КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи
О далеком времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры. Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали деревянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные храмы. Каменный храм в средневековом городе имел особый статус. Чаще всего он был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам. Возведение храмов на городских площадях, добыча и транспортировка камня, возведение строительных лесов становились важным явлением в жизни средневекового города. Возрождение античных архитектурных традиций и появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. Одним из самых распространенных сооружений X—XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры.
В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (XI—XII вв.) и готический (XIII—XV вв.). Термин романский стиль (лат. romanus) — возник гораздо позднее, в начале XIX в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми формами и конструкциями римской архитектуры. Действительно, в XI—XII вв. европейские мастера начали возрождать цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, облицовку стен тесаным камнем. Кроме того, романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи, населенной народами, говорящими на языках романской группы. Значительным было и влияние византийского зодчества. Однако романская архитектура имела и свои собственные завоевания. О них скажем особо. Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время — стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присущи стремление к завершенной целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Ее характерный элемент — арочная форма дверных и оконных проемов. Следует также отметить, что в период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал. Спокойно и уверенно поднимаются к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формами. В их очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами. Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома. Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в большей степени отразившая дух романской эпохи, ее представления о «модели мира». Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви — идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. (В 1054 г. произошло разделение христианской церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную.) Храм подобного типа должен был вмещать большое количество паломников, поэтому перед архитекторами стояла задача расширения внутреннего пространства, его соотношения с объемами здания. Решение этой задачи было в первую очередь связано с каменными перекрытиями. От использования деревянных конструкций, приводивших к частым пожарам, пришлось отказаться. Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, поэтому в романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Еще одной особенностью романских храмов являются расположенные под хором небольшие подземные помещения, служившие местом хранения церковных реликвий, а также использовавшиеся для погребений. Для освещения центрального нефа, затрудненного крестовыми перекрытиями боковых нефов, стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная и боковые — квадратные и восьмигранные. Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки. Важнейшей особенностью романского стиля стало появление скульптурного декора, в первую очередь рельефа. Таким образом, облик романского храма сочетал в себе разные виды искусства. В создании и украшении такого храма участвовали не только зодчие, но и живописцы, и скульпторы. Центром средневековой романской архитектуры была Франция. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Согласно описанию и рисункам, это была пятинефная базилика с 30-метровым по высоте центральным нефом. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две — на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием, имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, -использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода. Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |