Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая мысль средних веков

Экономическая мысль Античного Мира.

Экономическая мысль Древнего Мира.

План

ЛЕКЦИЯ №4

ЛЕКЦИЯ №3

Хозяйство первоначального общества и его эволюция на этапе ранних цивилизаций

ЛЕКЦИЯ №2

Особенности хозяйственного развития и экономической мысли периода формирования мировых цивилизаций (VIII ст. до н.э. – V ст.н.э.).

Хозяйство и экономическая мысль обществ Европейской цивилизации в период средних веков (V – XV ст.)

Экономическая мысль начинается с глубокой давности, когда впервые появляются отдельные высказывания, идеи, имеющие экономический характер, а затем постепенно зарождается экономическое мышление. Обзор истории экономической мысли начинается с характеристики экономических представлений народов периода появления первых цивилизаций.

Экономическое мышление древнего мира отображало черты социально-экономического и политического развития общества того времени. Некоторые из них были обществами азиатского способа производства (государства Древнего Востока), а другие - обществами античного способа производства (Древняя Греция и Древний Рим). Различия между древневосточным и античным обществами в первую очередь определили особенности их экономической мысли.

Один из первых известных нам памятников экономической мысли относится к литературе Древнего Египта. Сочинения «Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», «Изречения Ипусера», «Пророчество Неферти», различные административно-хозяйственные и юридические документы - примеры зарождения экономической мысли в Древнем Египте.

В отличие от Древнего Египта, в Месопотамии (Междуречье) относительно быстро развивались частная собственность и товарно-денежные отношения. В результате усиливалось расслоение общества. Государство старалось с помощью законодательства регулировать экономическую деятельность населения и регламентировать частноправовые отношения.

Известным памятником экономической мысли VIII ст. до н.э. являются законы древневавилонского царя Хаммурапи. Основная цель законов - всестороннее укрепление экономической власти государства. Законы царя Хаммурапи представляют систему правовых норм, направленных на регулирование социально-экономических отношений в Вавилоне в XVIII ст. до н.э.

Экономическая мысль Древней Индии была окружена религиозной оболочкой. При этом экономические проблемы специально не исследовались, а рассматривались в древнеиндийской литературе лишь в связи с попытками решения социальных и политических задач. Письменными источниками середины І тысячелетия до н.э. являются преимущественно произведения буддизма и брахманизма (индуизма). Наиболее известными книгами являются «Законы Ману», «Артхашастра». Особенность экономической мысли Древней Индии ІІ ст. до н.э. состоит в том, что она имеет ярко выраженную религиозную окраску, уделяет большое внимание обоснованию неприкосновенности кастового порядка. Тем не менее, в древнеиндийской литературе имеются сведения об экономическом порядке государства, а также отражены практические познания в области ведения хозяйства, даются рекомендации относительно его управления, в частности, организации налогообложения и иных вопросов экономической политики.

Экономическая мысль Древнего Китая возникла и развивалась в рамках философских и политических учений. Основными направлениями древнекитайской общественной мысли были конфуцианство, легизм, даосизм и моизм, которые сформировались в IV-ІІІ ст. до н.э. Конфуцианство, например, это учение, которое было создано Конфуцием и его последователями и было направлено на обеспечение стабильности рабовладельческого порядка, который формировался тогда, укрепление авторитета государства. Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного строя, который утвердился на долгие годы в китайском обществе.

Большую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных философов Ксенофонта (бл. 430-355 гг. до н.э.), Платона (428-348 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и других. Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной областью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. К ремеслам и торговле он относился очень отрицательно. Одним из наиболее выдающихся мыслителей Античной Эпохи был ученик Сократа - Платон. Он был основателем Академии высшей школы философии, политики и права. Основные политико-экономические работы – «Диалоги», «Государство», «Законы». Так же, как и Ксенофонт, Платон в целом придерживался «натурально-хозяйственной» концепции. Платон, разработав модель «идеального государства», считал, что в таком государстве свободные люди разделяются на три слоя: 1) философов, призванных руководить государством; 2) воинов; 3) земледельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не относились ни к какому слою. Они приравнивались к инвентарю. Некоторые идеи Платона были реализованы его учениками.

Одним из первых, кто пытался анализировать экономические явления, был древнегреческий мыслитель Аристотель. Поэтому его можно с уверенностью назвать первым экономистом в истории науки. В особенности нужно выделить его произведения «Никомахова этика», «Политика», где рассматривались социальные и политические вопросы. Рассуждая о путях приобретения богатства, Аристотель разделял экономику и хрематистику. Цель экономики - приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и ведения домашнего хозяйства, а хрематистика - позорное искусство наживать имущество путем торговли. Аристотель сформулировал понятие «справедливая цена» - это та цена, которая устанавливается по добровольному согласованию участников обмена, которые не являются монополистами.

Основная форма экономического мышления древних римлян и греков - это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства.

После падения Римской империи (V ст.) начинается эпоха средневековья. Мышление средневекового человека имело теологический характер. Экономическая мысль еще не отделилась в самостоятельную область знания. Экономическая мысль средневековья тесно связана с экономической политикой государства, рассчитанного на поддержку феодального порядка, его стабилизацию.

Представление об экономических идеях раннего средневековья (VI-X ст.) дает старинная запись судебных обычаев франков «Салическая правда», составленная в начале VI ст. н.э.

Другая памятка экономической мысли средневековья «Капитулярий о виллах» Карла Великого (начало ІХ ст.) дает представление об организации и управлении феодальной вотчиной.

Развитие экономической мысли классического средневековья происходило под огромным влиянием христианской церкви. Самым большим авторитетом и выдающимся выразителем экономических идей того времени был Фома Аквинский (1225-1274), основными трудами которого являются «Сума против язычников», «Сума теологии».

В многогранном произведении «Повесть временных лет» (конец ХІ - начало ХІІ ст.), автором которого был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, утверждается, что источником всякого богатства является труд. В документах позднего средневековья зафиксировано значительное распространение в Украине вотчинной формы собственности на землю. С тех времен до нас дошли некоторые актовые материалы, которые свидетельствуют о ведении учета доходов и обмена. Экономическая мысль того времени отражает развитие ростовщичества.

Экономические взгляды средневековья (эпохи феодального общества) имеют ярко выраженный богословский характер. Основными источниками экономической мысли этого периода являются юридические и церковные памятники. Особенность экономической мысли того времени состоит в том, что она продолжала уделять внимание тем же проблемам, что и в древние времена. В первую очередь - это вопросы руководства страной, ведения сельского хозяйства как основной области, а ремесленничества и торговли, как вспомогательной.

Этическая направленность экономической мысли пронизывает труды всех мыслителей средневековья, а окончательный разрыв экономических и этических проблем был связан с появлением первых экономических школ. В наиболее законченном виде экономическую мысль позднего средневековья представляет меркантилизм.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Значение истории экономики и экономической мысли | Сущность взглядов представителей школы физиократов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.