Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы

Древние образы и символы


И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мельчайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.
Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения.

Были распространены символы «мирового дерева», дороги, богини-матери.

Первую законченную картину мира дает так называемое «мировое дерево», символизировавшее небо(верх), землю(середина), подземное царство (низ). Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «Венеры» - примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Им присущи общие черты: увеличенные бедра, живот, груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов даже не интересовали черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретного человека, а в том, чтобы создать обобщенный образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Помимо людей изображали животных: лошадей, коз, зубров, северных оленей и других.

 

 

Кроме основных видов изобразительного искусства и архитекту­ры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, му­зыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь одно­образной и безрадостной, как это может показаться современному человеку.

По всей вероятности, самой ранней формой театрального искус­ства была пантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий цикл (от се­ва до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии (от свадьбы до посылки чужому племени символов, означающих объявление войны или заключение мира). В то же время в недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших далеких предков была слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облег­чавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в хоро­вых танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивающим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рож­дающий простейшую мелодию. Такое сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, лиш­ний раз подтверждает синкретический характер первобытного ис­кусства.

Другой, не менее важной причиной возникновения музыкально­го творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирую­щих голоса природы (грома, падающих камней, льющейся воды, криков птиц и рева умирающего раненого зверя), он может добить­ся успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктив­ный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки.

Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с четко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторе­ние различных интонаций с определенным интервалом. Это и была одна из первичных форм музыки.

Таким образом, главным условием рождения музыки как ви­да искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкаль­ных образов.

Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не толь­ко голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или ору­диям труда, первобытный человек на самом деле использовал про­стейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей ма­монта, обнаруженный во время раскопок у села Мезин в Чернигов­ской области на Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и на местах палеолитических посе­лений во Франции, в Чехии, Венгрии.

А что представляли собой первые танцы древности? Как они были еще далеки от того, что мы сегодня называем этим привычным словом! Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, свои собственные ощуще­ния, настроение и душевное состояние. Появлению танца способст­вовали ритмические движения, повторяющиеся во время охоты или других видов трудовой деятельности первобытного человека. Перво­начально они носили примитивный характер и больше напоминали простейшие гимнастические упражнения. Бешеные скачки, имита­ция повадок животного, притопывание ногами, выразительные жес­ты рук — все это предпосылки для возникновения танца. Охотники верили, что имитация повадок животных способна влиять на успеш­ное завершение охоты. До сих пор у некоторых народов сохранились такие подражательные танцы. У австралийских племен — танцы «бабочки», «лягушки» и «кенгуру»; у бразильских индейцев — «рыбьи» пляски и пляски «летучей мыши»; у североамериканских — «медведя» и «бизона», а на севере России — танцы «утушек», «лебе­душек», «оленя».

Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окру­жении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы за­ставляла первобытного человека поклоняться многочисленным ду­хам, которых необходимо было задабривать. Различали также по­гребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в изящном наклоне, передающем характер движения.

Среди основных видов древнего театрального искусства можно назвать охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски.

Охотничьи маскировки преследовали единственную цель: обма­нуть животное и обеспечить успешную охоту. При этом человек создавал не художественный образ, а лишь имитировал повадки жи­вотного. Охотничью пляску уже можно считать образным отраже­нием действительности в сознании человека. Обычно она разыгры­валась по определенному сценарию и могла воспроизводиться не­сколько раз. Такая пляска сопровождалась звуками барабанов и трещоток, а также пением присутствующих, которые одновременно являлись и зрителями. Тотемическая пляска предполагала выступ­ление перед зрителями в костюме и маске тотема — животного или растения, являвшегося предком-покровителем данного племени. Огромное значение приобретало актерское мастерство исполнителя, демонстрировавшего обобщенные черты тотема.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль мифа в культуре | Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.