, чтобы балансовая стоимость ценной бумаги на момент погашения соответствовала номинальной. Начисление дохода по ценным бумагам отражается следующим образом: 1) Если покупная стоимость больше номинальной стоимости, то: - погашаемая часть разницы между покупной и номинальной стоимостью отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76/3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» в корреспонденции со счетом 58; - оставшаяся часть дохода относится на прочие доходы и расходы по дебету счета 76/3 в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». 2) Если покупная стоимость меньше номинальной стоимости, то: - сумма причитающегося к получению дохода отражается по дебету счета 76/3 и кредиту счета 91; - разница между номинальной и покупной стоимостью отражается по дебету счета 58 и кредиту счета 91. Погашение (выкуп) и продажа ценных бумаг отражаются по дебету счета 91 и кредиту счета 58 (кроме организаций, которые отражают эти операции на счете 90 «Продажи» как по основному виду деятельности). Предоставленные юридическим и физическим (кроме работников организации) лицам займы отражаются по дебету счета 58, субсчет 58/3 в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или другими соответствующими счетами. Возврат займа отражается по дебету счета 51 или других соответствующих счетов и кредиту счета 58/3. Предоставленные займы, обеспеченные векселями, учитываются на этом субсчете обособленно. На субсчете 58/4 учитывается наличие и движение вкладов в общее имущество по договору простого товарищества (по договору о совместной деятельности). Резервы под обесценение вложений организации в ценные бумаги учитываются с использованием счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги». На сумму создаваемых резервов делается запись по дебету счета 91 и кредиту счета 59. при повышении рыночной стоимости ценных бумаг, по которым ранее были созданы соответствующие резервы, производится запись по дебету счета 59 в корреспонденции со счетом 91. Аналогичная запись делается при списании с баланса ценных бумаг, по которым ранее были созданы соответствующие резервы.
Корреспонденция счетов
Примеры
Пример 1. Организацией за месяц отражены в учете следующие операции с ценными бумагами: 1) Приобретены облигации сроком погашения 2 месяца на сумму 120000 рублей при номинальной стоимости – 100000 рублей. 2) Получена часть дохода в сумме 12500 рублей. На следующий месяц получена оставшаяся часть дохода в сумме 12500 рублей и облигации полностью погашены. Рассмотрим корреспонденцию счетов хозяйственных операций и первичные документы.
Пример 2. Организация отражает в учете следующие операции: 1) Приобретено 10 облигаций по 8000 рублей (номинальная стоимость облигации – 10000 рублей). Срок погашения облигаций 1 год. Доход по облигациям составляет 25 % годовых, выплачивается 2 раза в год. 2) Через полгода получена часть дохода. 3) Через год получена оставшаяся часть дохода, облигации погашаются.
Рассмотрим корреспонденцию счетов хозяйственных операций и первичные документы.
Тема 5. Учет основных средств.
Основные средства – активы организации, используемые в качестве средств труда в течение длительного времени. Основным документом, определяющим порядок учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н. При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: 1. Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации; 2. Использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 3. Организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; 4. Способность организации приносить экономические выгоды (доход) в будущем. Учет основных средств организации ведется на счете 01 «Основные средства» или на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (основные средства, предназначенные для сдачи в аренду по договору лизинга). Основные средства отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление. Первоначальная стоимость изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих субъектов. Поступление основных средств отражается с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Таким образом, по дебету счета 08 отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств. Сформированная первоначальная стоимость основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается с кредита счета 08 в дебет счетов 01, 03. Оборудование, требующее монтажа, учитывается на счете 07 «Оборудование к установке». При передаче оборудования в монтаж его стоимость списывается с кредита счета 07 в дебет счета 08. Оприходование полученных безвозмездно основных средств отражается в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98/2 «Безвозмездные поступления». По кредиту счета 98 в корреспонденции с дебетом счета 08 отражается рыночная стоимость активов. В дальнейшем стоимость основных средств, отражаемая на счете 98 списывается в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» по мере начисления амортизации. Стоимость основных средств (за исключением их отдельных категорий) переносится на расходы организации посредством начисления амортизации. Начисление амортизации основных средств производится одним из следующих способов: 1. Линейный способ; 2. Способ уменьшаемого остатка; 3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; 4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Традиционным для учета в нашей стране является линейный способ. Начисление амортизации линейным способом производится по нормам амортизации, исчисленных исходя из срока полезного использования этих объектов. Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или ввода в эксплуатацию. Для учета начисления амортизации основных средств используется счет 02 «Амортизация основных средств». Начисление амортизации отражается по кредиту счета 02 в корреспонденции о счетами учета затрат на производство или расходов на продажу. Восстановление объектов основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты на ремонт объектов основных средств относят на текущие производственные расходы организации. Затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стомисоть таких объектов, если эти затраты улучшают ранее принятые нормативные показатели функционирования (увеличивают срок полезного использования, мощность, улучшают качество применения) объектов основных средств. Организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки относится на добавочный капитал в корреспонденции со счетом 83 «Добавочный капитал». Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме произведенной ранее его уценки (отнесенной на расходы), относится на счет 91 в качестве дохода. Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на расходы и отражается по дебету счета 91. Если ранее производилась дооценка этого объекта, то сумма уценки относится в уменьшение добавочного капитала, образованного при дооценке. Оставшаяся часть суммы уценки объекта отражается по дебету счета 91. При выбытии объектов основных средств, учитываемых по восстановительной стоимости, сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации. Для учета выбытия объектов основных средств (например, при продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно) к счету 01 может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается с кредита счета 01 в дебет счета 91. В случаях недостачи или порчи объектов основных средств их остаточная стоимость списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам отражается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19/1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств». По дебету счета 19 отражаются уплаченные организацией (причитающиеся к уплате) суммы НДС по приобретенным основным средствам в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств, вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, после принятия на учет основных средств (статья 172 НК РФ). При этом, указанные суммы налога списывается с кредита счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». При выполнении работ по строительству объекта хозяйственным способом сумма начисленного НДС в течение строительства отражается по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». После принятия соответствующих объектов на учет суммы налога, предъявленные налогоплательщикам: - подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств; - по товарам (работам, услугам), приобретенным ими для выполнения строительно-монтажных работ; суммы налога; - при приобретении ими объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежат вычету из сумм налога, подлежащих перечислению в бюджет. Основные средства, переданные в текущую аренду, учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» Начисление амортизации основных средств, сданных в аренду, отражается арендодателем по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». Если по условиям договора аренды имущество должно учитываться на балансе арендатора, то арендодатель отражает это имущество на счете 011 «Основные средства, сданные в аренду». Имущество, предназначенное для сдачи в аренду по договору лизинга, учитывается на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», субсчет «Имущество для сдачи в аренду».
Корреспонденция счетов
Примеры
Пример 1. Организация отражает в учете следующие операции: 1) Получены основные средства в качестве вклада в уставный капитал на сумму 130000 рублей, введены в эксплуатацию. 2) Взяты в текущую аренду основные средства на сумму 200000 рублей. 3) Начислены и перечислены арендные платежи в размере 23600 рублей (включая НДС). 4) Через определенное время устаревшие основные средства списаны (первоначальная стоимость 30000 рублей, амортизация 29000 рублей). 5) Проданы основные средства на сумму 118000 рублей (включая НДС), первоначальная стоимость составляет 90000 рублей, начисленная амортизация – 15000 рублей).
Рассмотрим корреспонденцию счетов хозяйственных операций и первичные документы.
Пример 2. Организация отражает в учете следующие операции: 1) Оплачены и получены основные средства от поставщиков на сумму 480000 рублей (с учетом НДС), в том числе оборудование, требующее монтажа, на сумму 250000, оборудование, не требующего монтажа на сумму 230000 рублей. 2) Оборудование передано в монтаж, начислена зарплата работникам за монтаж в сумме 10000 рублей. 3) Основные средства введены в эксплуатацию. 4) В следующем месяце начислена амортизация основных средств (согласно учетной политике амортизация начисляется линейным методом). Срок полезного использования 8 лет.
Рассмотрим корреспонденцию счетов хозяйственных операций и первичные документы.
Тема 6. Учет нематериальных активов.
Порядок учета нематериальных активов определяется Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000 № 91н. При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременно выполнение следующих условий: 1) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры; 2) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества; 3) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; 4) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 5) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества; 6) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.). К нематериальным активам могут быть отнесены, например, исключительные права патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных, исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров. В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации). Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (исходя из фактически произведенных затрат по приобретению и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях). Учет нематериальных активов ведется с использованием счета 04 «Нематериальные активы». Принятие к бухгалтерскому учету нематериальных активов отражается по дебету счета 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы». Стоимость нематериальных активов может уменьшаться с течением времени, но может и оставаться неизменной в том случае, когда прибыль от их использования не уменьшается со временем. По нематериальным активам, стоимость которых уменьшается с течением времени, ежемесячно начисляется амортизация одним из следующих способов: 1) линейный способ; 2) способ уменьшаемого остатка; 3) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Нормы амортизации устанавливаются исходя из срока полезного использования нематериальных активов. Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования нематериальных активов производится исходя из: 1. срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации; 2. ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход). По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации). Учет амортизации нематериальных активов ведется на счете 05 «Амортизация нематериальных активов». Начисленная сумма амортизации относится в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу в торговых организациях) с кредита счета 05 «Амортизация нематериальных активов». Начисление амортизации также может отражаться в учете без использования счета 05 «Амортизация нематериальных активов», при этом начисленные суммы амортизационных отчислений списываются непосредственно с кредита счета 04 «Нематериальные активы». При выбытии объектов нематериальных активов (продаже, списании, передаче безвозмездно) их стоимость, учтенная на счете 04 «Нематриальные активы», уменьшается на сумму начисленной за время их использования амортизации (с дебета счета 05 «Амортизация нематериальных активов»). Остаточная стоимость выбывших объектов списывается со счета 04 «Нематериальные активы» на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении нематериальных активов, учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет 19/2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам», в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении нематериальных активов, вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, после принятия на учет данных нематериальных активов (статья 172 Налогового кодекса РФ). При этом указанные суммы налога списываются с кредита счета 19/2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам сборам» субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». Корреспонденция счетов
Пример
Пример 1. Организация отражает в учете следующие операции: 1) В соответствии с договором приобретены и оплачены исключительные права на издание книги сроком на 2 года. Сумма договора – 118000 рублей (включая НДС). Указанные права учитываются в составе нематериальных активов. 2) С первого числа следующего месяца начислена амортизация. В соответствии с учетной политикой амортизация нематериальных активов начисляется линейным способом. 3) Через два года срок договора заканчивается. Нематериальный актив ликвидируется.
Рассмотрим корреспонденцию счетов хозяйственных операций и первичные документы.
Тема 7. Учет производственных запасов.
Учет материально-производственных запасов производится в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным приказом Минфина России от №. Под материалами понимается часть имущества, являющаяся предметом труда, предназначенная для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд. Материалы, как правило, целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции. Учет принадлежащих организации материалов производится с использованием счета 10 «Материалы», к которому могут быть открыты субсчета в соответствии с категориями материалов. Оприходование материалов отражается по дебету счета 10 и кредиту счетов учета расчетов с поставщиками и других источников поступления. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость», субсчет 19/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам». Суммы НДС, уплаченные поставщикам за приобретенные материалы, подлежат возмещению (вычету) из бюджета (статья 171 НК РФ) и отражаются по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость», в корреспонденции с кредитом счета 19/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам». Учет материалов ведется по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам. Фактическая себестоимость материалов определяется исходя из затрат на их приобретение. В фактическую себестоимость включаются, в частности, оплата процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. Необходимо отметить, что Планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 года № 94н, обособленный учет малоценных быстроизнашивающих предметов не предусмотрен. Средства труда сроком службы до 1 года учитываются как материалы на счете 10, субсчет 10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Учетная политика организации может предусматривать для учета поступления материалов использование счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае стоимость материальных ценностей, поступивших в организацию, отражается по дебету счета 15 в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и другими. Оприходование поступивших материалов отражается по дебету счета 10 и кредиту счета 15. При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Накопленные на этом счете суммы списываются (сторнируются – при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов. Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые организацией в переработку (давальческое сырье), учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». При списании материалов в производство определение их фактической себестоимости производится одним из следующих методов оценки: - по себестоимости единицы запасов; - по средней себестоимости; - по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); - по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами. При выбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно) их стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Документооборот по учету материалов, сырья, инвентаря и хозяйственных принадлежностей: 1) Первичные документы: - Доверенность (ф. М-2), которая дает право предъявителю этого документа получить товарно-материальные ценности в другой организации; - Акт о приемке материалов (ф. М-7); - Требование-накладная (ф. М-10,11); - Накладная на перемещение товарно-материальных ценностей со склада на склад (ф. М-12,13); - Накладная на отпуск материалов на сторону (Ф. М-14,15); - Карточка складского учета материалов (ф. М-17), которая используется для накопительного учета движения материалов на складе; - Ведомость учета материалов на складе (ф. М-20); - Карточка учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей (ф. МБ-2); - Акт выбытия инвентаря и хозяйственных принадлежностей (ф. МБ-4); - Личная карточка учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (ф. МБ-6); - Акт на списание инвентаря и хозяйственных принадлежностей (ф. МБ-8);
Корреспонденция счетов
Пример
Пример 1. Организация отражает в учете следующие операции: 1) В соответствии с договором приобретены и оплачены материалы. Сумма договора – 35400 рублей (включая НДС). Также оплачены транспортные услуги в размере 708 рублей (включая НДС). 2) Материалы переданы в основное производство на сумму 10000 рублей. 3) Часть материалов реализована на сумму 18585 рулей, при этом фактическая себестоимость данных материалов составила 10000 рублей. В соответствии с учетной политикой организации при учете материалов применяется счет 15, а НДС при реализации начисляется по мере отгрузки.
Рассмотрим корреспонденцию счетов хозяйственных операций и первичные документы.
Тема 8. Учет расчетов.
