КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы периодизации экономической истории
Схема социально-исторического процесса.
Общество в процессе своего существования развивается за счет двух факторов: -общения, -преемственности (через наследование и воспитание).
Схема социально-исторического процесса:
1) Первобытная семья. Основа ее кровный союз, физиологические основы кровных связей. 2) Род. Семьи, произошедшие от одного корня образовали род, включающий религиозные, юридические элементы, почитание родоначальника, общее имущество, круговую самооборону-принцип кровной мести. 3) Племя. Род разрастается в племя через нарождение. Племя характеризуется генетической связью, обычаями, преданиями. 4) Народ. Из племени в результате ассимиляции рождался народ. Характеризуется нравственной связью, сознанием духовного единства, воспитанием, совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов. 5) Государство. Если чувство национального единства реализуется в единство верховной власти и закона, то образуется государство.
Понятие экономики и политики: Политика решает три вопроса: -как захватить власть, -как удержать власть, -как распространить и расширить власть. Вопрос об удержании власти зависит от решения социально-экономических вопросов. Чем успешнее они решаются, тем устойчивее власть. Это показывает взаимосвязь экономики и политики. Связь экономики и политики в современной экономике была раскрыта голландским ученом Яном Тинбергеном, которую он сформулировал как систему целей, к которой должны стремиться страны, желающие достичь более высоких уровней развития цивилизации: 1. Сохранение международного мира - краеугольный камень социально-экономической стабильности. 2. Максимизация выпуска продукции на душу населения при полной занятости и равновесии денежной системы. 3. Улучшение распределения общественного продукта между социальными группами и отдельными странами. 4. Эмансипация (освобождение) групп, не пользующихся равноправием в обществе. 5. Возможно большая индивидуальная свобода.
Варианты периодизации социально-экономического процесса 1. Ф.Лист создал учение о стадиях хозяйственного развития нации. 2. Б.Гильдебрант в основу периодизации положил способ обмена продукцией. Стадии: -естественно-натуральное хозяйство, -денежное хозяйство, -кредитное хозяйство. 3. К.Марксом в основу периодизации положена смена формы собственности: -первобытно-общинный способ, -рабовладельческий, -феодальный, -капиталлистический, -коммунистический. 4. Дж.Гелбрейт в основу положил развитие науки и техники и возможность использовать их в производстве.
Тема: Первобытное хозяйство. Черты первобытного хозяйства. 1. Форма собственности -общинная. -коллективная.
2. Длительность периода, обусловленная низким уровнем развития производительных сил. Длительность любого социально-экономического периода обусловлена возможностью к накоплениям. С+V+M, C-фонд возмещения средств производства, V- часть созданной стоимости, принимающей форму заработанной платы, М - прибавочный продукт, C+V – издержки V+M –национальный доход, как сумма доходов владельцев факторов производства.
Причины низкой производительности: -примитивные орудия труда -малая продолжительность трудоспособного возраста -принцип распределения уравнительный: полное отсутствие стимулов. -социальное равенство -коллективное присвоение природных ресурсов и результатов производства.
3. Основная форма присваивающей практики - присваивающее хозяйство. Типы этого хозяйства: -собирательство, -охота, -рыболовство.
При периодизации чаще используют археологическую схему: -каменный век (3 млн. лет назад - конец 3 тысячелетия до н.э.), -бронзовый (конец 3 тысячелетия – 1 тысячелетие до н.э), -железный (1тысячелетие до н.э.). Бронзовый и каменный век связаны с государственным образованием.
Первобытное хозяйство совпадает с каменным веком. Выделяют периоды каменного века: -палеолит (древний каменный век, 3 млн. -12 тыс. лет до н.э.), -мезолит (средний каменный век, 12 тыс.-8 тыс. лет до н.э.), -неолит (новый каменный век, 8 тыс.-3 тыс. лет до н.э.)
1. Палеолит. Первый переломный момент: - умение изготавливать орудия труда, первое орудие труда появилось около 2,5 млн. лет назад, -около 1 млн. лет назад появился первый вид человека: питекантроп-обезьяночеловек.
Второй переломный момент: -овладение огнем трением, -около 250 тыс. лет назад питекантроп уступил место разумному –неондертальцу.
Третий переломный момент: - 40-15 тыс. лет до н.э. появилось составное орудие труда (типа молота), начался процесс удлинения руки.
Четвертый переломный момент: -достижения в изготовлении орудия труда, в результате все больше стала выдвигаться охота, вытесняя собирательство. -в местах богатых для охоты создавались поселения и таким образом появились элементы оседлости.
2. Мезолит – второй период в развитии первобытного общества, отступление ледника, настала современная эпоха.
Пятый переломный момент: -изготовлены лук и стрелы, -расширилась охота, -рыболовство с использованием гарпунов, сетей.
Шестой переломный момент: -первобытные общины искали новые источники пропитания, уменьшается зависимость человека от природы. Это позволило переселяться с места на место. Появление первых признаков регулярного сбора злаков. Территория Палестины - 9-10 вв.до н.э. Стоянки в Палестине – пример перехода от кочевого к оседлому образу жизни.
3. Неолит - характеризуется переходом к производящему хозяйству, в результате чего получил название неолитической революции: а) человек - производитель материальных благ; б) люди стали получать гарантированный продукт. При смене проблемы питания начинает развиваться интеллект человека.
Седьмой переломный момент: -разнообразие хозяйственной деятельности. Первая форма разделения труда- половозрастная. Восьмой переломный момент: - с появлением разделения труда возникает кровнородственная община.
Девятый переломный момент: -эпоха неолита характеризуется посевом в почву. Это способствует появлению сельского хозяйства. Сеют просо, пшеницу, кукурузу, тыкву.
Десятый переломный момент: -возникает вторая форма разделения труда: скотоводство и сельское хозяйство. Как и всякое разделение труда вело к внутреннему развитию-«поиску новых технологий».
Одиннадцатый переломный момент: -происходит развитие средств передвижения: появляются долбленные челны, лыжи, сани.
Двенадцатый переломный момент: -внутри второй формы разделения труда начинается освоение металла, меди, бронзы. Поэтому появляются новые инструменты - топор, долото, серп. Появление инструментов - не столько технологический взрыв, сколько появление возможности экономии времени на изготовление орудий труда. -появилось первое производство - гончарное ремесло. В рамках кровнородственной общины распределение уравнительное, но не поровну. Размер получаемой доли зависел от: а) общего объема распределяемого продукта; б) физической потребности конкретного индивида.
Энеолит (4 тыс.лет до н.э)-меднокаменный век.
Тринадцатый переломный момент: -человек изобретает колесный транспорт и парусную лодку, что способствует расширению информационного поля.
Четырнадцатый переломный момент: -возникает третья форма разделения труда: ремесло отделяется от земледелия, появляются кузнецы, металлурги. Металлургическое производство зародилось в 6-4 вв. до н.э. на территории Индии, Египта. Первый металл - медь.
Пятнадцатый переломный момент: -появление частной собственности а) совершенствование орудий труда, всвязи с использованием металла. Труд становится более производительным, люди стали производить больше материальных благ, чем требовалось для поддержания жизни. В результате этого появляется прибавочный продукт; б) развитие общественного разделения труда создавало предпосылки для товарного производства. Возник регулярный обмен. в) меновые операции оказываются в руках тех, кто стоял во главе общин. Они выступали от имени общины, затем стали присваивать часть общинного достижения и превращать ее в продукт обмена для личного обогащения. Исторически 1 объект частной собственности - скот (пэкус). Затем частной собственностью становятся орудия производства, домашняя утварь, украшения.
Шестнадцатый переломный момент: -дифференциация населения по доходам была связана с появлением частной собственности.
Семнадцатый переломный момент: -формирование частной собственности привело к разложению первобытнообщинного строя: а) происходит хозяйственное обособление отдельных семей. Они превращают орудия труда в частную собственность; б) семьи расселяются на территории родовой общины, а также на территории других родов. Так происходит формирование сельской (соседской) общины. Внутри соседской общины семьи находятся в относительно экономической обособленности.
Восемнадцатый переломный момент: -появление обособленных хозяйств рождает необходимость регулирования межсоседских отношений, то есть возникает необходимость в появлении государства.
Девятнадцатый переломный момент: -процессы появления частной собственности, индивидуализации процесса производства, трансформации общины из родовой в соседскую или территориальную означали перевод к эпохи становления классового общества.
Тема: Рабовладельческое хозяйство.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |