Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Месопотамия - колыбель человеческой цивилизации

Особенности художественной культуры Месопотамии

Художественная культура Древнего мира

знать/понимать:

- памятники культуры Древней Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Античного Рима: ансамбли Вавилона, пирамиды в Гизе, храмы в Луксоре и Карнаке, ансамбль афинского Акрополя, Пергамский алтарь, Римский форум, Колизей, Пантеон)

- значение культуры Древнего мира для мировой цивилизации;

- особенности шумеро-вавилонской, египетской, греческой и римской ментальности

уметь:

- определять огромное влияние культуры Месопотамии, Древнего Египта и античной культуры на последующее культурное развитие человечества;

- определять зависимость культурных особенностей от системы жизненных ценностей;

- сопоставлять памятники культуры Древнего мира с современными достижениями архитектуры и скульптуры;

- сравнивать художественные традиции в архитектуре Египта, Древней Греции, Античного Рима;

- определять отличительные черты греческого театра от современного;

- высказывать и обосновывать собственную точку зрения;

- пользоваться разными источниками информации

 

План

 

1. Месопотамия - колыбель человеческой цивилизации

2. Зиккурат Этеменанки

3. Ворота богини Иштар

4. Дорога Процессий

5. Значение культуры Месопотамии для мировой цивилизации

 

 

Передняя Азия не случайно именуется колыбелью человеческой цивилизации. Действительно, многое из того, что окружает нас сейчас и чеммы пользуемся в повседневной жизни существовало уже более трех и четырех тысячелетий тому назад. В государствах Древнего Двуречья зародились основыматематических знаний, сложилась десятичная система счета, установилось деление часового циферблата на 12 частей. Изучение небесных светилпревратилось там в точную науку. Вавилонские жрецы, например, умели вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Шумерские и Вавилонские зодчие научились возводить высочайшие башни, строить не только плоские перекрытия, но и арочные конструкции,впоследствии перенятые древними римлянами. Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие ранние государства, как Шумер, Аккад и Вавилон. В северной части сформировалась Ассирия, расположенная по среднему течению Тигра. На восточном побережье Средиземного моря существовали Финикия и Палестина. В горных районах к северо-востоку от Тигра находились Урарту и Иракское государство. Эти земли ныне принадлежат разным странам: северная часть Двуречья - Сирии, остальная ее часть - Ираку, а области Закавказья входили в бывший СССР. Шумеры, как и их преемники вавилоняне, не знали, в противоположность древним египтянам, того развитого заупокойного культа, который побуждалснабжать умерших всем, что было им дорого при жизни, в том числе и излюбленными литературными произведениями. Поэтому дошедшие до наслитературные памятники Шумера и Вавилонии ограничиваются глиняными табличками, которые хранились в библиотеках храмов и царей - “наместниковбогов на земле”.

В основе искусства Древней Передней Азии лежит ясное пони­мание общей картины мира, четкое представление о мировом уст­ройстве. Его главной темой становится прославление силы и могу­щества человека.

Время сохранило очень немногие архитектурные сооружения, чаще всего лишь фундаменты зданий. Строились они из необожженной глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро разрушались. Не пощадили их и многочисленные войны.

В стране бурных рек и заболоченных равнин храмовые сооружения поднимали на высокие насыпные подножия, предохраняющие их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестницу). По ним жители города или жрецы поднимались к святилищу. Города Междуречья защищали оборонительные сооружения с мощ- ными и высокими крепостными стенами, башнями и укрепленными воротами.

Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов — ступенчатых башнеобразных храмов, предназначенных для культовых обрядов, а позднее и для астрономических наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были массивны и прочно стояли на земле, напоминая людям горы. На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, то есть «жилище бога», куда и нисходило божество. Простые люди никогда не до-

пускались в святилище, там могли находиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.

 

Наибольшую известность приобрел зиккурат в городе Уре, кото­рый частично удалось раскопать из-под занесших его слоев песка. Он представлял собой сооружение из трех поставленных одна на другую усеченных пирамид. (В настоящее время сохранились лишь два этажа из первоначальных трех его террас.) Низ был выкрашен в черный цвет, первая пирамида — в красный, средняя — в белый, а верхняя со святилищем выложена голубым глазурованным кир­пичом. Выступающие террасы были засажены декоративными деревьями и кустарниками. План здания позволяет сделать пред­положение, что святилище божества находилось за толстыми, не­проницаемыми стенами, а имевшиеся тесные помещения носи­ли замкнутый характер. Сохранившаяся в нижней части трехцвет­ная мозаика, имитирующая связки тростника и тростниковое пле­тение, свидетельствует об изысканном декоративном убранстве зиккурата.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа | Зиккурат Этеменанки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.