8.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности (работы, услуги) ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Стоимость фактически полученных товарно-материальных ценностей (работ, услуг) отражается по кредиту счета 60 в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или соответствующих затрат (например, дебет счета 10 «Материалы»). По дебету счета 60 отражаются суммы исполнения обязательств (оплата счетов), включая авансы выданные и предварительную оплату, в корреспонденции, как правило, со счетами учета денежных средств. При этом суммы авансов выданных и предварительная оплата учитываются обособленно от других сумм – на отдельном субсчете «Авансы выданные» счета 60. Обособленно отражаются также суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями. Аналитический учет ведут в хронологическом порядке по каждому поставщику или подрядчику, причем он должен быть организован так, чтобы сведения можно было получать сгруппированными по срокам оплаты, неоплаченным векселям, неотфактурованным поставкам и т.д.
8.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками за реализованные им продукцию (работы, услуги) и т.д. ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 при реализации дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы (счета-фактуры) покупателям. При погашении задолженности покупателями и заказчиками счет 62 кредитуется в корреспонденции, как правило, со счетами учета денежных средств на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов и т.п.). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты, учитываются обособленно - на отдельном субсчете «Авансы полученные» счета 62. Учет резервов по сомнительным долгам
8.3 Учет расчетов с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам. Учет с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Возникновение задолженности по платежам в бюджет отражается по дебету соответствующих счетов в зависимости от видов налогов и других обязательных платежей и по кредиту счета 68, к которому открывается субсчет по каждому виду налогов. Погашение задолженности перед бюджетом отражается по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств. В соответствии с первой часть Налогового кодекса РФ налоги России делятся на три группы: - федеральные (определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории: налог на добавленную стоимость акцизы, таможенная пошлина, налог на прибыль организации, платежи за пользование природными ресурсами и др.); - региональные (также определяются законодательством страны, но конкретные ставки устанавливаются законами регионов: налог на имущество предприятий, плата за воду, сбор за регистрацию предприятий и др.); - местные (вводятся местными властями в соответствии с законодательством страны: земельный налог, сбор за право торговли, налог на рекламу и др.). Источниками финансирования и образования налогов и сборов являются: - балансовая прибыль организации (налог на прибыль юридических лиц, налог на имущество, налог на рекламу и др.); - чистая прибыль (сбор за право торговли и др.); - доходы потребителей (НДС, акцизы); - себестоимость продукции (земельный налог, таможенная пошлина и др.); - совокупный доход физических лиц. Приведенная группировка налогов и сборов по источникам финансирования определяет систему дебетуемых счетов бухгалтерского учета, которую следует использовать при начислении платежей в пользу бюджета. Так, при начислении налогов первой группы (кроме налога на прибыль) необходимо делать запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» по кредиту счета 68. Начисление налога на прибыль отражают по дебету счета 99 «Прибыли и убытки».
8.4 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
На счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражается информация о расчетах организации с государственными внебюджетными фондами: фондом социального страхования, пенсионным фондом и фондом обязательного медицинского страхования. Возникновение задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды, отражается по дебету, как правило, соответствующих счетов учета затрат и кредиту счета 69, к которому открывается субсчет по каждому фонду. Погашение задолженности перед бюджетом отражается по дебету счета 69 в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.
8.5 Учет расчетов с учредителями организации. Учет расчетов с учредителями организации (акционерами акционерного общества, участниками общества с ограниченной ответственностью и т.д.), в том числе по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов (дивидендов) и т.п. ведется с использованием счета 75 «Расчеты с учредителями».
8.6 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Учет расчетов по страхованию имущества и персонала ведется с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию». Начисленные суммы страховых платежей отражаются по кредиту счета 76/1 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или других источников страховых платежей. В дебет счета 76/1 списываются потери по страховым случаям с кредита счетов учета производственных запасов, основных средств и т.п. По дебету счета 76/1 также отражается сумма страхового возмещения, причитающаяся по договору страхования работника организации в корреспонденции со счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Суммы страховых возмещений, полученных от страховых организаций, отражаются по дебету счета 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и кредиту счета 76/1. Не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев списываются с кредита счета 76/1 на счет 99 «Прибыли и убытки». Учет расчетов по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням, неустойкам ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76/2 «Расчеты по претензиям». Претензии к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям (по выявленным при проверке их счетов несоответствиям цен и тарифов, арифметическим ошибкам, обнаруженным несоответствиям качества, недостачам груза и т.п.) отражаются по дебету счета 76/2 в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если завышение цен, либо арифметические ошибки обнаружились после оприходования, то расчеты по претензиям отражаются в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных запасов, товаров и соответствующих затрат. Претензии к кредитным организациям по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) со счетов организации, отражаются по дебету счета 76/2 в корреспонденции со счетами учета денежных средств, кредитов. Претензии за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных последними или присужденных судом, отражаются по дебету счета 76/2 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство. Штрафы, пени, неустойки, взыскиваемые с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков за несоблюдение договорных обязательств, в размерах признанных плательщиками или присужденных судом (суммы предъявленных вышеуказанных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются), отражаются по дебету счета 76/2 в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». Учет расчетов по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества ведется на субсчете 76/3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам». Учет расчетов по депонированным суммам 8.7 Внутрихозяйственные расчеты.
Учет расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты) ведется на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Корреспонденция счетов
Тема 9. Учет расчетов с персоналом.
Учет расчетов с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Начисление заработной платы, премий, пособий и т.д. отражается по кредиту счета 70 в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников (например, за счет чистой прибыли организации). Из начисленной заработной платы производится удержания налога на доходы физических лиц в установленных размерах, что отражается по дебету счета 70 в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчетом «Налог на доходы физических лиц». Прочие удержания из заработной платы учитываются на счетах 73 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Заработная плата может быть выдана как в безналичном порядке (через лицевые счета работников, открытых в кредитных учреждениях). Так и наличными. Из кассы заработная плата должна быть выдана в трехдневный срок. По истечении трех дней заработная плата, которая не была выдана в срок, депонируется и сдается обратно в банк на расчетный счет. Депонированная заработная плата учитывается на счете 76, субсчет 76/4 «Расчеты по депонированным суммам». Учет расчетов с работниками организации по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на служебные командировки ведется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Учет других расчетов с персоналом ведется на счете 73.
Корреспонденция счетов
Примеры
Пример 1. Организацией за месяц отражены в учете следующие операции с ценными бумагами: 1) Приобретены облигации сроком погашения 2 месяца на сумму 120000 рублей при номинальной стоимости – 100000 рублей. 2) Получена часть дохода в сумме 12500 рублей. На следующий месяц получена оставшаяся часть дохода в сумме 12500 рублей и облигации полностью погашены.
Рассмотрим корреспонденцию счетов хозяйственных операций и первичные документы.
Тема 10. Учет кредитов, займов и целевого финансирования.
10.1 Учет кредитов и займов.
Учет кредитов и займов организуется в соответствии с ПБУ 15/08 «Учет займов и кредитов и затраты по их обслуживанию». Для учета расчетов по полученным кредитам и займам предусмотрены пассивные расчетные балансовые счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (полученные на срок не более 1 года) и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (полученные на срок более 1 года). Краткосрочные кредиты и займы ограничены 1 годом и выдаются на закупку сырья и других материальных ценностей (Д-т 51 К-т 66). Долгосрочные (свыше 1 года) выдаются в основном на приобретение основных средств и осуществление других долгосрочных инвестиций (расширение предприятия, новое строительство, реконструкция) согласно кредитному договору (Д-т 51 К-т 67). Основные различия между договорами на предоставление кредитов и займов следующие: 1. Организация, предоставляющая кредиты или займы. - Кредиты выдают банки и кредитные учреждения при наличии у них соответствующей лицензии (статья 819 ГК РФ). - Займы могут выдавать любые юридические и физические лица, при этом, им лицензия не требуется (статья 807 ГК РФ). 2. Форма сделки. - По кредитам – только письменная в виде кредитного договора (статья 820 ГК РФ). - По займам – если договор с юридическим лицом – письменная (статья 808 ГК РФ), если договор между физическими лицами, то возможна устная форма сделки. 3. Предмет договора. - По кредитам – только денежные средства (статья 819 ГК РФ). - По займам – деньги и другие вещи, определенные родовыми признаками (статья 807 ГК РФ). 4. Платность. - По кредитам обязательно предусмотрены проценты (статья 819 ГК РФ). - Займы могут быть беспроцентные (статьи 809 ГК РФ). Основным условием получения кредита является его целевое назначение и размер уплачиваемых процентов. При этом, если кредит получен на увеличение внеоборотных активов, то проценты относятся в Д-т счета 08 с К-та счета 66,67, то есть включаются в первоначальную стоимость объектов. Если кредит получен на приобретение материально-производственных запасов, оплата процентов за пользование кредитом списывается на Д-т счета 91 с К-та счета 66,67, то есть согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» учитывается в составе операционных расходов. Банк осуществляет строгий контроль за финансовым положением клиента и обеспеченностью кредита, для чего предприятие представляет в банк бухгалтерский баланс и различные справки. Поступление средств от кредиторов отражается по дебету счетов учета денежных средств или расчетов (например, 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.) и кредиту счета учета кредитов и займов. Займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, учитываются на счетах 66, 67 обособленно – на отдельном субсчете. Если облигации размещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то делаются следующие записи:
Если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то:
Причитающиеся по полученным займам проценты к уплате отражаются по кредиту счетов 66,67 в корреспонденции с дебетом счета 91. Начисленные суммы процентов учитываются на отдельном субсчете счетов 66,67. При погашении кредитов и займов дебетуется соответствующий счет учета кредитов и займов в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются на 66,67 счетах обособленно. Также на отдельном субсчете к счетам 66,67 учитываются расчеты с кредитными организациями по операции учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств. Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств отражается организацией-векселедержателем по кредиту счетов 66,67 (номинальная стоимость векселя) и дебету счетов 51,52 (фактически полученная сумма денежных средств) и 91 (учетный процент, уплаченный кредитной организации). Закрывается операция дисконта векселей на основании извещения кредитной организации об оплате векселедателем или другим плательщиком путем отражения суммы векселя по дебету счетов 66,67 и кредиту соответствующих счетов учета дебиторской задолженности. При возврате организацией-векселедержателем денежных средств, полученных от кредитной организации в результате дисконта векселей, из-за невыполнения в установленный срок векселедателем или другим плательщиком по векселю своих обязательств по платежу производится запись по дебету счетов 66,67 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При этом задолженность по расчета с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспеченная просроченными векселями, продолжает учитываться на счетах учета дебиторской задолженности.
Корреспонденция счетов
Пример
Пример 1. Акционерное общество привлекает денежные средства путем размещения облигаций серии А: номинал облигации 1000 рублей, срок погашения 6 месяцев, доход по облигациям 20 % годовых, выплачивается при погашении. При этом: 1) Размещено 5 облигаций серии А по 1100 рублей; 2) Размещено 10 облигаций серии А по 1000 рублей; 3) Через полгода размещенные облигации серии А погашены.
Рассмотрим корреспонденцию счетов хозяйственных операций и первичные документы.
Пример 2. Акционерное общество привлекает денежные средства путем размещения облигаций серии В: номинал облигации 1000 рублей, срок погашения 1,5 года, доход по облигациям 25 % годовых, выплачивается 1 раз в полгода. При этом: 1) Размещено 15 облигаций серии В по 850 рублей; 2) Через полгода выплачен доход по облигациям серии В; 2) Через год выплачен доход по облигациям; 3) Через 1,5 года погашены облигации серии В.
Рассмотрим корреспонденцию счетов хозяйственных операций и первичные документы.
Тема 11. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) и обращение.
Основополагающими нормативными документами, определяющими организацию учета производственных издержек, являются ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом Минфина РФ 06.05.99 № 33н - в целях бухгалтерского учета, глава 25 НК РФ «Налог на прибыль» (статьи 253-264) – в целях налогового учета. Также для различных отраслей хозяйственной деятельности существуют отраслевые методические рекомендации по учету затрат, определяющие перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг). Так, в организациях строительной отрасли используются Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденные Минстроем 04.12.95 № БЕ-11-260/7. Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство является: 1. Учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции; 2. Своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат; 3. Исчисление фактической себестоимости; 4. Выявление резервов снижения себестоимости продукции. Затраты на производство группируют: 2. По месту их возникновения: - по производствам; - цехам; - участкам. 3. По видам продукции (работ, услуг). 4. По видам расходов: - по элементам затрат (что необходимо предприятию для процесса производства); - по статьям затрат для калькулирования (на какие цели произведены затраты). Основными статьями затрат в производстве являются: 1)сырье и материалы (Д-т 20 К-т 10); 2)возвратные отходы (вычитаются) (Д-т 10 К-т 20); 3)покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних организаций (Д-т 20 К-т 10,60,76); 4)топливо и энергия на технологические цели (Д-т 20 К-т 10); 5)основная и дополнительная зарплата производственных рабочих (Д-т 20 К-т 70); 6)отчисления на социальные нужды (Д-т 20 К-т 69); 7)расходы на подготовку и освоение производства (Д-т 20 К-т 97); 8)общепроизводственные расходы (Д-т 20 К-т 25); 9)общехозяйственные расходы (Д-т 20 К-т 26); 10)потери от брака (Д-т 20 К-т 28); 11)прочие производственные расходы (Д-т 20 К-т 94). Итого фактическая производственная себестоимость. 12)расходы на продажу (Д-т 20,90 К-т 44). Итого полная себестоимость. 4. По отношению к себестоимости: - прямые; - косвенные, которые одновременно относятся ко всем видам продукции, работ, услуг. 5. В зависимости от объема производства: - переменные, которые зависят от объема производства (основные материалы, зарплата рабочих); - условно-постоянные, которые не зависят от объема производства (общехозяйственные расходы). Для учета затрат на производство предусмотрены следующие счета: Счет 20 «Основное производство», Счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства», Счет 23 «Вспомогательное производство», Счет 25 «Общепроизводственные расходы», Счет 26 «Общехозяйственные расходы», Счет 28 «Брак в производстве», Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», Счет 96 «Резервы предстоящих расходов», Счет 97 «Расходы будущих периодов». 1. Информация о затратах основного производства, т.е. производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации, отражается на счете 20. Для обеспечения учета затрат производства по элементам и статьям калькуляции все затраты основного производства группируются по видам изготавливаемой продукции. Счет 20 – активный, сальдовый (дебетовый остаток отражает фактическую себестоимость незавершенного производства на 1-ое число каждого месяца), калькуляционный. По дебету счета 20 отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ, оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства и потери от брака. По кредиту счета 20 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ или услуг. Д-т 20 К-т 10,70,69,02,05,25,26,28,96,97 и т.д. – затраты основного производства; Д-т 43,40 К-т 20 – продукция из производства передана на склад. Д-т 90 К-т 20 – списана себестоимость выполненных работ или оказанных услуг. 2. Счет 21 - аналогичен счету 20, но используется при полуфабрикатном методе учета затрат. Д-т 21 К-т 10,70,69,02,05,25,26,28,96,97 и т.д. – затраты основного производства; Д-т 43 К-т 21 – продукция из производства передана на склад для продажи или Д-т 20 К-т 21 – продукция передана на дальнейшую переработку. 3. Счет 23. Для определения себестоимости продукции и услуг вспомогательного производства используется счет 23 - активный, сальдовый (дебетовый остаток отражает фактическую себестоимость незавершенного производства инструментальных, ремонтных и других вспомогательных цехов на 1-ое число каждого месяца), калькуляционный. Д-т 23 К-т 10,70,69,02,05,26,28,96 и т.д. – определены затраты вспомогательного производства; Д-т 20 К-т 23 – затраты вспомогательных производств отнесены на затраты основного производства. 4. Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, отражаются на счетах 25, 26. Счет 25. Учет расходов по управлению и обслуживанию производств отражается на счете 25 – активный, сальдо не имеет, собирательно-распределительный, в балансе не отражается, так как в конце месяца распределяется между отдельными видами продукции пропорционально принятой базе распределения. Д-т 25 К-т 10,70,69,02,96 и т.д. – определены общепроизводственные расходы; Д-т 20,23 К-т 25 – общепроизводственные расходы отнесены на затраты основного и вспомогательных производств. 5. Счет 26. Учет расходов по управлению и обслуживанию предприятия в целом отражается на счете 26 – активный, сальдо не имеет, собирательно-распределительный, в балансе не отражается, так как в конце месяца распределяется между отдельными видами продукции пропорционально принятой базе распределения. Д-т 26 К-т 10,70,69,02,96 и т.д. – определены общехозяйственные расходы; Д-т 20,23 К-т 26 – общехозяйственные расходы отнесены на затраты основного и вспомогательных производств. Расходы, учтенные на счете 26 в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90. 6. Счет 28. Для учета затрат по исправлению брака и окончательно забракованной продукции предназначен счет 28 – активный, не имеет сальдо, так как оно ежемесячно списывается на затраты производство, калькуляционный. Д-т 28 К-т 20,10,70,69 и т.д. – определены расходы по браку продукции; Д-т 20 К-т 28 – брак отнесен на затраты основного производства (если его невозможно исправить). 7. Счет 29. Для обеспечения учета затрат производства по элементам и статьям калькуляции все затраты обслуживающих производств группируются по видам изготавливаемой продукции. Счет 29 – активный, сальдовый (дебетовый остаток отражает фактическую себестоимость незавершенного производства на 1-ое число каждого месяца), калькуляционный. Д-т 29 К-т 10,70,69,02,28,96,97 и т.д. – затраты обслуживающих производств. 8. Счет 96. В целях равномерного включения предстоящих расходов в затраты отчетного периода организация может создавать резервы предстоящих расходов и платежей. Например, резерв на оплату отпусков работников, резерв по гарантийному ремонту. Для этих целей используется счет 96 – пассивный, сальдовый, но на конец года практически всегда закрывается. Д-т 20,23,25,26 К-т 96 – образован резерв; Д-т 96 К-т 70,69 – начислены отпускные работникам из резерва. 9. Счет 97. Для учета расходов, произведенных в отчетном месяце, но не подлежащих включению в себестоимость отчетного периода, используется счет 97. Например, расходы по освоению новых видов продукции, производств, расходы, связанные с взносом арендной платы за последующие периоды и прочие. Счет 97 – активный, сальдовый, распределительный. Д-т 97 К-т 51 – произведены расходы в данном отчетном периоде, но относящиеся к другим отчетным периодам (расходы произведены за несколько месяцев вперед); Д-т 20,23 К-т 97 – при наступлении соответствующего периода производится распределение расходов, которые включаются в затраты.
Корреспонденция счетов
Пример
Пример 1. Организация сферы производства осуществляет выпуск партии продукции. При этом: 1) Израсходованы материалы на сумму 27000 рублей; 2) Начислена заработная плата: рабочим основного производства 20000 рублей, управленческому аппарату 15000 рублей; 3) Начислена амортизация основных средств основного производства 10000 рублей, в т.ч. амортизация оргтехники 5000 рублей, амортизация нематериальных активов управленческого назначения 3000 рублей. 4) Получены и оплачены счета: за юридические услуги на сумму 12000 рублей (без учета НДС), за работы по переработке материалов 24000 (без учета НДС). 5) В конце производственного цикла готовая продукция поступила на склад.
Рассмотрим корреспонденцию счетов хозяйственных операций и первичные документы.
Статьи калькуляции затрат. Сырье и материалы отпускаются в производство в строгом в соответствии с нормами расхода и оформляются лимитно-заборными картами, требованиями и накладными. Таким образом, для контроля за использованием сырья и материалов в производстве используется 3 основных метода: 1. Метод документирования основан на документальном оформлении всех случаев отклонений от установленных норм. 2. Партионный метод (например, раскроя) заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых в производство, выписывается раскройный лист. Для выявления результатов раскроя фактически полученное количество заготовок сравнивают с нормативным, и, если есть отклонения, то указывают причины. 3. Инвентарный метод заключается в проведении инвентаризации остатков неизрасходованного сырья и материалов при окончании смены. По окончании месяца в цехе, на участке (как правило, начальником цеха, участка) составляется отчет о расходе сырья и материалов, где указываются нормативный и фактический расходы материалов на каждый вид продукции. Списание материалов в производство может производиться одним из следующих методов, предусмотренным в учетной политике предприятия: 1. по себестоимости каждой единицы материалов 2. по средней себестоимости, определяемой как средняя арифметическая; 3. по методу ФИФО, то есть по себестоимости по времени закупок; При обработке материалов образуются отходы производства: 1.Возвратные или ценные – отходы, которые могут быть использованы в дальнейшем. При возврате их на склад выписывается накладная. Д-т 10 К-т 20 2. Безвозвратные – отходы, которые не представляют никакой ценности и не могут быть использованы в производстве. Распределить начисленную зарплату, премии, доплаты и т.д. – это значит правильно отнести их сумму в дебет производственных счетов, то есть включить в себестоимость продукции, работ, услуг. Д-т 20,23,25,26,28,44 К-т 70 Если невозможно отнести некоторые виды расходов на оплату труда по прямому признаку распределения, то тогда зарплата распределяется косвенным путем, то есть пропорционально выбранной исходной базы (зарплата директора, бухгалтера, обслуживающего персонала). Основными документами по начислению зарплаты являются: 1. Сдельщикам – наряды, рапорты о выработке, маршрутные листы; 2. Повременщикам – табель учета рабочего времени. Если отдельным категориям производственных рабочих начисляется сдельная оплата, а другим повременная, то заработная плата распределяется между заказами и видами работ пропорционально сдельной зарплате. Начисление единовременных премий производится всем категориям работников либо через соответствующие счета учета затрат, либо за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Доплаты, начисленные рабочим за работу в ночное и сверхурочное время, распределяются между заказами и видами работ пропорционально сдельной или повременной работе. Сумма отчислений на социальное страхование и обеспечение (единый социальный налог) включается в затраты предприятия по установленным государством процентам от начисленной зарплаты (с 01.01.2005 года – 26 %). Д-т 20,23,25,26,28,44 К-т 69 Распределение зарплаты производится в разработочной таблице № 1 (распечатке), которая заполняется на основании первичных документов по цехам и по предприятию в целом. Общепроизводственные расходы – это расходы по содержанию и управлению цехами (участками, производствами). Общепроизводственные расходы состоят из двух видов расходов: 1.Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования. К ним относятся зарплата рабочих по обслуживанию оборудования, отчисления на социальные нужды, текущий ремонт оборудования, амортизация и т.д. Д-т 25/1 К-т 70,69,10,60,02 и т.д. 2.Зарплата инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала, отчисления по ЕСН, содержание и ремонт производственных зданий и инвентаря, амортизация зданий, прочие расходы. Д-т 25/2 К-т 70,69,10,60,02,71,76 и т.д. В конце месяца общепроизводственные расходы по каждому цеху полностью включаются в производственную себестоимость продукции, работ, услуг основного и вспомогательного производства. Д-т 20,23 К-т 25/1, 25/2 Общепроизводственные расходы распределяются между отдельными видами выпускаемой продукции пропорционально принятой базе распределения: зарплата основных производственных рабочих, израсходованные сырье и материалы. Например. Общепроизводственные расходы за месяц составили 75000 рублей (Д-т счета 25). На предприятии выпускается 2 вида продукции: А и Б. Сумма зарплаты основных производственных рабочих составила: по продукции А – 100000 рублей (Д-т 20/1 К-т 70), по продукции Б – 150000 рублей (Д-т 20/2 К-т 70), итого 250000 рублей. Решение. Общепроизводственные расходы, таким образом, составили 30 % от общей начисленной зарплаты основным производственным рабочим (75000 рублей / 250000 рублей). При этом, на продукцию А приходится 30000 рублей общепроизводственных расходов (100000 рублей * 30% / 100%); на продукцию Б – 45000 рублей (150000 рублей * 30% / 100%). Д-т 20 К-т 25 Тема 12. Учет готовой продукции и товаров.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |